Выставка Баженовой

Влад Красноярский 2
«МЕТАМОРФОЗЫ ЖИЗНИ» НАТАЛЬИ БАЖЕНОВОЙ НА ЕЕ «ТРАЕКТОРИИ ПОЛЕТА»
29 января 2019 произошло событие в культурной жизни Москвы - в библиотеке №6 имени В.В. Вересаева состоялось открытие выставки известного художника, члена-корреспондента ПАНИ Натальи Баженовой. Почему выбран для вернисажа этот день? Всё очень просто: Наталье Алексеевне 29 января исполнилось 65 лет, и от имени организатора выставки - секции "Изобразительное искусство" Московского отделения ПАНИ Владимир Кузнецов вручил юбиляру Диплом «За выдающиеся достижения в изобразительном искусстве, пропаганду отечественной культуры в России и за рубежом, активную работу в Петровской академии наук и искусств».
Экспозиция именуется так – «Метаморфозы жизни».
- Феерия нашей жизни как яркий калейдоскоп всегда образует удивительные узоры, если взглянуть на нее глазами ребенка, поэта, художника и романтика, - пояснила автор. - Наша жизнь через призму свежего взгляда приобретает таинственный сакральный смысл, и все творчество художника - это постоянная попытка проникнуть за грань этого удивительного божественного бытия. Грань, разделяющая волшебство и реальность, мечты и материальный мир, логику и мистику, осознанное и интуитивное, тонка и опасна. Пройти между Сциллой и Харибдой по ту сторону бытия и снова выйти в наш мир, оставив след от впечатления на поверхности холста - «святое ремесло» живописца.
- Выставка проходит в нашей библиотеке, в галерее "Живая жизнь", - сказала ее директор Светлана Жуликова, - и творчество Натальи Баженовой полностью соответствует концепции галереи: показывать произведения искусства, вызывающие добрые, светлые, позитивные чувства. Хочу отметить высочайший уровень живописи и графики Натальи Алексеевны. Ее "Метаморфозы жизни" не могут не вызывать восторга, не будоражить воображения, не радовать яркими, насыщенными красками. Эта выставка вновь убеждает нас, что сотрудничество библиотеки и академии приносит большую пользу нашим читателям, посетителям, которые приезжают к нам со всех концов Москвы и Подмосковья.
Подробный анализ творчества художника сделала искусствовед, доктор исторических наук, кандидат филологических наук, секретарь Союза писателей Москвы, академик ПАНИ Лола Звонарева. Она подчеркнула: «Картины Натальи Баженовой не всегда читаются и воспринимаются с первого раза, у нее и нет такой задачи - все преподносить зрителю в готовом виде, ясным и понятным образом. Наоборот, автор предлагает пуститься в увлекательное путешествие - расшифровать загадки сюжета, обозначенного только туманными намеками, находить в живописном замесе вибрацию цвета, резонирующую с внутренним ритмом, погружаться в неожиданные ассоциации, накопленные интеллектом, заново открывать в себе забытое детское удивление от необъятности огромного мира».
Темы для картин Наталья Баженова не ищет - они возникают спонтанно в процессе «живописной медитации», когда художник погружается в состояние измененного сознания и сосредоточенно работает над картиной. Уловив появляющиеся образы, она начинает развивать идею, нащупывая интуитивно путь создания композиции.
Так появляются на свет полотна, в которых автор хочет прикоснуться к неведомому и невидимому – «Атлантида» и «Предчувствие», «Миражи в сумерках» и «С небес на землю". Другой стороной фантазии представлены герои мифов и легенд, стихов и прозы, интерпретированные пластически в индивидуальном стиле – «Зимушка» и «Галантный век», «Парижанка» и «Мать».
Выставка проходит в библиотеке имени В.В. Вересаева, поэтому художник представляет несколько новых портретов литераторов - и классиков, и современных писателей. Продолжается проект "Литература в лицах", который вместе с Лолой Звонаревой Наталья Баженова ведет уже четверть века. Представлен портрет самого Вересаева, написанный специально в дар библиотеке, а также современные известные литераторы, в их числе прозаик, секретарь Союза писателей России Павел Кренев.

- Поскольку организатор выставки - Петровская академия наук и искусств, - сказала Наталья Алексеевна, - хотелось бы особенно подчеркнуть связь науки и искусства через интуитивное творчество. Вот что говорил один из моих любимых героев Альберт Эйнштейн, который опирался на воображение и вечный поиск в своих открытиях: «Я в достаточной степени художник, чтобы свободно рисовать в своем воображении. Воображение важнее знания, потому что знание ограничено, а воображение охватывает всю Вселенную, подталкивая прогресс, порождая эволюцию».
ВЫСТАВКА В РОДНЫХ СТЕНАХ
Юбилей Натальи Баженовой отмечен не только выставкой в Библиотеке Вересаева. За неделю до праздника открылась масштабная ретроспективная экспозиции в ее родном городе Химки Московской области, во Дворце культуры «Родина». Здесь она 45 лет назад начала свою педагогическую деятельность, будучи еще студенткой 2-го курса  художественно-графического факультета Московского государственного педагогического института.

Экспозицию в «Родине» художник назвала «Траекторией полета».
Здесь можно проследить ее путь развития и поисков в живописи последних двух десятилетий, находки в стилистике, технике, создании новых образов.

Портреты друзей, близких, а также известных людей, которые в большей степени занимали автора, практически отсутствуют - представлен только графический автопортрет 1985 года «Вечер», созданный в Доме творчества имени Коровина. Несколько отрешенный взгляд художника, ушедшего в себя - как будто иллюстрация строчек стихотворения Юнны Мориц: «...И более того - суровый взгляд На многие пленительные вещи Выталкивал меня из всех плеяд Из ряда вон, чтоб не сказать похлеще».

Не показала широко Наталья Баженова и свою особенную графику - смесь туши, акварели и акрила, исполненные в спонтанном экспрессионистском стиле, типичным образцом является лист «Сирень на закате». Зато появились серии новых работ - некоторые выполнены в старой знакомой стилистике лирического конструктивизма, как, например, городская тема - с переходами, арками, фонарями и людьми, появляющимися и тающими в туманной мгле («Городской романс», «Сиреневый вечер», «Явление», «Сплетение судеб», «Люди и птицы», «Горожанка». «Час пик»).

Есть и другие - сказочные и символические фигуры, написанные в декоративно обработанном сюрреалистическом ключе - герои мифов и легенд или же выдуманные автором образы, наполненные тайной и чувственностью («Рожденная из пены», «Русалочка», «Принцесса Зима», «Выбор», «Тигровая лилия», «Осенний порыв», «Ностальгия», «Вьюга», «Мир эльфов», «Размышления», «Незнакомка», «Кошка», «Лесная фея»).

Знакомую в творчестве Баженовой тему любви развивают и театральные композиции, показывающие тонкие взаимоотношения двоих в различные эпохи («Влюбленные», «Карнавал-маскарад», «Комедианты», «Тамара и Демон»).
Метафизические поиски «философского камня» искусства, превращающего материальное вещество краски в волшебные живописные замесы - бурлящие, излучающие энергию, воздействующую на зрителя, привели художника к созданию особой техники, проявляющейся в лучших картинах - с тонкими лессировками, многослойной мерцающей поверхностью холста, необычной фактурой. Именно в такой технике создает Баженова свои картины в стиле фэнтази, сочетая различные способы, материалы и приемы письма - («Межгалактический портал», «Два начала», «Жар-цвет», «Посвящение», «Трансформация»).

Тема иных миров интересовала Наталью еще с детства – отец Алексей Владимирович Баженов, инженер-ракетчик, историк исследования космоса, рассказывал о новых открытиях и исследованиях в этой науке и посеял романтические надежды о встрече с внеземной цивилизацией. Эти идеи и мечты Наталья, став художником, стала воплощать на холстах, интерпретируя по-своему представление о других мирах, как об астральных путешествиях духа («Космическая субстанция», «Воины Галактики», «Притяжение», «Небесное знамение», «Взгляд из глубин», «Всевидящее око»).
Есть на выставке и другие, более спокойные и понятные работы - пейзажи, цветы, натюрморты. Но и в них художник пытается показать одухотворенность природы - изображение наполняется ассоциациями со звуком, запахом, воспоминанием о всплывающих из подсознания чувствах («Вальс цветов», «Музыка осеннего сада», «Аромат сирени», «Древо желания», «Бабье лето», «Зимний праздник», «Перед дождем»).
И совсем немного Наталья показала свою творческую лабораторию - абстрактные картины - с энергичными ритмами, закрученной композицией и пространственными идеями («Ритмы Кубы», «Освобождение», «Проникновение», «Красный попугай»).
- Все эти разнообразные жанры, стили, сюжеты я как коренная химчанка,- сказала на открытии выставки Наталья Баженова, - представила как творческий отчет о своей «Траектории полета» на суд зрителя, и надеюсь, что еще много интересных идей и проектов мне удастся воплотить в своей жизни.
Влад Красноярский. Фото Искандера Ильязова (Искана)