Философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Игорь Шавель-Гончаров
Чуть больше 60-ти лет он прожил,
Философ Георг Вильгельм,
Фридрих Гегель,
(1770-1831), его годы жизни,
Невелики они,
Но хоть недолго жил,
Вершиной, философской мысли,
Мыслитель Гегель был,
Он диалектики законы,
Для человечества открыл,
Его взгляды формировались,
Воздействием диалектики Дидро,
Декартовского рационализма,
Философии Шеллинга,
И Беме мистицизма,
Но диалектика Гегеля,
Золото философии у него,
Ее важнейшее ядро,
И на труды Канта  и Фихте,
Гегель опирался,
Их мысли, часто отвергал,
Но ими  восхищался,
Кант говорил, что не может,
Познать чистый разум человека,
Без опыта, окружающий нас мир,
Его физическое устройство,
Основы мироздания, его эфир,
Непознаваемое, или вещь в себе,
И явление,
Это как вещь является нам,
Не связаны между собой,
Гегель, это отрицал и утверждал,
Что человек способен познавать мир,
Вещь и явление,
Не могут быть разорваны,
Они должны быть связаны,
Кант считал, что противоречие,
Есть источник заблуждения,
Понятие весьма негативное,
А Гегель считал,
Что именно противоречие,
Есть критерий истины,
А его отсутствие и есть,
Критерий заблуждения,
Любой предмет,
От простого до сложного,
Как человеческий организм,
Содержит в себе,
Взаимоисключающие моменты,
Но одновременно дополняющие,
Друг друга элементы,
Абсолютная идея по Гегелю,
Это совершенный мыслящий дух,
Природа же – оболочка,
Диалектической действительности,
Природа не может быть,
Основой всего существующего,
Природа есть пассивная субстанция,
Природа в себе,
Не содержит творческих действий,
И нет от нее, никаких последствий,
Творческим толчком для мира должна быть,
Некая абсолютная, безличная, иная,
Духовная сила,
Какое – то, мыслящее первоначало,
Превращающаяся в философию,
А выдающаяся личность,
Творящая исторические дела,
Является неподсудной морали,
Значение имеет,
Только величие дела,
А не его нравственный смысл,
И в этом есть,
Некий компромисс,
Мыслитель Гегель не пытался,
Понять смысл всего сущего,
Ведь сущее он воспринимал,
Как процесс мышления,
Безличного первоначала,
Абсолютной идеи,
Абсолютного духа,
Абсолютного, совершенного,
Мыслящего ума,
Диалектической действительности,
А природа, лишь оболочка,
Суть его философии,
В Абсолютной идеи, в системе,
Разворачивающихся категорий,
В системе условий,
Для формирования мира,
Ключевая задача в самопознании,
Сущности через явления,
Которые мы наблюдаем,
Проникновение во внутренние,
Закономерности предметов,
Увидеть, что любой предмет,
По своей сути,
Является противоречивым,
Познание начинается,
С наличия Бытия,
Того, что мы видим,
Наблюдаем в опыте,
А чистое Бытие у Гегеля,
Равно понятию «ничто»,
Затем мы исследуем.
Сущность предмета,
А когда мы называем предмет,
Мы получаем Понятие,
Которое исторично,
Поскольку в нем впитан опыт,
Всех прежних поколений,
Связка «БЫТИЕ», «СУЩНОСТЬ»,
И «ПОНЯТИЕ», это,
Триада в развитии мира и мышления,
Абсолютная  идея Гегеля имеет ступени:
- Субъективный дух,
Это опредмечивание души,
Которая характеризуется,
Опредмечиванием Абсолютной идеи,
Абсолютного духа,
Или отторжением,
Превращением в предмет,
Мыслительного процесса,
Исходного пункта познания,
- Объективный дух,
Опредмечивание Абсолютной идеи,
В объективном мире,
Оно сопровождается появлением,
Морали, нравственности права,
- Абсолютный дух,
Это последняя ступень
Отторжения Абсолютной идеи,
На ней абсолютный ум, дух,
Приобретает форму искусства,
Философии и религии,
Как истинного воплощения,
Абсолютного знания,
По сути, Гегель говорил,
Отчуждение, это отражение,
Абсолютного духа в природе, в истории,
Отношения между созданной,
Действительностью и человеком;
И есть процесс отрицания,
Или Снятие,
Преемственность в развитии,
Из старого в новое,
И есть Триада,
Представляющая  универсальное,
Отображение всех процессов развития,
Она состоит из трех ступеней:
- Тезис – исходный фактор,
- Антитезис – отрицание первоначальной сути,
- И синтез – объединение тезиса и антитезиса,
Философский принцип Гегеля,
Заключается в переходе,
От абстракции к историзму,
Системности, конкретики и противоречия,
Принцип восхождения к конкретному от абстрактного,
Главному диалектическому методу познания;
Существуют три закона диалектики Гегеля:
1. Закон перехода количества в качество и наоборот,
Это первый закон, самый важный,
Основной закон,
У него 4-ре ключевых термина:
- Количество – показатели,
Фиксирующие и демонстрирующие,
Нахождение предмета,
В пространстве и времени,
- Качество – категория фиксирующее внутреннюю,
Определенность предмета,
Его тождественность с бытием,
Категория делает предмет,
Именно тем, чем он является,
- Мера – показатель гармонии,
Упорядоченность количественных изменений,
Временной интервал,
В рамках которого,
Предмет может менять,
Свои количественные характеристики,
Сохраняя при этом прежнее качество,
- Скачок – всеобщая форма перехода,
От одного качественного состояние в другое,
Например, воду с температурой 20 градусов,
Это ее количественный показатель,
Начинаем нагревать до 100 градусов,
Временной интервал до начала кипения,
Это и есть мера,
При начале кипения,
Вода резко поменяет свое качество,
Изменив показатель меры,
И перейдет в парообразное состояние,
Мы наблюдаем скачок,
Переход количественного  в качественное,
2. Закон отрицание отрицания,
Или закон двойного отрицания,
Гегель понимал этот закон,
Как возвращение объекта,
В процессе его развития,
К старому качеству,
Но на уже высшую ступень развития,
Термин отрицание – логический термин,
Например утверждение «А»,
Объявляется неправильным,
И как результат возникает,
Отрицание «не А»,
В свою очередь отрицанию «не А»,
Противопоставляется утверждение «не А»,
И происходит повторное отрицание «НЕ - НЕ А»,
Возвращающееся к утверждению «А»,
Этот процесс Гегель назвал,
Снятием двойного отрицания,
В гегелевском отрицании,
Всегда присутствуют три момента,
- Преодоление старого,
 Процессов, которые себя уже изжили,
Развитие невозможно без отрицания,
- Преемственность в развитии,
- Утверждение нового,
Гегель считал, что старое не исчезает,
Оно трансформируется в новое,
Например, колос пшеницы появляется,
Благодаря тому, что погибает зерно пшеницы,
По закону диалектики,
Колос отрицает зерно,
Но в колосе появляются новые зерна,
А колос погибает,
В итоге: отрицание зерна,
Стало причиной,
Появления колоса,
А отрицание колоса,
Послужило появлению,
Новых зерен;
3. Закон единства и борьбы противоположностей,
Основные понятия в этом законе:
Тождество, различие, противоположности и противоречие,
- Тождество, это категория равенства,
Объекта самому себе, А=А,
Если человек осознает себя,
То он осознает себя собой,
В любой момент своей жизни,
А законы познаваемой природы,
Встраиваются в наше мышление,
И открываются нам,
Тогда можно сказать,
О совпадении природы,
И самого мышления;
- Различия – категория неравенства,
Самому себе, А не равно А,
В любой момент своей жизни,
Я осознаю себя собой,
Однако, я развиваюсь,
И значит меняюсь,
И не осознаю себя собой,
Так как, меняется мое,
Восприятие, себя и окружающего мира;
- Противоположности – категория,
Выражающая характеристики объекта,
Которые предельно отличаются,
Но могут сосуществовать;
- Противоречия – характеризует,
Наивысший этап развития,
И это необходимое условие,
Для развития,
В целом закон позволяет понять,
Всякую целостность,
Как сложную, расчлененную систему,
Заключающую в себе элементы,
Друг с другом несовместимые,
Такие противоречия нужно разрешать,
Потом будут новые противоречия,
Которые потребуют усилий,
Для их разрешения,
И это причина,
Развития объекта,
Политическая жизнь,
Пример противоречий,
Здесь противоположностью,
Является правящая сила,
И разнообразные оппозиции,
Дающие толчок к развитию.