Год 1934-йф

Константин Евдокимов 2
Год 1934-й

Отгремели песни нашего полка,
Отстучали звонкие копыта…
Булат Окуджава.

Прошло пятнадцать лет после драматических событий Гражданской войны. Камышане, уцелевшие в этой междоусобной  брани, самозабвенно строят новую жизнь, без эксплуататоров и угнетённых. Те комиссары и подпоручики, которым на недавних   линиях вражеских окоп было по двадцать, вернулись в свои деревни и города, стали тридцатипятилетними. Жизнь, а не смерть теперь вступала в свои права, и надо было жить.  Подзабылось, улеглось, а порой и сдружилось.

И сегодня мы, жители города, пожелавшие окунуться в атмосферу тех лет, узнаем из второго номера газеты «Коллективист», бывшей до этого «Набатом», что белогорский колхозник Н.Д. Макаров, « верно понявший слова товарища Сталина о необходимости коллективизации»  в просторной светлой избе читает книгу М. Шолохова «Поднятая целина» и ,что в селе Соколовка успешно работают избы-читальни. В предыдущем же номере гордо перечисляются первенцы индустриализации страны, введенные в строй в 1933 году: Уральский завод тяжелого машиностроения  (Уралтяжмаш), Челябинский тракторный завод,  Первый подшипниковый завод в Москве, а в Луганске – паровозостроительный завод  мощностью более  тысячи паровозов в год. Добавлю, что к этому времени Сталинградский тракторный завод и Горьковский автомобильный завод уже работали на оборону и нужды народного хозяйства.
Менялся облик нашей страны, которая в свою очередь меняла облик всей планеты. Вершилась история. Как это всё удавалось большевикам? Об этом продолжают спорить, и конца этим спорам пока не видно. Мне же хочется привести два интересных факта из жизни того времени.

В 1925 году, когда задумывали совершить этот индустриальный рывок, тов. Сталин предложил в поисках средств для этого большого дела ввести государственную монополию на продажу алкоголя. На заседании Политбюро он, оправдываясь перед оппозицией, сказал, что «нельзя построить социализм в белых перчатках, не запачкавшись». И второе. Для новых заводов нужны были станки, нужны были зарубежные специалисты, что обучать рабочих управляться с этими станками. Всё это было на Западе и капиталисты, переживающие Великий кризис перепроизводства, согласны были это всё дать, но не за рубли, а за золото, серебро, бриллианты. Где это всё взять? Церковь и монастыри были уже опустошены, буржуи все за границей. Но золото в стране всё-таки есть. У населения. Припрятано. Как его раздобыть?    И было найдено гениальное решение – Организовать государственно кооперативную торговлю всякими насущными товарами повышенного спроса и улучшенного качества, но не за рубли, а за  золото, серебро, драгоценности. Хочешь купить швейную машинку, самовар, добротные сапоги?
Пожалуйста! Неси свои сокровища и забирай! И золото понесли, да столько, что не только на Магнитку ( Магнитогорский металлургический комбинат) хватило. Так и выкрутились.
Но не будем упрощать, ; деньги это только полдела. Энтузиазм народа в сочетании с жесткой дисциплиной – вот что обеспечило такой невиданный успех преобразований.

Мера строгости.
Из газеты от 12 июля мы узнаем, что при проверке весов на ссыпном пункте в Антиповке была обнаружена неисправность весов.
После их отладки и выверки, при перевешивании хранящихся по накладным 3966 кг. фактический вес его составил всего 3951 кг. или на пятнадцать кг. меньше. Эти итоги стали сигналом тревоги для общественности. А газета от 9 июля, что в селе Гусёлка  поймана Рожкова Аккулина Емельяновна, настригшая более килограмма колосков колхозного зерна. Материал подан под заголовком «Враг колхоза орудует». К месту будет сказано, в августе 1932 года был принят закон «Об  охране колхозной и кооперативной собственности», который предусматривал возможность применения смертной казни по этой статье. А несколько позднее, в апреле 1935 года был принят Закон, распространяющий уголовную ответственность (вплоть до применения смертной казни)
на детей старше двенадцати лет. Такова была мера ответственности и спроса в то послереволюционное время.

А энтузиазм советских людей в те годы буквально зашкаливал. Достаточно вспомнить, а в наше время цифровых технологий  информации легко и найти в Интернете, песни тех лет: « Нас утро встречает прохладой», «Марш  энтузиастов», «Широка страна моя родная» и мы ощутим дух того времени. Эпопея спасания  пассажиров парохода «Челюскин», раздавленного льдами Арктики стала ярким выражением этого энтузиазма, примером проявления геройства в мирные дни. В это же время наш прославленный позднее, а пока никому не известный Леша Маресьев, рубил сибирские кедры, строя Комсомольск на Амуре, и осваивая летное дело в  местном аэроклубе.

Съезд победителей?

Год 1934-й для историков  и не только известен тем, что это был год Семнадцатого съезда ВКП(б),  так называемого съезда победителей.  Так он был назван официально потому, что именно на этом съезде было объявлено о завершении в основном строительства социализма в Советском Союзе. И вот мы читаем в газете от 6 января статью «План проработки тезисов к Семнадцатому съезду ВКП(б)», а Иван Чумаченко сообщает, что «женорг коммуны  «Агрокультура» Елена Ивлева провела большую массовую работу по подготовке  к Семнадцатому съезду партии. Из числа коммунарок созданы четыре звена по снегозадержанию». Он же в другой заметке информирует, что,  «идя навстречу Съезду,  железнодорожной станцией «Камышин» к 25 января из тяжелой промывки сверх плана выпущен один паровоз и три вагона со сцепкой».
Весь январь со страниц газеты не сходит тематика съезда, который впоследствии, во времена горбачевской перестройки и пересмотра истории нашего государства, был назван Съездом репрессированных. И действительно, ведь три четверти делегатов этого съезда были репрессированы как «враги народа». Невозможно верить тому, что лучшие представители партии, прошедшие, как правило, горнило Гражданской войны, стали вдруг  врагами народа. Без злого умысла здесь не обошлось, и эта страница истории нашей Родины осталось и остается в сердцах русских людей как одна из самых мрачных и трагичных. Историки объяснили нам это ошибочным утверждением Сталина, что «по мере приближения к коммунизму классовая борьба будет обостряться». Ошибка. С кем не бывает?! Но миллионы загубленных неповинных жизней уже не вернуть. Трудно нам это понять и ещё труднее простить.

А жизнь продолжает являть себя на страницах газеты. Прочитаем наиболее встречаемые заголовки «Коллективиста»: спасём урожай от жары и зелёных вредителей; билеты восьмой лотереи ОСОВИАХИМ – каждому трудящемуся; Овладеем теорией Маркса-Ленина; кулацкая обезличка рабочего скота вновь расцвела; бороться за здорового крепкого коня;  и  другие подобные им. И почти в каждом номере тревожные сигналы из колхозов. От рабселькоров мы узнаем, что «в колхозе «Пахарь» (Ср. Камышинка) фураж разбазаривается (продается в городе), а в костаревском колхозе «Путь к коммунизму» сбруя обезличена. В этой связи я вспоминаю, что будучи подростком в пятидесятые годы и помогая старшим работать возчиками на лошадях, не раз был свидетелем такой картины. Мы пришли запрячь лошадь по кличке, «Ренка». Лошадь в хлеву, а возле на стенке висит хомут, седёлка и вся остальная сбруя, но от другой лошади   от «Буяна» (хомуты подписывались). Хомут будет ей явно велик и будет  больно давить на грудь при поворотах. Возчик это прекрасно понимает, и, отмахиваясь от моих подсказок про другие хомуты, валяющиеся неподалёку в куче, с болью сердца запрягает  Ренку.  Запрягает не в её сбрую потому, что её родную сбрую отдали другой лошади, у которой хомут ещё в ремонте, из-за болезни, а может и пьянки шорника ; работника по ремонту сбруи. Вот и вся недолга!
Таков удел любого общего хозяйства, когда всё принадлежит всем и ничто не принадлежит никому конкретно. Это явление называется – обезличка, а в те годы к ней привычно прикрепляли ругательным ставшее слово «кулацкая». Всё дело в том, как я  сейчас  понимаю, что собственность не может не иметь хозяина, она должна кому-то принадлежать, и тогда владелец её будет думать и заботиться о ней не по долгу, а по душе.
 В номере от27 февраля газета сообщает, что «в селе Терновка при колхозе «Хлебороб» есть Красный уголок, в который приходят ребятишки поиграть в шашки или шахматы, но сторожиха Воробьева их всегда выгоняет». Спрашивается – почему? Кто она такая сторожиха Воробьёва? Может быть враг народа, который замаскировался и мешает молодому поколению борцов с буржуазией расти и развиваться? Конечно, я сгущаю краски, но если подумать глубже, то не так уж и сильно. Может она родственница кулака? Тогда ей не сдобровать после такой заметки. А может она просто кому-то досадила? Вопросы, вопросы!

Культурная жизнь Камышина на страницах газеты этого времени ограничивается краткой информацией размером в спичечную коробку, под заголовком  «Театр сегодня», например что «сегодня 8 августа «Последняя жертва». Пьеса в 4-х актах».
Регулярно встречается объявление о том, «что театр заключает договора с колхозами и совхозами на проведение выездных спектаклей».
Всё остальное время и силы камышане отдавали в эти годы вопросам создания материальной базы независимости страны, которая спасла нас в годы войны с фашизмом, и продолжает исправно служить нам. Создания с надрывом и из последних, может быть сил.
А ещё 1934-й год известен тем, что  1-го декабря был убит С.М. Киров и тем, что в этом году состоялся Первый учредительный съезд Советских писателей, вдохновителем и организатором которого был Алексей Максимович Горький. Но эти темы так широки, что на страницах газеты их не осветить.

Константин Евдокимов
9 июля 2018 года.