Его рукой водила страсть...

Зарина Морская
Сам великий Модильяни
писал портреты с нашей Анны...
Их жизнь на миг соединила,
а судьба - разъединила...

О! Как же он её писал!
Его рукой водила страсть -
нагое тело на холсте
живым казалось при свече!

Кистью тонкой смелый взмах,-
и бёдра... и лицо в анфас...
и ранимость хрупких плеч...
и гордый взгляд - готов обжечь!

Но знал её он и другою -
беззащитной и святою -
она так искренне любила!
Но потом...
Потом забыла...

Художник очень благородно
рисунки спрятал от народа,
чтоб нагость Анны не судили
и чувства их не осудили!

х х х

Они потом встречались... Раз...
Но умерла меж ними страсть...

Порой бывает - не разжечь
любви, сумевшей умереть!



   Анна Андреевна Ахматова (1889–1966) не любила рассказывать о своей личной жизни, о её романах нам известно со слов друзей, близких, знакомых. Часто поэтесса сама в стихах раскрывала тайны своих чувств к любимым мужчинам. И лишь одна история, которая случилась с ней в молодости, когда поэтессе едва исполнилось двадцать лет, породила немало загадок, разгадать которые до конца не удаётся до сих пор. Ахматова тщательно скрывала историю этой любви и лишь в конце жизни слегка приоткрыла завесу над её тёплым чувством к итальянскому художнику Амедео Модильяни (1884–1920).

   Итальянский еврей по происхождению, Модильяни переехал в Париж в 1906 году, чтобы брать уроки художественного мастерства у именитых французских живописцев и заявить о себе, как о молодом, талантливом художнике.

   Изящный, аристократичный, чувствительный, Амедео отличался особой экстравагантностью, которая сразу бросилась в глаза русской девушке.

   В тот год Модильяни едва исполнилось двадцать шесть лет. Анне Андреевне, всего лишь - двадцать. За месяц до этой встречи, весной 1910 года, она обручилась с поэтом Николаем Гумилёвым, и влюблённые отправились в свадебное путешествие в Париж.

   Модильяни случайно встретил Ахматову в самом центре французской столицы, и был покорён её необычной красотой. Художник осторожно попросил у Ахматовой разрешение написать её портрет. Она согласилась. Так началась история страстной, но недолгой любви.

   После месячного пребывания в Париже молодожёны вернулись домой. Гумилёв отправился в Африку, а между Модильяни и Анной возникла пылкая переписка. Когда Гумилёв вернулся, сердце Анны уже было в плену у Модильяни, и после ссоры с мужем, она снова отправилась в Париж, к своему Амедео…


   Модильяни подарил Анне Андреевне незабываемые дни, которые остались с ней на всю жизнь, и множество её портретов, среди которых были и нагие. В тот год влюблённые не думали о вечной разлуке. Они были вместе. Он — одинокий и бедный итальянский художник, она — замужняя русская женщина.

   Когда Ахматова, покидая Париж, прощалась с художником, тот отдал ей свёртки рисунков, как всегда подписанных коротким словом: «Моди». В переводе с французского это означало «проклятый». Амедео настойчиво просил повесить их в комнате Анны на родине. Но она спрятала рисунки итальянца в надёжное место. И лишь единственный рисунок работы Амедео Модильяни до последних дней висел у неё над изголовьем кровати.

   В начале 1990-х годов в Италии состоялась выставка работ итальянского художника. Среди ста картин посетители увидели двенадцать изображений красивой, молодой, черноволосой девушки. Это были портреты великой русской поэтессы Анны Андреевны Ахматовой.