На заповедном перегоне Кушва-Чусовой...

Валентин Молчанов
На заповедном перегоне Кушва-Чусовой
Хребет Уральский рельсы прорезают.
Здесь горы, сталь со скрежетом сгибая,
Нетронутой тайги покой вдыхают вековой.

Открой окно, когда состав дугой закрутит перевал,
И глубоко втяни густой просмоленный прохладный воздух.
Внизу журчат с вершин текущей Койвы ледяные воды,
Седых заводов корпуса уносит слюдяная даль.

Сто девяносто километров вдоль отвесов:
Вижай и Бисер, Скальный, Тёплая гора, Горнозаводск.
Здесь сердце и уставшие вагоны замедляют ход
И кедрачи купают хвою в поднебесье.



P.S. На фото перегон Кушва – Чусовская (протяжённость 190 км)
        Горнозаводской уральской железной дороги (введена в строй в 1878 году).

        Река Койва – приток Чусовой.

        В 1912 году в пгт. Тёплая гора (14 км к западу от границы Пермского края
        и Свердловской области и Европы с Азией) была возведена первая
        и единственная в России той поры домна с эллиптическим профилем.

        Невдалеке от посёлка в 1829 году был найден первый в России алмаз,
        добывается промышленным способом золото, имеются залежи платины.

        До постройки Горнозаводской уральской железной дороги в 1878 г.
        всю готовую продукцию заводов Бисера, а также Тёплой Горы,            
        Кусье-Александровска сплавляли на барках по Койве и Чусовой в Каму.