Скорбь-это

Людмила Куликова 4
  Я "созрела" ,чтобы понять и попытаться объяснить,что такое "скорбь."Тем более, что пришлось чуточку,может ,на мизинчик прикоснуться к  ней,увидеть своими глазами. Не путать со словом "горе",оно просто "приложение"к великой боли под названием "скорбь". В Магадане стоит памятник "Маска Скорби",стоит при въезде,потому что отсюда и сюда шла дорога на каторгу,по которой прошли,провезли миллионы невинных людей. Когда поставили этот памятник, посыпались нелепые осуждения к автору Эрнсту Неизвестному,потому что,по мнению обсуждающих,  памятник несуразен,бесформен,практически непонятен для человека постороннего,но едут сюда люди и едут,возлагают цветы,льют слёзы,стоя на коленях,ставят свечи.
       Я уезжала из Магадана,когда памятника ещё не было,а маску и скорбь успела увидеть незримо. Со мной работали люди,которые были невыездными,их репрессировали ,но они уже не уезжали "на материк"-там их нито  не ждал.Выросли их дети,а скорбь осталась на лицах. Моей близкой подругой по работе была Оленька,еврейка (это важно),умная, ласковая ,любящая работу и детей. Семью выслали за то,что отца Ольги,будучи бухгалтером на предприятии,посчитали врагом и отправили на Колыму. Потом быстренько разобрались и отпустили,но они остались ..и сколько их таких. Узнавала их истории не сразу,потом кто-то обязательно рассказывал тихонько.
   В школе работал сторожем Дядя Вася,пел замечательно,классический тенор. Оказывается  он пел в Большом театре,беззаботно перепел частушку немыслимую-и выслали за такую "провинность."Обожал Собинова (тенор). Когда я оказалась без жилья,предложил 2000 рублей,чтобы я купила балок. Отдала,когда смогу.У него была вторая семья уже тут,на Колыме,а к первой так и не съездил.  А мой любимый школьный завхоз,интеллигент до мозга костей.Я ещё тогда назвала бы его бизнесменом,потому что он умел менять шило на мыло и доставать недоставаемое-и всё для детей интерната. Мрачное впечатление оставил слесарь школы дядя Паша,маленький,мрачный.Мы знали,что он в подвале "обдирал" собак и шил  из шкур шапки. Новый директор уволил его,а когда открыли  "царство" дяди Паши,ужаснулись обилию обглоданных крысами костей. Понятно,почему дети невзлюбили слесаря,а позже узнали,что он был в войну в числе бендеровцев,осуждён и находился в тюрьме много лет.   Больше,конечно ,осталось порядочных,но обиженных людей.
     Живя на "материке",я и многие думали,что на Колыму люди едут зарабатывать,Это тоже было правдой...Тогда запрещали литературу ,рассказывающую  правду о колымских лагерях. Был даже приказ об изъятии из библиотек подобной литературы,например, "Колымские рассказы" Шаламова.Как-то по работе пришлось проехать  по  Колымской трассе. Тяжёлое зрелище от множества пустующих бараков,заброшенных карьеров. Угнетающее зрелище и тяжёлое  душевное состояние давило именно скорбью на меня.
       Но жизнь продолжалась. Душевную боль я пережили,когда в школе проводила Праздник Октября. Как красиво было придумано: мы с ребятами- активистами   решили инсценировать революционный "Смольный". Директор нас поддержала. Школа тогда была лучшая в городе,это нас окрыляло. Напечатали "мандаты", в театре я взяла кожанки и бутафорные ружья. Замысел был таков: ученики входят в школу по паролю и мандату ...вот так было задумано, и я откровенно радовалась и потирала руки от предчувствия хорошей игры,настоящего праздника.Всё было подготовлено, и все дети знали о происходящем. А потом  старшие ученики сами  проведут  у малышей классные часы.
    Утром все стояли на своих местах,малыши звонко говорили пароль ,протягивали мандаты,шумно входили. Но ,когда пришла очередь старшеклассников,многие брезгливо отталкивали руки "революционеров". Один старшеклассник,глядя мне печально в глаза,сказал:"Зачем вы цирк устроили?"..И я опять увидела эту самую скорбь, безысходностЬ в глазах  некоторых старшеклассников. А позже я поняла,какую несуразицу организовала здесь,на Колыме. Ещё жива боль и скорбь от происходившего в душах колымчан. А позже многих ребят арестовали за распространение листовок. И это происходило в то время,когда по всем республикам шагали праздничные демонстрации,и народ отмечал революционный Октябрь. И я приехала оттуда,вся окрылённая идеями. Не вписалась. Да и не поняла происходящего,осудила."Есть у революции начало,нет у революции конца"-железный лозунг.
     Вспомнились мне и немцы,живущие по всей Средней Азии и Казахстану не по своей воле,привезённые в вагонах для скота на ПМЖ ,я до Магадана  отработала в школе   в немецком посёлке более семи лет,не почувствовав скорби старшего поколения.Они это не показывали своим видом,никого не корили,но держали в памяти-такое не забыть. А соседи-ингуши в Алма-Ате,тоже жившие  скорбно на чужбине?Но и те, и другие сберегли традиции и обычаи своих народов. Не знаю,правда это или нет. Рассказывали,когда разрешили выезд ингушей на родину,на Кавказ,домой,они выкапывали останки предков и вывозили с собой в вагонах. Такие скорбные поезда отъезжали от перронов. Жуткая трагическая  история у нашего народа. Только на Родине люди могли "снять" с лица маску скорби. А ребят-старшеклассников запомнила на всю жизнь.Как с этим им и их родителям пришлось прожить всю жизнь на Колыме? У многих и сейчас там живут внуки и правнуки, а следующие за ними поколения теперь могут и по книгам прочитать,и по телевизору посмотреть про трагические страницы нашего народа, к которым я явно прикоснулась чуть-чуть,и этого хватило,чтобы понять,почему люди едут за тридевять земель к памятнику "Маска Скорби": в нём, как в Храме на крови,собрана вся скорбь загубленных душ человеческих не только Колымы,всего ГУЛАГА.