А. С. Пушкин. VII

Ольга Дэн
                Продолжение.

"Достойно внимания, как высоко он ценил те,даже небольшие, добрые влияния, на которые можно было ему опираться в минуты нравственной борьбы,сколь ответственным пред ними он себя считал, когда оказывался им неверен".
                Митрополит Антоний (А.П.Храповицкий)из книги "О Пушкине".

На долю А.С. Пушкина выпало немало жизненных испытаний, вызванных его вольнолюбивой лирикой,состраданием к народу,неординарностью проницательного ума и активной гражданской позицией.К концу 20-х годов 19 века поэт достиг всеобщего признания,его считали "первым поэтом России", к его словам прислушивались.
1828 год был для него тяжелым в плане разлада с собой, своими идеалами, "думами высокого стремления",мучительным отступлением от неблагодарной миссии пророка.
Поэт молод,известен, влюбчив, он покоряет женщин и хвастает своими победами; он игрок,но играя, часто проигрывает;безуспешно сватается к Анне Олениной, стремясь изменить  личную жизнь, впадает во все тяжкие грехи.
Однако человек, достигавший высокого духовного просветления, с обостренными чувствами чуткой души к несправедливости мира,вкусивший многие премудрости бытия,не мог быть удовлетворен примитивными, пошлыми и сомнительными радостями жизни.Прожигание жизни вызывало в Пушкине муки совести и привело его к духовному кризису.Обозревая свою прошлую жизнь,проводимую "в праздности, в неистовых пирах, в безумстве гибельной свободы", он испытывает отвращение  к себе и впадает в уныние.
В день своего 29-летия Пушкин пишет самое мрачное и пессимистичное свое стихотворение "Дар напрасный", которое было опубликовано в альманахе "Северные цветы".

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

Стихотворение прочел архиепископ Московский Филарет( в миру Василий Михайлович Дроздов), выдающийся человек,замечательный проповедник, крупнейший православный богослов 19 века.Истинный пастырь хотя и был  сурового нрава,принципиальный человек, всё же обратил внимание на  душевные  страдания поэта. Мудрый священник мог бы своим авторитетом повлиять на  богохульство поэта, ибо это было греховное уныние,но он ценил  Пушкина-поэта и понимал его человеческие заблуждения.
Будучи  высоко образованным человеком, действительным членом Академии Российской,Филарет выразил свое отношение к  А.С. Пушкину тоже в стихотворении, намеренно используя  ту же лексику, стихотворный размер и ритмику, фразеологию, что и  у Пушкина,  а само стихотворение было написано как бы от имени духовно прозревающего поэта, обращающегося к Богу:

Жизнь от Бога мне дана...
Сам я своенравной властью
Зло из тёмных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, забвенный мною,
Просияй сквозь сумрак дум...

Стихи были отданы духовным пастырем Филаретом Елизавете Михайловне Хитрово, дочери  Кутузова, в салоне которой постоянно бывал Пушкин.По этому поводу поэт бравировал в кругу друзей, однако  внял  наставлению на путь истинный и в стихотворном ответе  был правдив и искренен.
                Стансы
В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.

Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.

Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.

И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.

Твоим огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе серафима (Филарета)
В священном ужасе поэт.

Диалог поэта с Филаретом оказался жизненно важным для потерявшего интерес к жизни Пушкина.Правда  увещания в стихах была ему близка как автору "Пророка", он принял её.Таких духовников и настоящих подвижников посылает Бог заблудшим душам, но их всегда так не хватает нашему народу.
К этому диалогу восходит и  идея написания Пушкиным маленьких трагедий, особенно "Пира во время чумы", где на гимн чуме отвечает священник, призывающий обезумевших  от страха людей не  ругаться над смыслом жизни.
Герой трагедии Вальсингам, погруженный в глубокую задумчивость после пробуждения совести священником, восклицал:"Где я? Святое чудо света? Вижу тебя я там, куда мой падший ум не досягнет уже..." Великому поэту было доступно чувство святыни... Россия обязана своим существованием и ему...
Став православным христианином, А.С.Пушкин обращался в творчестве к Библии, христианским темам, образам и символам.

Напрасно я бегу к сионским высотам,
Грех алчный гонится за мною по пятам...
Так, ноздри пыльные уткнув в песок сыпучий,
Голодный лев следит оленя бег пахучий.

Здесь дано аллегорически выраженное воздействие греха и зла на душу человека.В христианской символике олень - образ души человека, а грех сравнивается с голодным львом, песок - с суетой и страстями, которые постоянно улавливают душу, стремящуюся к Богу...
Любимую жену Наталью, свою Музу, поэт называл  в стихах "моя мадонна", а в жизни  звал жёнкой.
В последние годы жизни Пушкин писал о праведном возмездии за различные грехи,переложил на стихи главную христианскую молитву "Отче наш", интересны его стихи "Мирская власть" и "Отцы пустынники и жены непорочны", последнее является стихотворным переложением молитвы святого Ефрема Сирина.Исследователи творчества поэта считали, что имеется какое-то мистическое сближение судьбы поэта с преподобным  Ефремом Сириным: в день этого святого 10 февраля великий поэт Пушкин умер...Поэт и сам отмечал, что судьбоносные события его жизни часто происходили в православные праздники.