Какой-то клетчатый пиджак короткие штанишки

Станислав Прохоренко
Какой-то клетчатый пиджак,
Короткие штанишки
И всё-то в нём не то, не так,
Не как у всех
И с лишком.
Но то не главное, талант
Торчал в мальчишке тихом,
Не озорник, не хулиган…
Под стать чертям, чертихам…

*Левитан не получил диплом художника из-за Саврасова. Будучи преподавателем художественного училища, Саврасов грешил тем, что, приняв на грудь, весьма нелестно отзывался о творческих способностях своих коллег. На выпускном экзамене "бездарные коллеги" воспользовались возможностью отыграться на любимом ученике Саврасова. Картину Левитана, которой прочили Большую серебряную медаль, экзаменаторы сочли недостойной ничего. В результате из училища Левитан вышел с позорным дипломом учителя чистописания.
В пейзажах Левитана нет людей из-за религиозных воззрений художника. Иудаизм запрещает изображение людей, ибо они непроизвольно воспроизводят образ Всевышнего, который создал их по образу и подобию своему. Именно поэтому, - считают искусствоведы, - силуэт женщины на картине "Осенний день. Сокольники" написан не Левитаном, а Николаем Чеховым.
Левитан до конца жизни не мог простить Чехову его рассказ "Попрыгунья". Дело в том, что писатель весьма нелестно изобразил в рассказе возлюбленную Левитана Софью Кувшинникову (прототип "попрыгуньи"), да и самого Левитана тоже. "Можете себе представить, - писал кому-то Чехов в 1892 году, - одна знакомая моя, 42-летняя дама, узнала себя в двадцатилетней героине моей «Попрыгуньи»…, и меня вся Москва обвиняет в пасквиле. Главная улика – внешнее сходство: дама пишет красками, муж у нее доктор, и живет она с художником".
Левитан скрывал имя своей матери. По данным некоторых исследований, причина кроется в том, что на самом деле семья, в которой жил Левитан - была приемной.
Левитан дважды пытался покончить жизнь самоубийством. Один раз к такому шагу художника привел сложившийся вокруг него любовный треугольник. Мать и дочь, одновременно влюбившиеся в него, оспаривали Левитана друг у друга. Между ними шла глухая драма, отравившая все последние годы его жизни". "Маман... по-нашему, противная... Она похожа на цыганку. Веки у нее коричневые, словно опаленные, а губы - яркие, как красный перец", - писала Варенька Туранинова о своей матери.
После посещения усадьбы Горка, где пытался покончить жизнь самоубийством Левитан, Чехов написал рассказ «Дом с мезонином» и пьесу «Чайка». Несмотря на то, что писатель постарался замаскировать события так, чтобы прототипы героев не угадывались, Левитан все равно узнал себя и опять обиделся на Чехова.
Левитан постоянно жил в нужде и даже вынужден был платить квартирной хозяйке своими пейзажами. Хозяйка надевала пенсне, рассматривала "картинки", чтобы выбрать самую красивую и непрерывно ворчала, почему на лугах, которые рисует Левитан, нет ни коров, ни гусей, ни хотя бы курочек. Самое удивительное, что критики в своих статьях требовали от Левитана того же самого: гусей, коз, кур и возлюбленных под деревом.
Левитана дважды высылали за черту оседлости. Первый раз - когда он еще учился.