Продолжение.
Читая А. С. Пушкина можно великолепным образом воспитать в себе человека.
В.Белинский
У каждого свой А.С. Пушкин.В анналы Истории он вписан как российский гений, гордость и слава русской литературы, великий поэт и гражданин,пророк и философ, реформатор современного русского литературного языка.Незаурядная личность, однако был подвержен в жизни многим греховным страстям с точки зрения общепринятой христианской морали. В перспективе исторического времени на судьбе дворянина Пушкина отразилось его время, при правлении трёх Российских императоров.Счастливая семейная жизнь поэта и писателя завершилась трагической смертью.А.С. Пушкин навечно занял своё почётное место на мировом литературном Олимпе.
О том, какое место он занимает в сердце его читателя и почитателя, мог бы сказать, наверно, каждый.Для меня он спутник жизни,любимый поэт, и в связи с этим хочется рассказать о моём открытии его для себя, о том, что особенно запомнилось из взволновавшего, поразившего, восхитившего, поучительного и заветного из его творчества и необычной судьбы.
Как и многие, я познакомилась с его творчеством в раннем детстве. Это были его прелестные, необыкновенные волшебные и бытовые сказки. Их неведомые дорожки увлекали в чудесный мир, где однако тёмные силы и злые люди вредили героям, стараясь их оморочить и погубить, завладеть добытыми ими диковинками или властью,бездарно и лукаво затем править, не зная предела в алчности и мании величия,посягнув даже на Владычицу Морскую.
Позже я узнала, откуда сюжеты, герои и нравственные заветы, неписаные законы доброты, бескорыстия,верной любви,преданной дружбы, почитания вещих предков и родителей: из ведических преданий и сказов,старинных мифов и фольклора, хранивших веками божественную премудрость наших прапредков - славяно-ариев, которые ведала его няня Арина Родионовна.
Следует отметить, что появление перед поэтом его юной Музы в садах лицея, о чем он написал в последней главе романа "Евгений Онегин": " В таинственных долинах весной при кликах лебединых, средь вод, сиявших в тишине, являться Муза стала мне"- это светлый образ божественного вдохновения, навеянного ведическими знаниями прапредков. Золотистое сияние на водах, где плывет белый Лебедь - сакральный символ чистоты,целомудрия, благородства и совершенства, это образ ведической богини добра, красоты и самой жизни, олицетворения супружеской верности у древних славян.
Вспомним царевну Лебедь из сказки о царе Салтане...она являлась олицетворением Руси, так из источников времени 10 века н.э. сама Русь называлась Лебедия.И этот светоносный образ Музы, и звездного ведического божества - царевны со звездою во лбу и месяцем под косой, освещающим ночью землю,из преданий глубины веков. О том,как изображали в те седые времена своих солярных богов славяно-арии, прекрасно написала ученый С.В.Жарникова: это золотой фон и Лебедь на водах; в христианстве - это золотые нимбы над головой святых.
В пантеоне солнечных богов древних славян царевна Лебедь - Азовушка, которая была женой одного из самых могущественных богов - магического Велеса,умевшего проникать и в мир богов Правь, и в земную - Явь, и в подземный-потусторонний мир Нави, а одним из его имён было - Гвидон; также образ Лебедушки это и символ одной из главных великий богинь Живы или Дживы, ваявшей судьбы мира.
А.С.Пушкин пересказывал своим прекрасным легким стихом древнейшие мифы и предания,облекая их в современную художественную форму, главное то,что у его сказок очень глубокий смысл, а корни их в отечественной и мировой Истории,наш гений хорошо знал и наследие ведической цивилизации.
В глобально меняющемся море жизни нашего современного мира повторяющиеся вековые сюжеты и схожие ситуации,и нам не помешает мудрость предков: не зря в своих аллегорических сказках-притчах Пушкин указует, что сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок, тем, кто учит уроки...
Жанр сказки не только для детей,он и для взрослых.Нравственные уроки сказок Пушкина на всю жизнь.Люди из народа, например, Балда,стоят за справедливость,умеют на бытовом уровне восстановить справедливость и наказать обидчиков за скряжничество, обман и другие пороки. Крылатыми выражениями стала мораль этих сказок: остаться у разбитого корыта,не гоняйся за дешевизной и т.п.
Сказки Пушкина написаны легким и ясным слогом, их образы ярки и впечатляющи, они запоминаются на всю жизнь: прекрасная звездная волшебница царевна Лебедь,Кот учёный, царевичи Гвидон и Елисей, русалка на ветвях дуба - символа мирового древа жизни, величавая Владычица морская Золотая рыбка, старик-рыбак и другие.Чуткая и добрая детская душа сопереживает им,учится различать добро и зло, доставшиеся персонажам испытания и их мужественное преодоление героями учат нас, как и всё обширное творчество Пушкина,вдумчиво относиться к жизни,быть добрыми и бескорыстными, верно любить и смело бороться с кознями врагов за правду, почитать мудрых посланников небес, слушать их советы, принимать помощь от них ( так,Баба -Яга ведь хранительница заветных знаний рода, живущая на порубежье мира живых и мёртвых, куда героям заказан путь, а её волшебный конь может перенести героя в иномир нави, в царство Кащея), чтобы побеждать персонифицированное Зло.
В школьные годы хрестоматийные стихотворения Александра Сергеевича запоминались, но казались слишком простыми и не вызывали особых эмоций, только со временем понимаешь, что умение писать образно, лаконично, выразительно,с яркими образами даётся с трудом, да и то не многим.А удивительно то, что во многих образах и символах сказок А.С.Пушкина таится сакральный и магический смысл(вспомним, что молодой поэт был масоном, а это были самые образованные и приобщенные к эзотерическим знаниям древних цивилизаций дворяне).
Возьмем для примера великолепное вступление к самой ранней поэме Пушкина " Руслан и Людмила", где поэтом в простых и понятных образах зашифрован очень
глубокий смысл.
Враги русов искажали и переписывали не раз нашу славную и уникальную историю,особенно во время Петра Первого и Екатерины Второй,им был ненавистен русский дух, смелый, вольный и благородный.Творения А.С.Пушкина помогают восстанавливать историческую память.
Обратимся к поэме "Руслан и Людмила", ее бесподобное сказочное вступление все помнят с детства: "У Лукоморья дуб зеленый"...А ведь Лукоморье это не только богатое воображение поэта. Оно существовало реально, так, на карте Меркатора 15-16 века это место в Западной Сибири, являющееся местом впадения реки Обь в самое холодное северное Карское море, а Обская губа( залив) по форме похожа на стрелу лука. Начало реки Обь, ее исток расположен в священном Беловодье ( на Алтае).Значит, образ Лукоморья не совсем сказочный.
О славяно-арийской божественной книге Света - "Веды", данной людям более 40000 лет назад и соотнесенной с современной топонимикой, смотрите у меня в разделе "Преданья старины глубокой". Путь же среди островов Карского моря, по морю Балтийскому мимо острова Буяна ( Руяна) описан в сказке о царе Салтане, по мнению многих пушкинистов...
Дуб зеленый - это священное мифическое мировое древо жизни...
Загадочный образ учёного Кота, несомненно, Кот Баюн, великан-людоед, живущий в лесу и своим чудесным голосом могущий заворожить, убаюкать и усыпить путников, а потом их убить.Его почти невозможно поймать, но сумевшему это сделать, он дарит здоровье и вечность. Этот сказочный персонаж входит в свиту хранительницы родовых обычаев Бабы Яги, помогая ей быть в курсе всех происшествий,Кот тотемный зверь бога Велеса.
Колдун Черномор, по преданиям славян, зловещий младший сын Чернобога,Змея Тьмы, хозяина царства мёртвых, а его старшими сыновьями были Горын и Вий. Это синоним
Кощея -_Кащея Бессмертного, которого если и можно победить,то нельзя убить...
О главных героях поэмы можно прочитать в моем стихотворении " Одухотворенное бытие" в этой же рубрике "А.С.Пушкин", где дана некоторая расшифровка их образов.
Русалки это образы из легенд, например, о Геракле, где безнадежно влюблённая в него нимфа стала символом несчастной любви.Но скорее всего это из славянских сказаний об обережной одолень-траве, белой кувшинке, эта водяная лилия была волшебным цветком русалок,которые ночью превращались в девушек и плавали до утра,а днем вновь становились цветами.
Моей неизменной любовью с детства был М.Лермонтов, его прекрасная и грустная философия,душевные муки и космополитизм,жажда бурь и неразделённая любовь,верность ей, презрение к женщинам для того, чтоб их не любить,усталость от жизни в самом её начале, пророческое предвидение своей смерти и событий мирового масштаба, тонкость чувств,эрудиция, неприязнь к несовершенству окружающего мира,фатализм и восхищение природой,смелым обращением к Богу и терзающему его Демону,конечно, многое тогда воспринималось в стихах и трагической судьбе кумира интуитивно, но сильно запало в душу.
Солнечный гений Пушкина был иным, несмотря на удары судьбы, поэт оставался светлым и жажду жизни,любовь к ней выражал оптимистично, любови его были многочисленны, но вдохновенны и пылки, у него было много настоящих и верных друзей.
Муза была благосклонна к поэту, начав ещё в студенческие годы освещать незакатным светом его скромную студенческую келью, даже печаль его была светла, а знание отечественной истории выливалось в прославление Отечества и его героев, его мудрость поражала своей афористичностью, глубоким пониманием жизни, даже его блестящий сарказм по этому поводу воспринимался как истины, добытые жизненным опытом, а поклонение Красоте было бальзамом на душу, пробуждая высокие чувства.
Незабываемые образы произведений Пушкина запечатлелись в душе навсегда. Будь то волшебное Лукоморье - отзвук воспоминаний о таинственной прародине пращуров Гиперборее на месте современного Северного Ледовитого океана или грянувший страшный, славный и судьбоносный для России Полтавский бой, когда смешались кони, люди и залпы тысячи орудий.
Романтические поэмы и реалистическая проза многое дают сердцу и уму, прежде всего - истинное понимание жизни, сердца человеческого, заставляя сопереживать искушенному в жизни автору и его героям.Как это у святого Иоанна:"И познаете истину, и истина сделает вас свободными".
Не счесть обращений Пушкина к родной истории, его обширные познания в ней, вдохновлённые патриотическим чувством, входят в сердце, запечатлеваясь там и напоминая, кто мы и откуда, что есть слава и подвиг наших героев и народа,их сила духа и беспримерное мужество;какой силой воли и любовью к родной земле, какими неимоверными жертвами они не раз отстояли от захватчиков нашу Отчизну.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоённый,
Москвы коленопреклонённой
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приёмный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружён,
Глядел на грозный пламень он.
Особое впечатление произвели на меня бесподобные, на вид простенькие "Повести Белкина...", в которых драма и любовь повседневной жизни простых людей достигает трагических высот пьес Шекспира,но эти добрые и самоотверженные чувства приглушает повседневность и обыденность обстановки,непонимания и эгоизма близких, как в проникновенном "Станционном смотрителе".Добрый и любящий отец умирает с разбитым сердцем.
Эта повесть - ненавязчивое напоминание о том, что в погоне за личным счастьем не надо забывать о чувствах близких родных людей...об этом народная мудрость говорит: Что имеем - не храним, а потерявши - плачем.
Автор представил в повести "Метель" почти детективную, трогательную и сентиментальную историю любви: сначала неопытных и далёких от понимания настоящей жизни героев, безответственных, легкомысленных, но романтичных.Драма произошедшего от этого неисправима. Однако судьба благосклонна к ним, уже наученным горьким опытом жизни, усвоившим ее суровые уроки, прошедших духовное становление, поэтому в финале неожиданно по заслугам награжденных судьбой за достоинство и преданность.
Нравственные уроки этих прелестных повестей, не оцененных современниками поэта должным образом,глубоки и мудры, они понятны неравнодушному читателю, ведь общечеловеческие
ценности неизменны веками,они современны.
"Гуманность Пушкина была явлением высшего порядка: она не дразнила воображения картинами нищеты и страдания, и туманом слёз не заволакивала сознания; её источник был не в мягкосердечии, а в понимании и чувстве справедливости. И гуманность была, конечно, врожденной чертой избранной натуры Пушкина," - писал И.Ф.Анненский.
Следовательно, духовный мир А.С.Пушкина, его идеи, образы и символы,нравственные идеалы,искренние переживания, чувство справедливости помогают познанию истины,проистекающей из мудрости и духовности народа, образовывают и просветляют умы и души читателей.