О вере в веру монолог с Матроной Московской

Анатолий Делаф
Суди меня, Господи, по правде моей
и по непорочности моей во мне.
(псалтирь, псалом 7, стих 9)

МОНОЛОГ С МАТРОНОЙ МОСКОВСКОЙ
     О ВЕРЕ В ВЕРУ


«...Да оградит Господь Бог раба Божьего
на месте трудов его от всякого зла и искушения,
да будет труд сей ему во спасение, Церкви и
Отечеству на пользу! Аминь!»

(из молитвы Блаженной Матроне о работе)

1
Вот этот храм! Иль монастырь – не знаю.
Одно лишь знаю: там – твой дом, твой парк.
И я там изредка, но все таки бываю,
когда на сердце что-то вдруг не так.
Бываю здесь с своею робкой верой,
а честно - то с отсутствием её.
Не оттого ль в душе моей всё серо?
Не потому ль сознанье сердцу врёт?
Я приходил, когда невыносимой
вдруг становилась ноша бытия:
иль поступал я с кем-то некрасиво,
или когда дурачили меня.
Пока что лоб крестом не осеняю,
ведь я еще не верю в чудеса.
Но в дни последние, соблазны избегая,
все чаще взгляд бросаю в небеса.
Не осеняю, ибо точно знаю,
честнее лоб крестом не покрывать,
коль веры нет, коль дом Господень с краю,
но я к тебе пришел его познать.
Познав Христа, я может даже очень
впущу его в пробитый болью дом.
Быть может, скажет мне, что путь окончен,
и усыпит меня счастливым долгим сном.
Ты мне, святая, покажи дорогу,
поведай страннику единственный тот путь,
где нет ни злобы лютой, ни тревоги,
где незнакомы страх, измена, студь*.
__________
*студь - стужа, холод (церковно-славянский словарь)

2
В тот день шел дождь и дул прохладный ветер,
ты, как всегда, внимала всем гостям.
Стоял народ. Вокруг играли дети,
шумели, плакали, смеялись тут и там.
Озяб немного. В «Трапезной» теплее.
Дух пирожков меня всегда манил.
Уйдя от мест, где дышит все елеем,
туда, где люд напитки церкви пил,
я взял пирог и пару чашек чая:
присядь со мной, поешь хотя б чуток.
Навряд ли я с тобой в столовой рая
отпью нектара сладостный глоток.
Хочу с тобой поговорить о вере,
о крепости её и глубине.
Всяк ли блажен, кто открывает двери
и крестится иконам на стене?
Я знаю, знаю: там, за горизонтом
совсем иное восприятие добра.
Там ждут архангелы и лютые архонты*,
и жар огня, и лютые ветра...
Я верю в то, что Господу известны
молитвы слов обманчивых сердец.
Молитва лжи для веры бесполезна
и ей неведом благостный конец. 
Как много нас, без веры крест носящих,
читающих молитвы без души,
на всякий случай счастия просящих,
но ждет их Сатана в своей глуши.
_____________
*архонты - наиболее сильные из слуг дьявола (синкретическое религиозное учение)

3
Тьма жадных губ к иконе припадает,
стекло пропитано слезами и слюной.
И каждый в горе просьбы излагает,
и каждый слышен хочет быть тобой:
«Услышь ты нас, скорбящих и греховных,
потщись* пред Господом молитвою о нас.
Проси Создателя, чтоб верою духовной
нас укрепил…» И море мокрых глаз.
Не от дождя, от слез, от веры в чудо,
которое желают от тебя.
От истой веры, что найдут приюты
там, в небесах, где ангелы слепят.
Прости меня за то, что я с тобою
решил на эту тему говорить.
Я любопытен, этого не скрою,
мне б тайну неба малость приоткрыть.
Возможно ль то? Пока мне странно думать,
что там, за гранью существует рай.
Скажи, святая, только не пугай,
но и не будь сердитой и угрюмой.
Ведь не хулю я, а ищу дорогу,
и знать хотелось б мне, куда идти.
Пока что я  невероим* немного
Сомненья есть, за что меня прости,
Но знать хочу я, есть за гранью что-то?
Иль пустота и боле ничего?
Хоть на чуток открылись бы ворота,
чтоб все увидели святое божество.
_____________
*потщися - помоги (церковно-славянский словарь)
* невероимный - не имеющий твердой веры (толковый словарь В. Даля)

4
Давай с тобой поговорим немного.
Вопросов тьма, да вот ответов нет.
Мне не с кем поделиться о Свароге,
о свете том давно ищу ответ.
Читаю книги, только что в них толку,
живой ответ хотелось б слышать мне.
Ты помоги собрать души осколки,
и я припру сомнения к стене.
Слова твои заботливы и нежны.
Иначе быть не может у святых.
Пусть речь моя несвязна и небрежна,
и мысли прыгают как будто с гор крутых.
То это мне скажи, то расскажи об этом,
вот здесь мне странно, здесь совсем смешно.
Ты помоги, Матрона, мне советом:
грешно так мыслить или не грешно?
К примеру - человек! Он будет сразу грешен
лишь потому, что просто не крещен?
Его ль вина, что мир богами тесен?
Его ль вина, что мир не освящен
единым нимбом, посланным нам с неба?
Ну почему не явит лик свой божество?
Ну почему должны мы верить слепо
в невиданное нами естество?
Вот суд последний, где грехи предъявят
мои, свершенные в период бытия.
Узрят их все, кто в жизни мне лукавит
иль только я и высший судия?

5
Быть может, Мати, речь моя невнятна,
но ты поверь, я не хулю Христа.
Ведь на душе еще темнеют пятна
сомнений из Перунова гнезда.
И атеизм, в котором жил я долго,
не так легко забыть и зачеркнуть.
Вот и роятся мысли-кривотолки]
и мечутся, желая выбрать путь
единственный и верный, и понятный.
И ладно бы, когда б был одинок,
как тот Близнец*, не веривший собратьям,
что жив Христос, что стал его венок
из терна нимбом. Нас ведь миллионы.
И многих мучает единственный вопрос:
когда пройдем все в жизни бастионы,
что ждет нас там? Ничто? Или Христос?
Еще мне не понять: когда душа, отходит,
(отцы нам пишут) первые три дня
душа невдалеке от тела бродит
и вспоминает в прошлых днях себя.
на третий день, стремясь предстать пред Богом,
ее мытарят бесы всех грехов
и, коль их верх в конечном диалоге,
душе не избежать всех адовых оков*.
Но как же так? Ведь в эти третьи сутки
душа должна пред Господом предстать.
Навряд ли бес отнимет хоть минутку
у Высшего судьи. Что можно тут сказать?
__________
*Близнец - такое прозвище было у ученика И.Христа Фомы Неверующего.
*"И вот когда душа разлучится от тела и станет отходить к Создателю Своему в небесные селения, то лукавые духи преграждают ей путь, показывая все грехи ее. И если в ней найдется более добрых дел, то бесы не будут в силах удержать ее. Ежели в ней более отыщется грехов, то бесы удерживают ее и заключают в темнице, где и мучают ее, пока душа та воспримет искупление от мук их. Если же душа окажется столь грешна и мерзостна пред Богом, что у нее не будет никакой надежды на спасение, то такую душу бесы тотчас же низвергают в бездну" (Мытарства: Свидетельство блаженной Феодоры).

6
Я средь дорог: какой мне выбрать путь?
Тот, где Христос? Иль где Перун и Леда*?
Ведь мы как раса родились под Веды,
под ними родилась России суть.
Пять тысяч лет молилась Русь Перуну,
пять тысяч лет он отводил беду.
И вот забыты Овсень*, Велес, руны*...
Мы изменили своему гнезду?
На месте капищ - храмы и церквушки,
взамен костров - могильные кресты.
Теперь болота требуют просушки,
защитой были прежде от беды.
Беда России - возносить кого-то,
веками славить в камне и стихах.
Но такова российская природа:
проходит век - все сокрушаем в прах.
Вот говорят, что всех важнее вера.
Наверно так! Но где она была,
когда душили божью атмосферу
руками не бесовского крыла*?
Нужны ли Господу изменники богов?
Иль слово перед Господом пустое?
Иль в людях спрятан демон-пустослов,
что нас толкает к логову изгоев
Какой приидет бог, когда вновь веру сменим?
И ведь найдется оправдание тому,
что жизнь прожитая - всего лишь перемена,
что поклонялись не тому письму.

_________
*Лада - богиня юности и весны, красоты и плодородия, всещедрая матерь, покровительница любви и браков. Когда в XII веке до н.э. дорийцы завоевали Грецию, они принесли с собой культ Лады, чье имя на их языке означало Госпожа. С тех пор наша Лада поселилась в древнегреческой мифологии. Со временем она воплотилась в возлюбленную Зевса - Леду.
*Овсень - славянское божество, возжигающее солнечное колесо и дарующее свет миру.
*имеются ввиду убийства помазанников божьих (императоров Павла I, Александра II, Николая II, которые совершали люди, дававшие клятву верности на Библии.
*руны - письменность, существовавшая у древних славян до создания глаголицы и кириллицы (Википедия).

7
Одно я знаю: если ты крестился,
но не облекся верою в Христа,
то если даже ты всю жизнь молился
и ставил свечи у его креста -
все это тщетно. Суетно. Бесплодно.
Не стоит даже медного гроша.
Слова пустые Богу не угодны,
и полпути они не совершат.
А полдорожье -  это что такое?
Ни богу свет, ни черту кочерга,
ни мертвое созданье, ни живое,
ни дождь, ни зной, ни солнце, ни пурга.
Но если веруешь, найдутся те слова,
что чистят души от брони греховной.
Ведь стал же мытарь* спутником Христа,
хотя и обижал всех поголовно.
Коль в сердце пусто, ты его не мучай,
не вывезет слепая колея.
А Бога почитать на всякий случай,
претит всем правилам, которым верю я.
Лишь во Христе имеет силу вера*
и только с ним не зря горит свеча.
Свалиться в сатанинские пещеры
так просто без Исусова плеча.
Безверие и вера - две дороги.
Какой идти - решает человек:
так или жить по заповедям Бога,
а если нет - в аду гореть весь век.
__________
* мытарь Левий Матфей, один из двенадцати апостолов Иисуса Христа (Евангелие от Луки, гл. 5, стих 27).
*послание к Галатам, глава 5, стих 6

8
Мятущийся! Иду я шаг за шагом
все ближе ближе к храмовой стене.
Но я еще по-прежнему бродяга,
меж мыслей разных и словес во мне.
Я знаю то, что мир не изменю,
что все попытки знать его как должно
лишь превратят мой труд в пустовозню.
Да это сделать просто невозможно.
Пора домой. Уж солнце кличет ночь.
Дорожку освещает лунный зайчик.
С кандилы* свечи убирают прочь,
святые старцы лики свои прячут.
Гремят ключи и слышен скрип ворот,
все тише, тише шум людского гама,
прервали птицы свой дневной полет,
я есть последний посетитель храма.
Я рад тому, что мысли вышли в свет,
хотя они уже давно по миру бродят.
Не мною рождены - им пара тысяч лет,
и никого сторонкой не обходят.
Настанет час и всякий еретик
пусть не при всех, но все ж взывает к Богу.
И Бог всегда нужды услышит крик,
и Бог всегда прибудет на подмогу.
Ну вот и всё, Матрона, до свиданья!
Вернусь, как станет ясно и светло.
Там, за вратами храма - испытанья,
А здесь спокойно, тихо и тепло.
_________
*кандила - подсвечник перед иконами


P.S.
Закончен сказ, но мне твердят иные,
мол, вера во Христа отсутствует в письме,
что мысли у меня какие-то срамные,
что сам блуждаю я в словесной кутерьме.
Ты прав, читатель! Речь здесь не о вере
в Христа, в Матрону иль ещё в кого.
Я говорил вам о большой потере,
о вере в веру, больше ничего.
Из века в век мы веруем в кого-то,
потом является иное естество.
И память прежнюю околдовав дремотой,
вбивает в головы иное божество.
Тьмой доказательств, сказок и легенд
смутит он души верою нетвёрдых.
А что она? Переживет момент?
Иль скинет с шеи в мусор крест потёртый?
Отсюда и вопрос: что будет с верой завтра,
коль вдруг в мир явится какой-нибудь другой
спаситель душ и с лаской скажет: «Здравствуй!
Я к вам пришёл! И звать меня - Иной»?
А как бы я? А ты? Спасли б мы веру?
Ведь сколько раз мы изменяли миру.
Перун, цари, мечи и револьверы...
Не сотворим иного для себя кумира?



.........



Никтоже может дв;ма господинома работати:
Любо единаго возлюбить,
А другаго возненавидитъ:
Или единаго держится,
О друз;мъ же нерадити начнетъ


(Евангелие по Матфею, 6:24)


.........

«Сыне Божий, Свете вечный и даяй всем свет!
Помилуй мя, просвети очи сердца моего,
мглою грехов и страстей омраченныя,
якоже просветил еси слепых, возопивших к Тебе,
Да отверзутся и мои очи сердечныя,
да узрю Тя, Света незаходимаго, и верою
и любовию последую Тебе, мене ради окаяннаго
ходившему по земли. Аминь.».

(вторая молитва свт. Тихона Задонского)








Январь-сентябрь 2019 г.