Шекспир

Ивлин
"А не замахнуться ли нам на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира?"
(из к/ф "Берегись автомобиля», Э. Рязанова)

Вильяма (Уильяма) оставим в покое, разберем Шекспира, вернее не его самого, а слово- псевдоним «Shake-speare» или «Shak-spear» , что в переводе «Потрясатель копьём».

Надгробный памятник Шекспиру в Стратфорде представляет собой бюст с пером в руке, а где же копье?

Слоган: "Перо, копье и гильотина".  Пером как и копьем можно уколоть, ранить власть имущих, что может закончится гильотиной. Помимо риска, быть писателем, как и актером, считалось непрестижным, плебейским занятием. Поэтому, понятны основания использования писателями с давнишних пор псевдонимов.

Перейдем к "Shake-speare" и переведем этот псевдоним заново, тогда "shake" - буквально - встряска. Сравним оба перевода "потрясатель" и "встряска", общее здесь - что-либо "трясти". В "Шекспире" - это трясти "копьем". Зачем копьем трясти? Не логично. :)

Возьмемся за копье;
Копье это древко с металическим наконечником.

Ну, а теперь вспомним, те кто застал перьевую ручку, простую деревяную ручку с металлическим пером, которую периодически окунают в чернильницу. Чем не копьё? :) Помню в детстве из таких делали дротики. Кстати, тупой конец копья на старославянском "ток", на молд. "ток" - ручка.

Потом уже появились заправляемые, "авторучки" (с резервуаром и автоматической подачей чернил). Эта автоматическая подача чернил была условной, для того чтобы чернила поступало на перо приходилось ручку постоянно трясти или откручивать и надавливать на резервуар. В чернилах были и руки, и одежда и кляксы на тетрадях.

Опять же, палочка костяная или бронзовая с острым концом для писания на навощенных досках называлась на греческом - стило (stylo), а стилоу (stilou) - сегодня на молд. -  авторучка.

Дорогие, имидживые ручки и сегодня предмет роскоши.
А представьте себе владельца такой ручки в середине XVI века? Представили?
Таким владельцем уникальной "авторучки", которую все же приходилось постоянно "встряхивать" и был наш Уильям "Встряхивающий Пером".

Некоторые могут сказать, что владение в XVI веке "авторучкой" притянуто за уши, ведь авторучка была запатентована лишь в 1803 году. Верно, однако не совсем.

1. Уже Древний Рим знал перья, изготовленные из бронзы, меди и серебра. Их обрез и расщеп были при этом не слишком далеки от современного. Особенностью этих перьев, в частности, было то, что они не списывались и не подвергались коррозии и были, таким образом, бесконечно прочными ("вечными"). Такого типа пером Теодорих Великий (VI в. н. э.) подписывал приказы.

2. Археологические находки в руинах Помпеи включают бронзовые варианты перьев, а это 79 год н. э.

3. Самой древней авторучке — более 800 лет (XIII век). Сотрудники знаменитого хранилища древних рукописей Матенадаран в Армении установили, что подобные современным, авторучки употреблялись еще в 1166 году. Об этом свидетельствуют пометки на полях ряда документов. Писарь Степанос, например, сообщает, что, раз «обмакнув", он мог написать своей ручкой 700 букв — примерно одну страницу.

4. Самое раннее историческое свидетельство о перьевой авторучке относится к X веку. В 953 году, Маад аль-Муизз, калиф Египта, потребовал создать ручку, которая не будет пачкать его руки или одежду, и которая была ручкой, содержащей небольшой бак с чернилами над пером, которое вытекало через капилляры пера благодаря силе тяжести.

Так, что хронологически, в XVI веке обладать такой ручкой Шекспир вполне мог.

Современники Уильяма говорили, что у него "быстрое перо", даже так  его и прозвали - "Быстрое Перо". Это не только потому что он был гениальным и  очень много написал. Уильям физически имел возможность быстро писать, обладая для тех времен уникальным копьем-ручкой.

Сегодня некоторые хвастаются своей дорогой ручкой, Вильям, наш Шекспир, увековечил свою ручку на века.

P.S.
Выражение " Перышко под ребрышко" - это не из произведений Шекспира, но и не от "гусиного пера".  :)