Гундарева

Олег Чащин
Мадригал о «Сладкой женщине»

 - 1 –
О «Женщине сладкой! С настроем  душевным читайте,
О жизни ее театрально-киношной с любовью внимайте!
И пусть мадригал этот будет приятным сюрпризом
Для всех почитателей этой  актрисы репризой

О жизни ее, об успехах и славы народной,
Имевшей талант с красотою, блистая  врожденной,
Отдавшей всю душу  театру –  родной Маяковке,
Ее персонажи в кино при любой постановке
Снискали любовь, уваженье, симпатий народа,
Которые ей подарила любезно природа,
При том, в сочетаньи с громадным и адским трудом
Над ролью киношной,  или же в театре родном.

С каким сладострастным жеманством игривым и женским
Улыбкой своей озаряла чарующе детской,
Сердца покоряла мужские талантом, игрой.
Фонтан извергая эмоций звенящей струной.
2
На сцене блистала красой неподдельною, яркой,
Останется в памяти зрителей  «женщиной сладкой»,
Веселой, задорной,  влекущей с открытой душой.
Движеньем и поступью павы, актрисы  земной.

Была на подмостках  театра  роскошной богиней,
В любой ипостаси аншлаг обеспечен картине,
Но это давалось упорством над ролью, трудом.
Лишь только фамилию в титрах актрисы найдем.

О б этой актрисе читайте в  элегии милой,
Отдавшей искусству всю душу и очень ранимой.
По нынешним меркам была театральной святой!
Не выдаст природа вот именно точно такой.

Театру была она предана самозабвенно,
Могла быть на сцене простою и важной, степенной,
В  любой ею сыгранной роли, вживаясь, жила!
И жить без него она просто уже не могла.
3
В  московской семье инженеров родилась  Наталья,
Актерских талантов, из близких, никто не имел.
Семья на Таганке столичной тогда  проживала,
Как водится, прочили ей инженерный удел.
Родители часто семьей посещали театры,
Естественно, эти визиты привили любовь
К искусству подспудно. И  в детстве ей грезилось, кстати,
Стать примой балета, хотя, после сказанных слов

Отцом, что, как пышечка, вряд ли туда ее примут.
Она  отвечала : «Знать буду актрисою я!»
И эти слова настоятельно к цели подвигнут,
Ее.  Понимала:  нелегкая в жизни стезя

Сулит. С  малолетства упорством она поражала
И первое слово сказала она : «Я сама!»
Шли годы. Наташа на радость семье подрастала,
Была в ней гармония детского шарма  весьма.
4
В те юные годы она «неформатом» считалась:
Принцесс и дюймовочек ей не давали играть.
Что ж!? Роли любые она  исполнять не гнушалась,
Ей нужен был опыт – актерскую долю познать.

Играла  с задором она и с  присущим лишь шармом,
А внешностью, обликом бог не обидел ее.
К любой же предложенной роли  Наташа с азартом
Вживалась. И не было в жизни важней ничего.

Но главным препятствием было желание мамы:
Идти по родительским ей – инженерным стопам.
И мама, во имя поставленной цели, программы,
Ее оформляет чертежницей. По вечерам
 5
                Занятья продолжила в школе, а днем –  на работе.
К тому ж, ворвалась к ним  трагедия  в милый их дом:
Семья их распалась, родители были в разводе,
Бюджет материнский  Наташа  крепила трудом.

Закончена школа. В технический ВУЗ поступает.
Так мать настояла. Не смела ее огорчать.
Сомнение гложет Наташу, сама понимает:
 Технический  ВУЗ – не ее! Надо срочно бежать.
                И, вот, Виктор Павлов, - известный актер – ей на встрече
Не медля советует только лишь в Щуку идти.
Идут они  в ВУЗ театральный, ему не перечя,
В душе шевельнулось Наташи: «Ты, мама, прости,
6
                Сейчас я иду, вопреки пожеланью и воле
Твоей. Без театра я дальше уж жить  не могу.
Противиться  я не хочу предназначенной доле.
Тебя я, как прежде, люблю, оставаясь в долгу. 

Еще раз прости, что сейчас я  запрет нарушаю,
Что тяга актрисы меня с малолетства зовет
На сцену. Сейчас,  дорогая, тебе обещаю:
Добьюсь я всего. Мой успех театральный придет.»

Волнуясь, Наташа идет  на экзамены. Сходу
В приемной комиссии вызвала просто фурор
Своим темпераментом, без подхалимства в угоду
Жрецов от искусства, сразив всех в упор,

Энергией, жестов, улыбки, свободной трактовки,
Точеной фигурой, сложеньем, и женской красой.
Игрою ее услаждались актерские «волки».
Ее поступленье формальностью стало простой.
 7
Училася в Щуке Наташа с желаньем, прилежно,
Ходила на лекции, благоговея, ловя
Слова педагогов, их жесты, и шутки.   Успешно
В конспект заносила, в учебе себя не щадя.
На курсе была она лидером  первостепенным;
И в центре событий, движений, являясь всегда.
Когда это надо была она строгой, степенной,
Но чаще всего проявлялась в ней  все ж доброта.

Но годы студенчества милые быстро промчались.
В столичных театрах уж многие  видеть ее
Желали. На сцену свою привлекать постарались.
Был выбор за нею. А было решенье ее таково:

Идти в «Маяковку» без всяких на то колебаний,
Где мэтром всесильным слыл  богом Андрей  Гончаров.
Знаток театральный и кладезь черпнуть  его знаний
Мечталось, хоть с виду казался он многим суров.

Фигурой своей импозантною он отличался,
Казалось: на троне с бородкой сидит аксакал.
Он был справедлив. Натуральной игры добивался.
Хоть был режиссер скуповат на раздачу похвал.
8
Татьяна Доронина в этом театре блистала,
Была и в кино она примою номер один.
И славу любви всенародной  актриса снискала.
Снялась героинею многих известных картин.

Наталья, естественно,  с  примой желала « схлестнуться»
На сцене: себя показать, свой талант проявить,
Воочию  сразу в  богему актерскую  враз окунуться
И  драйв  театральный  победный в себе ощутить.
При этом, хотела  она обрести еще стройность,
К станку ежедневно по многу часов становясь.
Увы!? Не дала ничего  ей такая фривольность:
Но пластика позже воочию ей удалась.

Она в «Труфальдино…» как бабочка просто порхала,
Где с Райкиным Костей пришлось в паре  с ним  танцевать.
Своей энергичностью, пластикой  всех поражала,
В движеньях  ее ощущалось : могла бы блистать
9
Она балериною.  Формы ничуть не мешали
Ей быть заводилой подвижной  в спектакле любом.
Наташа почти скрупулезно любые детали
Всегда изучала старательно, чтобы потом

На сцене блистать натуральностью сыгранной роли,
Чтоб зритель всегда от игры наслажденье имел.
Овации – есть подтвержденье счастливейшей доли
Актеров. Таков им предписанный в жизни удел.
В театре ведущие, главные отданы роли,
Любимицей стала для зрителей, труппы своей
Теперь и кино раскрывает свое ей раздолье.
И пишут конкретно сценарии, именно ей.

И, вот,  «конопатое чудо», как в Щуке прозвали,
Игрою своей в «Маяковке» возводит фурор.
В миг лучшей, желанной актрисой в театре признали.
К ней слава пришла, как лавина сошедшая с гор.
Так, «Леди Макбет» Гончаровым в театре поставлен
С приходом Натальи, о чем он мечтал  много лет.
Спектакль  на «ура» на суд зрителей был им представлен,
Сочли все шедевром, какой не видал еще свет.
10
В фильме «Однажды  лет двадцать спустя» она маму
Сыграла весьма многодетную. Пафос же в том:
Ребенка ждала, не предвидя грядущую драму.
Пошла на аборт ради роли в кино. Лишь потом

  Она пожалеет, что так безрассудным поступком
Лишила себя материнства, а, значит, детей.
Увы? Организм оказался и нежным, и хрупким.
О боли  признаться  с годами  лишь  было трудней.

О собственной жизни, успехах, невзгодах
Ни с кем откровенных бесед не вела.
Шутила: не видит себя в материнских заботах.
О детях нет мыслей.  Одним лишь театром жила.
11
Фильм «Сладкую женщину» все с наслажденьем смотрели,
Мужчины влюблялись один за другим  наповал.
От зависти женщины,  молча взирая, лишь млели:
«Какой же талантище бог этой женщине дал?»

«Об этом гусаре замолвите слово» снималась
И «Вас ожидает гражданка….», плюс много других.
Всеядной была. В «Марафоне осеннем»  осталась
Собою, дополнив свой собственный жизненный штрих!

Любая была ее роль, как рождение чуда:
Ужимки и жесты вносили особенный шарм.
Поклонников многих вопрос волновал: «Ну, откуда?
И сколько у этой актрисы энергии, карм?»

Харизмой она обладала почти величайшей,
Мужчин своей статью, сводила всех просто с ума,
Семейного, личного счастья, не сразу познавшей.
Влюблялась не раз, признавалась,  при этом, сама,
12

Но только с  Филипповым стала счастливой,
Который   безумною страстью любил, обожал.
С мужчинами  часто бывала Наталья игривой.
Лишь муж Михаил обеспечил семейный причал:
Любовью, вниманьем, заботой мужскою простою,
Был скромным по жизни, артист, ее муж, рядовой.
А «Чудо (его) конопатое»  было звездою.
Нашли же друг в друга!? Свой  создав семейный покой.

О полной  взаимной идиллии их отношений
Друзья вспоминают, сочтя их семью образцом.
Никто  никогда не слыхал недовольства, их трений.
Во всем  компромисс находили реально вдвоем.
13
В Челябинске, как-то судьба их свела на гастролях,
Там будущий муж своей скромностью смог обаять
Манерой;  делились успехами в сыгранных ролях,
Но брачные узы любви не могли  их связать.

Филиппов в те годы  был связанный узами брака.
Всесильным  министром  Андропов был;  тестем его.
И связь Михаила с Натальей была  все ж чревата
Расправой  министра. Но все ж обошлось ничего.
Лишь только   Андропов  скончался, развод был объявлен
И статус семейный любовники вмиг обрели.
Как водится,  свадебный день был нарядно обставлен.
И дни их супружества  славно, законно текли.

Но в дни роковые – две тысячи первого года
В июне Москву опалила   несносно жара.
Делами домашними занялась,  ей по природе
Хотелось  комфорт здесь  создать. К сожаленью, с утра
 14
Куда-то  по делу муж срочно уехал, казалось,
Все будет нормально, хотя нездоровилось ей,
Давление вдруг подскочило, она тут старалась
Себя превозмочь, было б лучше – прилечь поскорей.

В итоге:  она потеряла  на кухне сознанье,
А муж возвратился лишь много часов погодя.
В  больницу  отправил  дражайшее в мире созданье.
Упущено время: был инсульт, на нет все сведя,

В борьбе за ее выживанье  всего персонала
Врачей, медсестер,  не щадивших усилий своих,
Вернуть чтоб здоровье актрисе, чтоб вновь заблистала
На сцене, на радость поклонников, близких, родных.

И эта борьба продолжалась не месяцы – годы!
На койке больничной  лишь мысль о театре ее
Всегда согревала. Как вновь в  театральные своды
Взойдет? Снова  зрители встретят с любовью, тепло?!
15
Филиппов с женою успешно  с болезнью боролись,
Четыре так года в борьбе пролетели,  как миг.
Пред господом богом чиста  была, в общем, их совесть.
Момент переломный, казалось обоим, возник:

Вернулась к ней речь и ходить потихоньку пыталась.
Мечты о театре теперь   были  очень близки.
Она силой духа, упорством всегда отличалась:
Работать над телом  старалась она вопреки,
Всем болям, терзавшим ее, наставленьям, советам
Родных, самых близких, любивших ее всей душой.
Случилось несчастье и шанс оборвался на этом:
Упала, ударившись сильно своей головой.

Отвозит в  больницу Алексия муж, знать, надеясь,
Что только лишь боженька сможет жену исцелить.
Увы!? Бог отправил ее в преисподнюю вечность
И вся Маяковка проститься пришла, хоронить.
16

Толпа собралась возле гроба любимой  актрисы,
Неподдельно красивой на одре прощальном она
Лежала,  казалось,  живая, закрыла  ресницы,
И  мнилось уж многим: очнется сейчас  ото сна.
                Откроет глаза,  приподымется с ложа и скажет:
«Спасибо, что в путь мой последний пришли проводить!
Проститься со мною навеки сейчас каждый жаждет!
Я всех вас люблю! Маяковку мою не забыть!

Прости Гончаров, режиссер мной без меры ценимый,
Что волей Господней я мир покидаю земной!
И, Миша, прости – муженек мой безумно любимый,
Что нынче навек расстаюсь, дорогой мой,  с тобой!
Поклонники тоже простите: несыгранных ролей
В театре, кино показать никогда  не смогу.
И зритель прости, ухожу не по собственной воле!
Кончины такой не желаю я даже врагу!»

Но нет?!  Не видать  на лице  никакого движенья.
Лежит безмятежно, безмолвно, совсем не дыша!
Лишь  мечется  в стенах родного  театра в смятеньи,
Направившись к богу, покинувши тело, душа.
17

И слезы, стенанья  родных и напутствий последних
Всю горечь утраты  словами нельзя передать.
Вся  боль расставанья на лицах виднеется бледных.
Нет средств глубину и печаль на словах воссоздать.

Колонна шагает за гробом в молчании скорбном,
Проносятся мысли  о тщетности жизни земной,
Когда-нибудь все мы уйдем в мир иной безусловно,
Закон мирозданья составленный свыше  такой:

Кто раньше, кто позже!? Обидно, когда вдруг герои
Уходят на пике возможных успехов своих.
В мгновение жизнь обрывается скорбной струною,
Примеров немало  печальных мы знаем  таких:

Высоцкий, Миронов,  Абдулов – такие легенды!?
Ушли  очень рано – до срока! Обидно до слез!
Нам всем суждено пережить эти горькие беды!
А  сколько отмерено  каждому?  Праздный вопрос!?
 18

В кино семь десятков ролей подсчитали статисты,
В которых Наталья снималась, себя не щадя.
А сколько теряют на съемках любые артисты
Энергии, нервов, сквозь сито чинуш проходя?

Ушла навсегда величайшая наша актриса!
Пусть будет ей пухом желанным родная земля!
Но будем  всегда ее помнить! И будем гордиться,
Что славу земную при жизни она обрела!!

И годы пройдут безмятежно и,  даже, столетья,
Но роли ее будут в памяти вечной у нас!
Останется вечным примером театру служенья,
Ведь  пламень любви к ней безмерный  ни в ком не угас!

14.08-1409.2018 г. О.Ч.
 19

Вглядитесь в лицо, этот образ нетленный,
Оставившей след свой в театре заветный!
Зачем отобрал ее, боже, ты, правый,
Ушедшей на пике безудержной славы?!

Понять  нам живущим все ж невмоготу:
Зачем сей талант и ее красоту
В холодные принял объятья ее!?
В подземное царство бездушно свое!?
***
Навеки Наталия снами простилась!
                Такая уж божья досталась ей «милость»!!