27 марта, понедельник. День девятый

Татьяна Погребинская
Температура за бортом палатки – ноль градусов. Видимости никакой. Жуткий подлип. Часть дня шли пешком. Перед обедом прояснилось, и на небе ярко засияло солнце. Когда окончательно подтаяло, мы встали на лыжи. На мокром снегу при скольжении образовывался тонкий незамерзающий слой воды, и мы довольно быстро «плыли».
На перевал Иган поднялись после второй ходки. Женька во все стороны завертел головой, пытаясь разглядеть Хадату. Согласно описаниям изученных им путеводителей, база с  перевала должна была открыться, как на ладони.
Не открылась. Махнув рукой на данный факт, Командор достал из бездонных карманов шоколадные конфеты (он постоянно доставал их по мало-мальски значимым поводам, на сей раз - по поводу взятия перевала), и щедро раздал их.

Спуск с перевала был очень крутым. Справа и слева, образуя тесный кулуар, громоздились занесённые снегом горы.
Поначалу группа спускалась очень осторожно, чтобы не вызвать снежную лавину, но на середине склона Евгений и Андрей осмелели и, отпустив лыжи, стремительно ворвались в ущелье. Остальные тоже ускорились. Я рисковать не стала: не хватало только свалиться и протаранить спуск своим бренным телом! Спускалась предельно осторожно, зато не громыхнулась и мысленно похвалила себя.
Хадаты не оказалось и на другой стороне. Мы призадумались: какой же перевал взят нами вместо Игана?

Посидели, посовещались и пошли по ущелью налево, сообразив, что в течение предыдущих дней ни разу не вспомнили про магнитное склонение, которое в этих широтах составляет 23 градуса. Из-за этой ошибки мы настолько забрали вправо, что для выравнивания маршрута нам понадобилось целых два дня!

Во время утренних ходок наблюдали след нарт, который периодически появлялся на нашем пути. Потом появились и сами нарты - широкие деревянные сани, на которых сидели мужчина и женщина. Мужчина управлял упряжкой оленей, а женщина пряталась за спину мужа и испуганно прижимала к груди младенца, закутанного в меховой кулёк. Лица у ездоков были загорелыми до невероятной* черноты.

На вопрос, правильно ли мы идём к Хадате, мужчина буркнул что-то нечленораздельное и поспешил проехать мимо. Олени испуганно забирали в сторону.
Одежда из мягкой кожи, отороченной мехом, не доставляла чукчам (между собой мы называли ненцев так) никаких неудобств. Мужчина резво соскакивал с нарт, поправлял оленей и столь же резво запрыгивал обратно.  Вопрос о правильности движения завис в воздухе.

Весь день мы шли по долине какой-то реки, текущей по очень живописному ущелью. Оно поразило нас обилием деревьев и птиц. Вот тебе и тундра! Какая же она разнообразная: оставшаяся за перевалом местность была пустынной, а здешняя казалась раем. Лиственница и верба, ольха и какой-то неузнанный кустарник...

Отправившись на рекогносцировку, Евгений и Андрей нашли целую поляну, заросшую перезимовавшей голубикой, и повели на кормёжку остальных. Это было что-то фантастическое: в марте месяце, за Северным полярным кругом, в неизвестной нам долине неизвестной нам реки целыми горстями есть ягоды – до посинения языков и ртов -  чем не экзотика?!

Во время первой послеобеденной ходки Корбут повернулся ко мне:
-  Татьяна, посмотри во-он на то дерево. Видишь, что с ним лавина сделала? А наши косточки послабее будут.
Я глянула в указанном направлении и увидела расщеплённый остаток ствола некогда, судя по его размерам, солидного дерева. Чтобы оставить от него лишь щепки, перемешанные со снегом и отброшенные по ходу лавины далеко вперёд, нужна была поистине исполинская сила.  Слава Богу, что нас в то время рядом не было!

К вечеру добрались до слияния двух рек и свернули по руслу левой. Её долина была изъезжена нартами, и мы уже не сомневались: если не к Хадате, то к чему-нибудь всё равно выйдем – «…все дороги ведут в Рим»!

С сумерками остановились на берегу какой-то реки. Перед отбоем Евгений раскрыл тетрадку со старыми записями «дворового цикла» Александра Дольского и начал петь в нарочито приблатнённой манере. Нахохотались до коликов. Андрей мается остеохондрозом, я второй вечер делаю ему массаж, которому меня научила родная сестра-медичка.

К палаточному быту, который меня поначалу раздражал из-за беспорядка, понемногу начала привыкать.  Даже то, что вещи, с вечера уложенные в определенном месте, находишь утром совершенно в другом, уже не раздражает, а смешит.

Юра долго искал потерянную чуню. Приставал ко всем с вопросом о её местонахождении, но ответа так и не дождался.
Андрюша тут же рассказал анекдот «по случаю», повествовавший о чукче, который во время очередного посещения бани неожиданно для себя обнаружил под собственной майкой год назад утерянную фуфайку.
Под наш дружный хохот анекдот был завершён выводом о пользе регулярного посещения бань.