22 марта, среда. Четвёртый - первый ходовой - день

Татьяна Погребинская
Утром мы чуть не устроили в школе пожар: один из примусов неожиданно воспламенился и выплюнул огненный шлейф прямо на пол спортзала. Вспыхнуло пролитое горючее, огонь змейкой побежал по деревянным половицам. Евгений, Андрей, Юра и я молча набросились на него, и он быстро сдался. Остальные об утреннем инциденте даже не узнали.

Полдня ожидали поезд, чтобы отправить домой больного Саньку.

Во время ожидания  прошлись по Полярному: посетили всё так же закрытую турбазу, поднялись на вершинку небольшой сопки и со свистом, смехом и гоготом скатились с неё на пятых точках.

Пообедали в школьной столовой и отправились на «передвижной вокзал». Когда он подъехал, мы с рук на руки передали знакомым уже проводникам (они за ночь успели съездить в Лабытнанги и вернуться) загрустившего Саньку. Погрузили его рюкзак и лыжи, взяли с проводников слово присмотреть за больным и помахали вслед вагонам.

Поезд ушёл, а мы, вернувшись в посёлок, навьючили на себя походный груз и вышли в путь.

Согласно маршруту, разработанному Командором, наш путь должен был  проходить вдоль Большого Пайпудынского хребта и хребта Изья-Хой по руслам рек Большая Пайпудына и Большая Уса. Через перевал Иган мы должны были выйти к озеру Большая Хадата-Юган-Лор и по его льду добраться до базы Хадата. Дальнейший путь должен был пролегать до…
Впрочем, зачем спешить? Буду описывать по порядку.

В течение всех сегодняшних ходок по левую руку от нас был виден Большой Пайпудынский хребет. Справа тянулись нескончаемые вершинки с небольшими распадками. В образовавшейся долине, как в  горной колыбели, тихо спала Большая заснеженная Пайпудына.

Я шла и удивлялась, почему в тундре вместо карликовой берёзы растут высокие статные лиственницы. Поделилась удивлением с Татьяной, и она мне растолковала, что до тундры  нам ещё шагать да шагать.
Горы, окутанные туманом, алмазные искры чистейшего снега, лиственничное редколесье...  Волшебная красота, первозданная  тишина…  А в голове неотступно крутятся строчки Анны Ахматовой:

И на пышных парадных снегах – /  лыжный след, словно память о том,
Что в каких-то далёких веках  / здесь с тобою прошли мы вдвоём.

Позже стало не до лирики, но, машинально переставляя ноги, постоянно прокручивала в голове какие-то мысли, которые на ходу стали соединяться в походные рифмованные строчки, сопровождавшие меня весь вечер:

Наш Командор, сомненьем озадаченный,
По карте с компасом сверяет путь.
А путь дорогою давно означенный,
С него не сбиться нам и не свернуть.
По той дороге мы идём – и я, и ты,
И добредём до Хадаты.

Завхоз с салфеточки сметает крошечки…
Заветный этот миг не упусти!
Съем свою пайку я с его ладошечки
И станет легче мне вперёд идти.
Мы подкрепились на привале – я и ты,
И снова в путь – до Хадаты.

Склонюсь на отдыхе я над тетрадкою,
Чтоб что-то нашептать карандашу,
А горы из-за туч глядят украдкою:
Им интересно знать, что запишу.
А у меня в душе – мечты, мечты, мечты:
Скорей дойти до Хадаты.

Мои друзья, коль вы усилья сложите,
Поверю в вас –  в опору и оплот!
Вы мне рюкзак поднять и снять поможете,
А дальше включится автопилот.
На нем дойду, коль рядом все - и он, и ты, -
Дойду и я до Хадаты!

Шла и мурлыкала их на разные мотивы, прикидывая, какой больше подойдет для шутливой песенки. Процесс рифмоплётства растянулся на весь день и помогал незаметно преодолевать километр за километром.

Остановились на ночлег уже в сумерках. «Старички» дружно засуетились, а я замерла в растерянности, не зная, как подключиться к их слаженной работе.

Спасибо Корбуту: он подошел и конспективно изложил последовательность моих действий на стоянках.
В течение всего похода он, как за чайником, вёл за мной негласное наблюдение и вовремя приходил на выручку. Благодаря его неназойливой опеке я за дни похода научилась довольно многому.

После ужина совершенно неожиданно нас обрадовали Андрей и Володя. Пошептавшись, торжественно выставили на середину палатки увесистую бутылку и озадачили нас вопросом: «Что принято подавать к шампанскому?». На реактивный ответ Татьяны:  «Шоколад!» - Володя отмахнулся:
- Какая проза! Бери выше! - и добавил к шампанскому апельсины.

…Были тосты, были речи, были песни. Даже у Татьяны, которая из-за усталости весь день была не в духе, настроение мигом изменилось. Первый ходовой день закончился на позитивной ноте.

Ночью я долго не могла уснуть: сказались и усталость, и множество новых впечатлений.

На фото: Пристроилась за лидером (справа налево: я вторая).