Годы военные

Константин Евдокимов 2
Годы военные

Тот самый длинный день  в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех на все четыре года…
К. Симонов

С  волнением открываю подшивку газет  «Ленинское знамя» с пометкой 1942 год  и переношусь мысленно в прифронтовой город России, Камышин. Читаю заголовки: тёплые вещи в подарок бойцам; каждый пуд зерна – удар по врагу; советской коннице – лихих скакунов; письма с фронта; пулемётчик в засаде; . . . Эти и подобные заголовки переносят меня в обычные будни тяжелой войны с фашистской Германией. И вот заголовок ;  Ж и в о е  т я г л о 
 
Этот заголовок заставил остановиться – что это такое? О чём? Читаю и узнаю, что в колхозе «Большая плотина» плохо организована вспашка полей лошадьми и быками. В правлении понадеялись на вспашку тракторами, которые пришлет им МТС  (машино-тракторная станция), и в итоге имеют вспаханными всего 23 га вместо 76 плановых. А в следующем номере, случайно или нет, газета разметила сообщение прокурора М. Бондаренко о том, что по закону военного времени за срыв посевной председатель колхоза  «Путь к коммунизму» Забродин привлечен к уголовной ответственности. И опять в номере за восьмое мая публикуется Постановление райкома ВКП(б) о том, что необходимо привлечь на работу непосредственно в борозду всё живое тягло. А где оно – живое тягло, если почти все быки сданы на мясо, а лошади забраны на нужды фронта?! Мама мне рассказывала, что приусадебные участки, не редко, приходилось пахать и на  дойных коровах. И какое с неё потом можно было выдоить молоко? А что было делать? Запрягали, утирая слезу.

А от этой заметки на душе немного стало легче. Сообщается, что областной кукольный театр дал серию постановок сказки для детей «В о л ш е б н а я   к а л о ш к а» и её смогли посмотреть три тысячи ребятишек. Порадовала  заметка и о том, что силами работников народного просвещения и служащих заготовлено и перевезено с того берега дров для городских школ и  учреждений в количестве  4102 кубометра. Значит,  в ту зиму руки у детей  на уроках не мерзли.

Напряженный и вместе с тем деловой тон времени ощущается в материалах:  о сорока двух женщинах, обучившихся  на трактористок в Таловской  МТС; о  взаимопроверке колхозов хода подготовки к весеннему севу; в советах как провести яровизацию (облучение солнцем) картофеля перед посадкой; в разрешении Совнархоза увеличивать оплату труда комбайнёрам за каждый центнер зерна, намолоченного ими сверх нормы.

 А это объявление в жирной рамке опять  остановило моё внимание. Оно сообщало, что Камышинский мыловаренный завод принимает тушки  с у с л и к о в  и, что принимаются они в обмен на мыло. И нахлынули воспоминания из послевоенного детства. Вспомнилось, как наши матери и бабушки, настрадавшиеся во время войны от нехватки мыла и от неистребимых, как думали тогда, вшей, до конца жизни своей старались запастись впрок этим стратегическим товаром. Мыло, спички и соль должны быть всегда с запасом – мудрость народа, пережившего не одну войну, не одну беду.

Задерживается взгляд и на Постановлении исполкома горсовета о привлечении к платной трудовой повинности  неработающих  мужчин  в возрасте от шестнадцати до пятидесяти пяти лет. Трудовая повинность! Эти два слова быстро приводят в чувство тех, кто склонен забывать, что идет война. Об этом говорят и ежедневные сводки от С о в е т с к о г о  и н ф о р м б ю р о. Так в вечернем сообщении от 28 февраля 1942 года говорится, что в течении  27 января в воздушных боях сбито двенадцать самолётов противника и семнадцать самолётов уничтожено на аэродромах. Наши потери составили семь самолётов. Далее описываются характерные эпизоды с линии фронта с примерами мужества и отваги наших бойцов. А заканчивается сводка трагическим сообщением о том, что в сёлах Кривцово и Троицкое Харьковской области  «гитлеровские бандиты собрали пятьдесят четыре пожилых колхозника и расстреляли их из пулемётов. В этих же сёлах немцы сожгли сто тридцать домов. В огне погибло много женщин и детей». Сколько их, наших кривцовых и троицких, сожгли фашистские захватчики?!  Тысячи!   

 А вот материалы под общим заголовком – п и с ь м а   с  ф р о н т а.               
Это одна из постоянных рубрик газеты тех лет, которую с особым интересом читал все.  Читали, надеясь встретить, вдруг, что-то о своём бойце или, хотя бы, встретить знакомые имена. В своих писмах, как правило, солдаты и командиры обещают бить врага ещё беспощаднее и просят в этом помощи от земляков, из тыла. А под этим письмом так много стоит фамилий, что я не мог его пропустить. И ведь деревни-то все наши, камышинские. Вот они, наши защитники.
Из Таловки:    Я. Е. Гуринов, Н. И. Гусинов,  Д. Карев,  А. М. Козлов, И. Ф. Горбачев, Г. В. Паршиков, И. М. Крайников, В. М. Крайников, Т. П. Бондаренко.
Из Чухонастовки:    М. А. Кожин, В. Беседин, И Матюшенко, Ф.И. Рыльцев, Н. Котов, Чухонастов, Г. Газин,  Шиянов.
Из Костарёво:    И.М. Сердюков, С. И. Чуркин.
Из Антиповки:    И. Д. Егоров, И. И. Курин. Пусть их имена ещё раз прозвучат для нас, спасенных и ими в том числе.
Как сложилась их дальнейшая судьба и  была ли она долгой? Может, улетела чья-то душа в небеса вслед за этим письмом? А может кому-то посчастливилось вернуться домой и продолжить свой след на земле? Читатели, камышане! Если кому-то эти имена вовсе не чужие, и вы что-то знаете об их дальнейшей судьбе, откликнитесь и обратитесь, пожалуйста, в редакцию «Диалога». Как будет хорошо, если оживут они снова в ваших и наших сердцах!

Когда мы боремся со злом, нам хочется верить, что мы не одни. Видимо, поэтому наши газеты того времени уделяли непропорционально много внимания действиям Англии   и   С Ш А   против немцев. Да! Они тоже воевали, но каковы масштабы? Сравните: сто девяносто немецких дивизий против нас и двенадцать  дивизий в Северной Африке против них на июль 1941года. А до нападения Гитлера на нас он держал в Северной Африке сто сорок дивизий. И какой же непорядочностью надо было обладать Президенту США Г. Трумэну и Премьер-министру Англии У. Черчилю, которые поздравляя своих сограждан с победой над Германией 10 мая 1945 года, даже не упомянули русских. Вот истинное лицо наших «партнёров» и  «цивилизованного Запада».

Совершенно неожиданной стала для меня рубрика газеты «П о с м е ё м с я  н а д   н и м и». Стиль рассказов, стихов и анекдотов действительно насмешливо-иронический и какой-то не злой. Видимо считалось, что злости и ненависти в окопах хватает сполна и душе требуется иногда просто расслабиться, посмеяться над противником, и тем самым как бы взять над ним верх. А, преодолев его морально, легче и в настоящем бою. К примеру, под заголовком «Фронтовой юмор» напечатан такой рассказ.
 В деревне Тимково танкист тов. Дугарев повернул немецкую пушку против немцев и уничтожил огневые точки врага на чердаках домов.
Фриц, (догоняя штабную машину):
; Господин полковник! Большевистский офицер уничтожил наши пулемёты из нашей же пушки.
Полковник, (обращаясь к адъютанту):
; Срочно сообщите о победе нашего оружия.

Газета за вторую половину 1943 года пестрит вдохновляющими Приказами Верховного Главнокомандующего И. Сталина о наших победах и об увековечении их в названиях частей и   соединений, особо при этом отличившихся. Так в Приказе от 19 ноября 1943 года за успешное форсирование Днепра многим частям было присвоено звание «Днепровская». Хочется напомнить, что именно при форсировании Днепра наш в последствии земляк и  Герой Советского Союза,  командир взвода, В л а д и м и р  Ф е д о р к о в,  закрепившись со взводом на правом берегу, успешно отражал атаки немцев. Будучи раненным, и, заменив убитого пулемётчика, он продолжал руководить боем вплоть  до подхода  подкрепления. 

В грозный час нападения Германии на нашу Родину Иосиф Виссарионович Сталин, обращаясь к нации по радио, назвал всех б р а т ь я м и  и  с е с т р а м и. Эти проникновенные слова тронули сердце русского человека. Они же указали  и вектор направления всей воспитательной  работы, вектор возвращения к душе человека, к его внутреннему миру. И почему-то сейчас мне вспоминаются слова писателя Чернова Ю. М. о том, что «всё в мире крутится около четырёх слов: жизнь – смерть , правда – ложь. Когда идет война, при наступлении смертельной опасности человек очищается от всего внешнего, и открывается его истинное ядро. Сберечь  его от повреждения пороками призваны культура и религия.
И, видимо, не случайно в эти годы тяжелого военного испытания  на страницы  «Ленинского знамени» снова вернулись материалы, обращенные к душе человека. Почти в каждом номере печатаются рассказы и стихи, даются объявления о различных лекциях и докладах, анализируются последние постановки театра. Так в одном из номеров газеты напечатан трогательный рассказ Ивана Чуева  о немногословной мужской дружбе морских пехотинцев, радиста Лёни Колокольцева и повозочного Ефима Тимофеевича и, в частности, о том, что Лёня, этот романтик, воспринимал канонаду нашей артиллерии среди северных сопок как симфонию победы, и о том, как он, наблюдая за парой птиц, строящих себе гнездо,  незаметно подкладывал им кусочки ваты. . . А вот анализ постановки пьесы « Взаимная любовь» о девушке казачке Тане, которая вышла замуж за еврея Ивана и о дружбе их родителей. Работа театра находилась тогда под постоянным вниманием газеты и в одном из номеров мы видим одобрительный и в то же время строгий отзыв зрителя о постановке пьесы « Ж д и   м е н я ». Автор пьесы прозаик и поэт, шестикратный лауреат Сталинской премии, Константин Симонов.
Всё это и многое, многое другое, направленное к сердцу человека, питало его душу, помогало не дрогнуть, выстоять. Думаю, что и в наше тревожное время хорошо бы это вспомнить и опять обратиться к внутреннему миру человека, к его душе.

Константин Евдокимов
Сентябрь 2018 года.