Чехов. Диалоги с классиками

Дух Хайяма
"Разве радость сверхъестественное чувство? Разве она не должна быть нормальным состоянием человека? Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, чем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь. Сократ, Диоген и Марк Аврелий испытывали радость, а не печаль. И апостол говорит: постоянно радуйтеся. Радуйся же и будь счастлив."

А.П. Чехов



"Мне не доставляет удовольствие спорить с классиками, однако, - «Платон мне друг, но истина дороже»
Первая  жена Сократа звалась Ксантиппа. ... Ксантиппа прославилась своим дурным нравом. И, действительно, она обладала таким сварливым характером, такою неистовою и грубою природою, что никто другой кроме Сократа с его неизменной вежливостью не вынес бы всех ее оскорблений. Я не могу представить радость Сократа, которому приходилось ежедневно возвращаться домой и надеяться, что его жена уже уснула и ее жесткий башмак не прогуляется в очередной раз по его мудрой голове!)
 По поводу Марка Аврелия исторические источники сообщают, что его приемный отец Антоний Пий запретил будущему императору жениться на девушке которую он любил, ее звали Циония и вместо этого, его обручили со своей дочерью – Фаустиной. Поженились молодые люди в 145 году. Фаустина оказалась неверной супругой, и стала изменять мужу через несколько лет после бракосочетания. Историки считают, что это было связано с постоянной занятостью Марка Аврелия на государственных должностях и в походах. Жену императора видели в компании с актерами театра, матросами, завсегдатаями кабаков, гладиаторами. Слухи о похождениях супруги доходили и до Марка Аврелия и не смотря на то, что Марк продолжал жить с неверной супругой до ее смерти назвать такие отношения радостными можно с большой натяжкой...
Источник: https://miritaly.ru/mark-avrelij/
О жизни Диогена известно мало, да и сохранившаяся информация спорна. То, что известно о биографии философа, поместилось в одну главу книги его тезки, позднеантичного ученого и библиографа Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». Но логически рассуждая, голодная жизнь в тесной бочке полуголого и непризнанного толпой горожан аскета, навряд ли приносила эксцентричному философу радость и, возможно, что именно попав в рабство к коринфянену Ксеониду он наконец-то стал счастлив, ведь когда ученики и знакомые предлагали философу выкупить его из рабства, то он отказывался, утверждая, что так якобы иллюстрирует тот факт, что даже в рабстве он может быть «господином своего господина». На деле же Диоген радовался крыше над головой и регулярному питанию.
https://24smi.org/celebrity/19508-diogen.html

 И еще, - радость это конечно же естественное проявление приятной эмоции, доступное даже животным. Но чрезмерная постоянная радость свойственна лишь просветленным и дурачкам."