А. С. Пушкин. X

Ольга Дэн
                Продолжение.

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тленья избежит -
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой.
                А.С. Пушкин

Постижение Пушкина бесконечно.У каждого о нем свое представление. В.Г.Белинский ценил Пушкина как национального народного поэта. Н.А Некрасов искренне преклонялся перед силой пушкинского слова и воображения.Огромный  вклад в Пушкиниану внес Ф.М.Достоевский, который раскрыл его гениальность, всемирное значение поэта, патриота и духовного человека ( о чем см. выше - Пушкин.II ").
Глубокое постижение А.С.Пушкина и его творений дано в книге "О Пушкине" высоко духовного проповедника митрополита Антония( в миру А.П. Храповицкого), знаменитого первоиерарха Русской Православной Зарубежной Церкви с 1920 по 1936 год, вынужденно уехавшего из СССР,доктора богословия,бывшего ректором Петербургской духовной семинарии и Казанской Духовной академии.Его книга производит неизгладимое впечатление, которым мне хочется поделиться.
Авторитетный служитель церкви в своем многогранном анализе пишет о своем постижении Пушкина с его ореолом мученичества, раскаявшегося  христианина и гения с народным пониманием нравственных основ жизни, которые он воплотил в своих  великих творениях.
"Стих Пушкина заставляет сердце наше расширяться,сладко трепетать и воспроизводить в нашей памяти, в нашем чувстве всё доброе, всё возвышенное, когда-либо пережитое,"- писал  Владыка Антоний. Гениальность Пушкина, по его мнению, выражается во внутреннем  видении и понимании разных состояний души своих героев, в котором читатель узнает свои собственные.
"У Пушкина мы видим живого цельного человека, хотя и подверженного какой-нибудь  страсти,а иногда и подавленного ею,но все-таки в ней не исчерпывающегося,  желающего с нею бороться,и, во всяком случае испытывающего муки совести. Вот почему все его герои, как бы они не были порочны, возбуждают в читателе не презрение,а сострадание".
Это относиться к Евгению Онегину,скупому рыцарю, Борису Годунову:
Ах, чувствую, ничто не может нас
Среди мирских печалей успокоить.
Никто, никто...едина разве совесть!
...................................
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста!

То же из  трагедии "Борис Годунов" о добродетели целомудрия:
Храни, храни святую чистоту
Невинности и гордую стыдливость:
Кто чувствами в порочных наслажденьях
В младые дни привыкнул утопать,
Тот возмужав,угрюм и кровожаден,
И ум его безвременно темнеет.

Владыка Антоний пишет о выработке Пушкиным его убеждений, уведших его от партийности, придворного космополитизма,декабристов и других увлечений, а сделавших его христианином греко-российской церкви( православной ее в то время   не называли).Автор отмечал:"Наш Пушкин,падавший, боровшийся и каявшийся, до сих пор остается микрокосмом русского общества, так же, как он,воспитанного в поклонении демонам вне церкви и народа... слышащего призыв,исходящий от своей совести, от окружающих нас остатков христианской культуры,наконец, от нашей прекрасной пушкинской и после пушкинской литературы". К лучшей жизни,  "которой цель есть добродетель и нравственная свобода,призывает теперешнюю грешную Русь  та Святая Русь, которую начал открывать ей великий поэт".
Владыка Антоний,сравнивая  европейскую жизнь с российской,отмечал,что их благоустроенная жизнь исчерпывается политической борьбой,выродившейся из бездушной культуры правового Рима. Конечно, благоденствие народов зависит от политики,но огромную роль играют и личные качества правителей, и народа.Духовное и нравственное совершенствование отдельного человека будет вливаться в общественную жизнь и в общественные нравы, и повлияет на них более,чем правовой порядок. Нравственным обликом личности созидается общественный и народный быт. 
"Знающие русских иностранцы отмечают,что хотя мы любим говорить о праве и экономике,но по-настоящему и искренно интересуемся лишь моралью и религией."
Далее отмечается,что чувство справедливости, благоговения пред святынями красоты и высоты духа было свойственно благородной, доброй и тонкой натуре Пушкина, его светлому уму, как и лучшим из русских людей.
Как значимо и современно  звучат слова Владыки Антония: "Обращение к нему( Пушкину)нашего нынешнего общества, равнодушного к свету  Вечной Истины...находящегося в нравственном обленении, могло бы спасать души".Автор книги волнуется и печалится о будущем России, которая, как и великий её избранник Пушкин,постоянно отступает от путей истины,данных в её истории,литературе, опытом жизни, а ведь они вещают о её высоком  нравственном предназначении, которое для себя понял А.С.Пушкин.
"Ужели её ожидает когда-либо такое же неразумное самоистребление, которое постигло нашего несчастного народного поэта?"- вопрошал замечательный проповедник истины.
Пушкин считал главным достоинством личности её духовный внутренний мир,о цели жизни он написал в своих прекрасных стихах:
Не для житейского волнеья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.

А.С.Пушкин пришёл к выводу о том, что правовой порядок  государства все  же вторичен,важнее нравственные устои людей.Такие устои сохранились в народе.За простоту, чистоту, даже наивность и смирение, русского народа полюбил поэт деревню:
Я здесь от суетных оков освобожденный,
Учуся в истине блаженство находить,
Свободною душой Закон боготворить,
Роптанью не внимать толпы непросвещенной,
Участьем отвечать застенчивой мольбе,
И не завидовать судьбе
Злодея иль глупца в величии неправом.

А.С.Пушкин не отрицал достижений науки и культуры,он негодовал на невежество современников.Это не умаляло любви  поэта к Родине и сострадания к ее народу, чтущему  заветы предков,а наши пращуры - древние славяне жили по закону справедливости и совести, мужественно сражались за  родную землю и свою честь.
Раскрывая нравственное значение Пушкина, митрополит Антоний писал:"...нам уже слышатся возражения - мог ли иметь такое влияние Пушкин, этот легкомысленный, буйный юноша, не только себя самого, но иногда и свою лиру отдававший на служение беспутству?"
Как и все, Пушкин был грешным,но он глубоко раскаивался в своих падениях и с невероятной искренностью писал об этом в своих лучших творениях.Огромное влияние на людей Пушкина, по мнению Антония, не есть прямое воздействие высоконравственной личности, но опосредованное воздействие его литературного гения.! Не по своей воле, не вследствие огромных нравственных усилий Пушкин получил исключительную способность перевоплощаться в настроение любого человека и открывать в нем правду жизни читателю и самому себе:"...всё это было свойством его природы, даром Божиим"...
Из городов только Москва сохраняла, по мнению Пушкина,истинный русский дух с его непосредственностью, внутренней свободой и добродушием, а Санкт-Петербург виделся  поэту чопорным и унылым.
Москва, Москва!люблю тебя,как сын,
Как русский, сильно, пламенно и нежно! 
 
А.С.Пушкин защитил свою честь  на дуэли с Дантесом-Геккерном, смертельно раненый,неимоверно страдая, должным образом приуготовился по-христиански к смерти: исповедался, простил своих врагов,приказал не мстить Дантесу, причастился Святых Христовых Тайн. Приобщавший его священник был потрясен и растроган  до слез откровениями  великой души.
Священнослужители вину Пушкина видели лишь в том, что его обуял грех гордыни и черной злобы, жажда убийства. От всякого,кому много дано - с того   многое  спросится. А.С.Пушкин, несомненно, был избранным...и Бог спас его от тяжкого греха убийства.
Замечательный религиозный философ В.С.Соловьев высказал удивительную мысль:"Пушкин убит не пулею Геккерна,а своим собственным  выстрелом в него". Эти слова не были поняты многими и отвергнуты.Священнослужитель Михаил Дунаев поясняет:"Именно в миг,когда пуля готова была настичь уже беззащитного противника, решалась судьба Пушкина - судьба в высшем понимании, а не в житейском-обыденном. Бог спас его от тяжкого греха убийства".
Здесь следует добавить, что суд земной и Суд небесный не однозначны: жизнь дается Богом, и отнять ее человек не имеет морального права.Пред лицом  Бога  наш гений предстал, спасенный Провидением, достойным верующим христианином, а не  убийцей.
В наши дни пропаганды безнравственности, силы и насилия,когда крутые убийцы не сходят с экранов и мониторов,как вершителей судеб мира преподносят  СМИ негодяев, ворьё, бездушных и безответственных политиков и военных, посягающих на честь, достоинство и саму жизнь мирных людей,нам так пригодились бы нравственные уроки великого русского гения,выразителя национального самосознания народа и христианской заповеди: не убий! А.С.Пушкин был сражен рукой именно такого аморального, низменного убийцы, не понимавшего " на ЧТО он руку поднимал!"