А. С. Пушкин. XI

Ольга Дэн
                Продолжение.

Поэтическая красота госпожи Пушкиной проникает до самого моего сердца.Есть что-то воздушное и трогательное во всем ее облике - эта женщина не будет счастлива...какую же трудную предстоит нести ей судьбу - быть женой поэта,и такого поэта, как Пушкин.
                Д.Фикельмон.               
               
Поэт обратил на нее внимание на балу, когда ее красота не была еще всеми признана. Ей было 16 лет, а Пушкину - 29.Красота ее казалась ангельской,классической, романтической и с налетом грусти. В жизни она была красивее, чем на портретах.Наталья Гончарова была прекрасно образована, знала три языка, математику,умна, скромна, богобоязненна,начитанна, знала произведения Пушкина и восторгалась ими,мила, тактична, к тому же хорошо играла в шахматы и была прекрасной наездницей.Главное - она была доброго нрава.Но эта девушка являлась бесприданницей... Пушкин, будучи  уже женатым , отмечал, что душа ее прекраснее даже ее лица.
Пушкин влюбился в Ташу, как ее звали родные,безумно и  бесповоротно.Он сватался  к ней дважды, но мать была против. В отчаянии поэт  хотел уехать на Кавказ, где в то время шла война.
После двух лет верной любви и ожидания, всяческих  приготовлений и старания войти в наследство деревней Кистеневкой, которую ему отписал отец,к тому времени почти разорившийся, вынужденно  заложенной поэтом, а из этих денег  будущей теще выделенных на приданое 11000 рублей, ряда других препятствий, в том числе  отсрочки из-за  карантина по холере, наконец, поэт дождался заслуженного счастья.
18 февраля 1831 года состоялось венчание в церкви Большого Вознесения в Москве.Во время  священнодействия были дурные знаки: падало кольцо поэта, Евангелие и крест, потухла свеча...но взаимная любовь  сулила счастливую семейную жизнь.
Доброму другу, поэту и критику Петру Александровичу Плетневу,которому поэт посвятил свой роман "Евгений  Онегин", он писал:"Я женат и счастлив,одно желание мое,чтоб ничего в жизни моей не изменилось - лучшего не дождусь. Это состояние  для меня так ново,что кажется, я переродился".
Молодые переехали в Санкт-Петербург.Пушкин поступил на службу в Государственный Комитет Иностранных дел, семья была приближена к царскому двору, Наталья Николаевна блистала на великосветских балах, а Пушкину  был пожалован чин камер-юнкера, чтобы он  сопровождал ее. Но Пушкина не была ветреной кокеткой,ей это не вскружило голову, она  была домоседкой, заботы по хозяйству входили в основном в ее обязанности, она ведала домашней экономикой,понимая цену расходов на семью, ибо выросла в небогатом семействе, сама  нанимала квартиру и слуг,была настоящей помощницей  мужу,поэт во всем советовался с ней, занималась детьми.
Пушкин был счастлив и озабочен содержанием растущего семейства.Своей мадонне и берегине он постоянно писал из командировок, сохранилось более 70-ти его писем к жене - свидетельств его любви,заботы и внимания:"Душа моя,ангел мой! Сделай мне такую милость: ходи два часа  в сутки по комнате, и побереги себя. Брюллов пишет ли и твой портрет?..Если поедешь на бал, ради Бога, кроме кадрилей не пляши ничего, напиши  не притесняют ли тебя люди, и можешь ли ты с ними сладить. Засим целую тебя сердечно." -декабрь1831; "Какая ты умненькая, какая ты миленькая!Какое длинное письмо!Как оно дельно. Благодарствуй, жёнка!" - сентябрь, 1832;"Христос воскрес, моя милая жёнка!грустно, мой ангел,грустно без тебя! Письмо твое мне из головы нейдет.Ты, мне кажется,слишком устала".-1834 год.
Вместе они прожили немногим более 6 лет, за это время у них родились дети, как их называл нежный и любящий отец, Машка, Сашка, Гришка и Наташка.
Чтобы представить окружающую обстановку и отношение к семье знакомых людей, приведу воспоминания Ф.Соллогуба:"Я гостил у родных на рождественских праздниках...отец взял меня с собой в русский театр, мы поместились во втором ряду кресел,перед нами в первом ряду сидел человек с некрасивым, но необыкновенно выразительным лицом и курчавыми тёмными волосами; он обернулся,когда мы вошли (представление уже началось), дружелюбно кивнул отцу,потом стал слушать пьесу с тем особенным вниманием, с каким слушают только...сами пишущие."Это Пушкин", - шепнул мне отец. Я обомлел...Трудно себе представить, что это был за энтузиазм, за обожание толпы к величайшему нашему писателю.Это имя волшебное явилось чем-то лучезарным в воображении всех русских, в особенности же в воображении очень молодых людей...
На другой день отец повез меня к Пушкину - он жил в довольно скромной квартире на Галерной улице.Самого хозяина не было дома, и нас приняла его красавица-жена.Много  видел я на своем веку красивых женщин, много встречал еще обаятельней Пушкиной, но никогда не видывал я женщины, которая соединяла бы в себе такую законченность классически правильных черт и стана. Ростом высокая, с баснословной талией, при роскошно развитых плечах и груди; ее маленькая головка, как лилия на стебле,колыхалась и  грациозно поворачивалась на тонкой шее;такого красивого и правильного профиля я не видел никогда более; а кожа, глаза, зубы, уши! Да, это была настоящая красавица, и недаром все остальные даже из всех прелестных женщин меркли как-то при её появлении. На вид всегда она была сдержанна до холодности...Я с первого же раза без памяти в нее влюбился, надо сказать,что тогда не было почти ни одного юноши в Петербурге, который бы тайно не вздыхал по Пушкиной; её лучезарная красота рядом с этим магическим именем всем кружила головы"...
Вскружила голову она и развратному ничтожеству Ж.Дантесу - Геккерну, прибывшему в Россию "на ловлю счастья и чинов", не понимавшему, по словам великого русского поэта М.Лермонтова, "земли чужой язык и нравы", посягнувшему на счастливую семью величайшего русского поэта, на его честь и достоинство, святое для него- его мадонну.
После страданий поэта от раны и его смерти 29 января 1837 года  жена его была в ужасном состоянии,она не могла даже присутствовать на похоронах, совершенно убитая горем.По воспоминаниям близких, "её с большим трудом удалось спасти от безумия, в которое её неудержимо влекло мрачное и глубокое отчаяние".Её здоровье было подорвано на всю жизнь.
Она испросила разрешения похоронить мужа в Святогорском монастыре близ села Михайловское по его желанию.Ее  неизбывное горе немного смягчали моления и ежедневное посещение церкви...Потом она уехала к брату Дмитрию Николаевичу,   намереваясь носить по Пушкину траур два года, согласно его воле.
Вспомним выдержку из ранее написанного письма Пушкина ее брату:"Не для себя, а только для Наташи и наших детей я думаю о будущем. Я не богат, а мои теперешние занятия...мешают мне  посвятить себя литературным трудам,которые давали мне средства к жизни. Если я умру, моя жена окажется на улице, а дети в нищете.Всё это печально и приводит меня в уныние".