История одного советского детства

Наира Саркисян
   Конечно, эту историю смело можно назвать абстрактной, потому что она может быть не только моей, но и многих других моих сверстников.
   Родилась я в Арцахе, одной из древних провинций исторической Армении, в городе Степанакерте. Родители мои родом из села Тернаваз, при советах Красное село, Аскеранского района. В Степанакерте мы несколько лет жили в однокомнатной квартире мамы, которую она получила во время студенчества. Когда мой дядя, ее брат, вернулся из армии и женился, мама подарила ему свою квартиру. Мы переехали жить в однокомнатную квартиру бабушки Марго, маме папы. Кроме того, родители стояли на квартирной очереди как молодая семья. С квартирным вопросом в Карабахе всегда было сложно и папа решил, что мы должны уехать.
   Мне было шесть лет, а брату около трех, когда мы уехали в курортный городок  Кисловодск. Почти год снимали там собственный домик у наших карабахских знакомых. Благодаря тем же знакомым родители смогли устроиться на работу по специальности. В Кисловодске я ходила в детский сад в подготовительную группу. Садик находился очень далеко от нашего дома. Мы проходили долгий путь параллельный железной дороге до самой окраины города, затем направо совершив не менее долгий путь через длинную улицу наконец доходили до детского сада.
   Рядом с садиком находился книжный магазин, я часто просила родителей  купить мне книжку. Хотя ещё не умела читать, но по иллюстрациям сказок выдумывала разные сюжеты, а мама затем в свободное время читала нам с братом реальное содержание книги.
   Однажды в Кисловодск приехал цирк, который с размахом расположился на  близлежащей от нашего дома площади. Конечно же, мы с семьей пошли на премьеру. Там я впервые увидела живого клоуна, знаменитого тогда Олега Попова. Были номера акробатики, номера с животными: лошадьми, собаками, тиграми, кошками... Впечатлений осталось надолго.
   А однажды, вместе с папой гуляя по городскому парку, мы увидели в свежей зеленой травке прыгающего под весенним теплым солнышком маленького заблудившегося зайчонка. Собрались люди, смотрели, улыбались, но никто не знал, чей это зайчик. Я сказала папе, что хочу потрогать зверюшку. Папа поймал его, дал мне подержать, а потом, так и не найдя хозяина, мы под улыбающиеся взгляды прохожих забрали зайчика к себе домой выходить, вырастить это маленькое пышное существо. Мама давала зайчику молочко, затем отпускала его побегать во дворе среди трав и весенних цветочков и, конечно же, я вместе с ним, чтобы мое маленькое белое чудо не затерялось.

   ***
   Новая история моей семьи началась с объявления в одной из советских газет, в которой было написано, что в городе Шахты Ростовской области открылись новые комбинаты по производству хлопковой ткани, где требуются триста рабочих, которым в течение года будет предоставлено постоянное жильё в районе ХБК (хлопчатобумажного комбината). Так как папа раньше работал в шелковом комбинате мастером-бригадиром, у него уже был опыт работы по этому профилю, то родители решили принять судьбоносное для нашей семьи решение - поехать по объявлению.
   В Шахтах мы почти год жили квартирантами в одной из собственных домов по улице Смидовича, близко от ХБК-а. Хозяевами дома были бабушка с дедушкой, у которых жила красавица внучка Наташа, на восемь лет старше меня. У них во дворе, рядом с их домом, был построен новый дом, с двумя комнатами и русской печью из огнеупорных кирпичей, которую топили углем. Внутри дома требовались косметические работы. Дедушка согласился сдать нам дом с условием, если папа завершит ремонт комнат. Папа согласился и мы остались жить там.
   Родители никогда не запирали двери на замок. В наше отсутствие бабушка, добрейшей души женщина, по утрам заходила в дом, топила печку углем и ставила на неё разогреваться чайник с водой. Когда я возвращалась со школы, а родители с работы, по пути забрав из садика брата, дома было уже тепло и уютно.
   У бабушки с дедушкой во дворе была большая чёрная овчарка, но совсем не злая, хотя на заборе для устрашения хулиганов было написано: "Осторожно, злая собака". Несмотря на запреты мамы я иногда подходила и гладила Черныша, мы с ним подружились.
   Стояла ранняя осень. В свой первый класс я пошла с опозданием почти на неделю. Моя первая учительница Раиса Степановна напоминала мне мою бабушку Женю, тоже учительницу младших классов, но армянской школы. Раиса Степановна дала мне букварь и посадила на единственное свободное место за последней партой. Так как я ходила в русский садик, то для меня не составляло труда рассказывать по иллюстрациям. Но когда уже начали писать буквы, решать примеры по математике, я почти ничего не видела с последней парты, часто поднимала руку и спрашивала разрешение посмотреть поближе. Потом меня пересадили за мою неизменную третью парту, менялись лишь ряды.
   А еще, я очень хорошо рисовала, несмотря на то, что вначале у меня было всего три цветных маленьких карандаша: синий, желтый и красный, черный цвет, как и серый, мне заменял простой. Как-то умудрялась смешивая синий и желтый цвета получать зеленый, смешивая красный и желтый получать коричневый. Раиса Степановна в конце урока отмечала лучшие рисунки и мои тоже были в их числе. Конечно, было приятно... Потом, с первой зарплатой, родители купили мне хорошие цветные карандаши. Со временем у меня появились фломастеры, но я не любила ими рисовать, потому что их нельзя было смешивать, получать из них другие цвета, ими я только что-то обводила, писала заголовки. Впоследствии мои рисунки попадали на школьные конкурсы, где я занимала призовые места.

   ***
   Папа работал на заводе мастером-бригадиром. Мама, инженер по образованию, работала в Управлении. У них была сменная работа, поэтому им не всегда удавалось провожать меня утром, я сама просыпалась по будильнику и собиралась на уроки. В то время, когда я ходила одна, часто попадала в истории, иногда из-за своего детского любопытства, иногда по стечению обстоятельств.
   Огромное пшеничное поле соединяло нашу улицу и район ХБК-а, где находилась моя школа. Наступила зима. Однажды по дороге в школу меня настиг такой сильный ветер, что я еле удержалась, чтобы кубарем не покатиться по направлению ветра под проезжающие мимо автомобили. Я ухватилась за маленькое тоненькое молодое деревце, которое довольно низко склонилось от сильного ветра. Так я несколько минут стояла на холодном порывистом ветру и ждала, пока он затихнет. К своему счастью, я дождалась девочку Иру, нашу соседку, она тоже шла одна. Мы, русская девочка Ира и армянская девочка Наира, пошли вместе, взявшись за руки, против ветра. Ветер не смог унести нас двоих.
   А однажды, уже в середине зимы, иду я утром в школу через поле, глубокий белый снег на ровном поле сказочно блестит. Утро такое красивое, спокойное. Справа от меня поднимается восход. На востоке появилось огромное бордовое солнце, почти наполовину поля, оно будто побагровело от холода. Тогда я подумала: "Какое оно большое, и так близко от меня. Интересно, если я пойду в ту сторону, дойду ли до солнца?" И я пошла... Наверное, несколько минут шла в сторону солнца, потом побежала, но оно не приближалось, а потихоньку поднималось в небо, будто ускользая от меня. Запыхавшись и вспомнив, что могу опоздать на урок, я остановилась и быстро продолжила свой путь. На урок успела точно по звонку. Подруге по парте Свете, с которой мы стали близкими подругами, я рассказала, что хотела дойти до солнца. Я всегда рано выходила из дома, наверное поэтому, несмотря на все попутные приключения, никогда не опаздывала.
   Однажды, дело было утром, опять по дороге в школу. На меня, маленькую в красном пальтишке, широко размахивая крыльями, налетел огромный красный петух. Я очень испугалась и с криком побежала... Когда родители вернулись с работы, бабушка рассказала им о случившемся, после чего папа пошел к хозяевам петуха, выкупил этого красного беса и велел им прирезать его у себя на глазах. С тех пор больше этого агрессивного петуха я не видела, но долго еще обходила всех домашних птиц стороной. В одно время боялась даже индюков и гусей, пока мама не объяснила мне, что воинственное поведение птицы было из-за моего красного пальто, а теперь нечего бояться, нет ни того, ни другого.
   А еще к нам пристроилась дворовая кошка. Это была обычная серая кошка, которая часто бегала у нас во дворе, но взгляд у нее был такой доверчивый. Мама иногда подкармливала её. Однажды, в очень холодный день, она поскреблась к нам в дверь и мы её впустили погреться, затем вывели в коридор, чтобы она не лезла в нашу белоснежную постель грязными лапками. Днем мы её обратно впускали. Так прошла зима. Как-то я осталась с кошкой одна дома. Мы долго игрались с ней и просто разговаривали, потом я достала из портфеля цветную бумагу, ножницы, клей и начала делать аппликацию по труду. Ножницы лежали на столе и мне вдруг захотелось поиграть в парикмахера: "А давай-ка постригу тебя", - обратилась я к кошке. Отрезала ей немного усики. Кошка сразу переменилась в характере, не узнавала меня и, больно царапнув кисть моей руки, убежала. Когда мама вернулась с работы, спросила: "Что ты делала одна?" Я ей всё рассказала. Она мне объяснила, что нельзя у кошек стричь усики, это их органы чувств. Когда кошка обнюхивает какой-нибудь новый предмет, она одновременно с этим ощупывает его направленными вперед усами – так же, как мы ощупываем предметы кончиками пальцев. Усики у животного отрастут, но больше так не делай." Я чувствовала себя виноватой, мне было жалко кошку, она больше не заходила к нам домой, была как чужая, но мама по-прежнему продолжала подкармливать её, оставляя миску во дворе у лестницы.

   ***
   Наступила весна, погода стала теплее. На поле снег уже начал таять, там стало грязно и мы ходили в микрорайон в обход. Оказалось, что мой одноклассник Лесных Игорь живет на соседней улице. Иногда мы пересекались и вместе шли в школу и домой.  Когда нас перевели во вторую смену, после уроков нас встречала моя мама, мы провожали Игоря, а потом шли дальше своим путём. Игорь был веселым мальчиком, заводилой в классе и во дворе. Он много говорил, шутил, смеялся, с ним было весело.
   Наконец, летом папа получил ордер на новую квартиру и мы переехали в новый дом  в новом микрорайоне на проспекте Строителей. С бабушкой, дедушкой и Наташей за время  недолгого соседского проживания у нас сложились теплые, почти родственные отношения. Родители приглашали их на все наши семейные праздники.
   Однажды, уже в старших классах, наша классная руководительница Людмила Кузьминична решила, что на двадцать третье февраля будем дарить мальчикам одинаковые подарки, а не кто кому что хочет, чтобы никому не было обидно. То же самое и девочкам на восьмое марта.
   Пришло восьмое марта, нам всем подарили одинаковые подарки, большие чашки и книжки с поздравительными открытками. Вдруг Игорь достает из портфеля куклы и хочет подарить девочкам. Людмила Кузьминична запретила, но Игорь сказал, что у него их полный портфель.
 - Ну, раз полный портфель, тогда можно, - согласилась учительница.
   На самом деле у Игоря в портфеле было всего две куклы, наверное стащил у своих старших сестер-близняшек. Он передал одну куклу красивой однокласснице Лене, а другую...  Я спокойно сидела за своей третьей партой у окна и ничего не ожидала. Сзади сидящий мальчик толкает меня в спину и передает куклу.
   - Кому передать? - спросила я растеряно.
   - Это тебе.
   Я удивленно посмотрела на Игоря, поблагодарила, а он сидит покрасневший и улыбается...
   В конце учебного года семья Игоря переехала жить в Кисловодск, в тот уютный  городок, где когда-то почти год жили и мы.

    ***
   Я полюбила город Шахты, меня постоянно окружали только хорошие люди. Мои родители со всеми знакомыми поддерживали добрые отношения, а с близкими - дружеские.
   Была и первая любовь. Она началась летом, с нашего двора, мне было лет тринадцать. У нас во дворе была большая спортивная площадка, мы с девочками очень любили играть там в баскетбол. Часто во время таких игр к нам присоединялись мальчишки из соседнего здания.  Естественно, команды разделялись, играли команда девочек и команда мальчиков. Во время игр я заметила, что невысокий Алеша почти не сводит с меня взгляда. Я тогда подумала: "Он  маленького роста, этот симпатичный. Чего это он всё время на меня смотрит?"
   Лето закончилось, мы пошли в следующий класс. Оказалось, Алеша ходил в ту же школу, он на год младше меня. Раньше мы никогда с ним не пересекались, а сейчас даже в школе меня преследовал пристальный взгляд его небесно-голубых глаз. "Он  маленький, - думала я, - но ведь физиологически же мальчики с возрастом обгоняют девочек в росте, вырастет и Алеша."
   Меня окружали много голубоглазых сверстников, но свет этого взгляда преследовал... Мне было грустно, когда долго не видела его. А однажды, когда я заболела и только через неделю пришла в школу, Алеша подружился с моим одноклассником, и почти каждую перемену приходил к моему классу. Незаметно пролетело время... Не знаю, какое было бы продолжение истории этой детской первой любви, но всему приходит конец.
   Мы прожили в Шахтах девять лет, которых хватило мне для глубоких незабываемых воспоминаний о детстве. Маме так и не удалось привыкнуть к тяжелому климату шахтерского городка, из-за чего она часто болела, и отец решил, что мы должны вернуться на родину. Отец обменял нашу трехкомнатную квартиру в городе Шахты на аналогичную в Степанакерте, и мы уехали. Даже на родине свет и тепло тех небесно-голубых глаз долго преследовали меня. Они были со мною всюду: во сне, наяву, в грёзах... Я никому не рассказывала о голубом взгляде моей первой любви, который остался там, в городе моего детства, в моих снах и во мне...  Я с большим трудом привыкала к моему новому окружению. Родители думали, что я болею, водили к каким-то врачам, для которых я оказывалась абсолютно здоровой. А я просто скучала по своим друзьям. Мы долго переписывались...
   Потом начался развал СССР. Соседняя республика Азербайджан, образованная при советской власти, при поддержке советских войск взяла мою страну Арцах в блокадное кольцо, связь прервалась. Армянские воины ценой драгоценной жизни прорвали жесточайшую блокаду, освободили мой Арцах, остановили войну в моей стране. С развитием информационных технологий мы вновь нашли друг друга, общение возобновилось. Из интернета я узнала, что Алеша окончил Вильнюсское высшее командное училище радиоэлектроники противовоздушной обороны, стал офицером российской армии.
   А еще, моя близкая подруга Наташа написала, что в 1998-ом году, когда у нас начались карабахские события, она хотела узнать весть обо мне. В то время их сосед служил в Степанакерте, она дала ему мой адрес, чтобы тот что-то узнал о нас, но нас не оказалось дома. После её рассказа я вспомнила, как однажды в том далеком прошлом соседи при встрече с нами рассказали, что к днём нам приходил русский солдат, долго стучался... и, не дождавшись, ушёл... Все эти годы Наташа думала, что во время войны с нами что-то случилось.
   Память... она ведь всю жизнь проходит с человеком. А жизнь продолжается...


* На фото - мой самый любимый класс, с нашей классной руководительницей Людмилой Кузьминичной, учительницей русского языка и литературы. После субботника нас сфотографировал Александр Федорович, наш учитель по математике.