Знакомство с небом или летающие поэты

Анатолий Горовой
Что в первую очередь делает современный человек сразу после пробуждения? Правильно! В первую очередь человек заходит в социальные сети, а уже потом после просмотра ленты новостей, фотографий и личных сообщений начинает заниматься своими домашними делами. Вот так и я, проснувшись, первым делом протянул руку к смартфону, лежавшему на соседней подушке.

«Толик, привет! Тебя, как участника первой выставки, приглашаю полетать!» - написала мне Катя Скабардина.
Под словом «полетать» подразумевалось принять участие в очередной акции проекта «Поэту по портрету», которая называлась «Поэту по полёту», где участникам предоставлялась возможность подняться в небо на параплане тандемом с опытнейшим инструктором. Данная акция была организована Катериной Скабардиной вместе с руководителем парапланерного клуба «Командор» Александром Орловым (какая летающая фамилия – не правда ли?), и была приурочена к первому дню рождения самого проекта «Поэту по портрету».

Я конечно был осведомлён об этом мероприятии и был не против поучаствовать в нём. Да что там «не против», я горел желанием поучаствовать в нём, потому что такие события, как полёт на параплане, в будничной жизни человека происходят не каждый день. Честно говоря, я хотел сам напроситься в участники, но пока я раздумывал над этим, мне пришло приглашение от Кати. «Какое совпадение!» - подумал я. Подтвердив своё участие, я получил информацию о времени и месте встречи. «Не забудь взять с собой кофту, потому что на высоте довольно прохладно!» - предупредила меня Катя.

В жаркий субботний день мы собрались на Речном Вокзале. Помимо меня присутствовали ещё несколько участников. К сожалению, приехать смогли не все, кто хотел, и в таком усечённом составе мы отправились в путь.

Дороги на выезде из города были заполнены дачниками и просто людьми, спешившими на отдых, после трудовой недели, так что наше путешествие оказалось немного дольше запланированного. Но торопиться было некуда, так как сам Александр Орлов в это время стоял в дорожной пробке неподалёку от нас. По пути мы подобрали ещё двух участников из Академгородка, а чуть позже встретились с самим Александром, автомобиль которого ждал нас на обочине. Небольшой колонной в составе трёх транспортных средств мы двинулись на аэродром «Бердск-Южный» к точке назначения.

В дороге мы обсуждали дальнейшие планы по развитию проекта «Поэту по портрету», делились своими мыслями, идеями и ожиданиями от грядущего поднебесного путешествия. Глядя на участников, можно было увидеть различные эмоциональные реакции: кто-то заметно волновался, так как полёт на высоте для этих людей был сродни испытанию и преодолению своих фобий и страхов; кто-то с горящими глазами был в ожидании новых ощущений и впечатлений; а кто-то просто молча наслаждался поездкой и смотрел в окна на окружающее пространство. Тем временем городской железобетонный пейзаж сменился пригородными лесами и полями, асфальтовое покрытие дороги сменилось на грунтовое, а это значит, что мы приближались к месту проведения акции.

На аэродроме я ожидал увидеть какие-нибудь взлётно-посадочные полосы для малой авиации, но оказалось, что «аэродром» - это громко сказано, так как перед нами простиралось большое поле в окружении лесополос, заросшее высокой травой и луговыми цветами, чьи ароматы врывались в полуоткрытые окна машин.

Первая остановка была вызвана необходимостью установления ветроуказателя в самом начале поля, что и было с успехом сделано. Пока организаторы его устанавливали, участники не теряли времени зря и провели первую полевую фотосессию, изображая в кадре полёт на высоте. Все были в предвкушении чего-то нового, ранее неизвестного. Час Икс становился всё ближе, но волнения, как такового, почти ни у кого не было заметно: кто-то продолжал фотографироваться в буйной зелени, а кто-то просто бродил по полю и дышал его благоухающими запахами. Но нашей весёлой компании предстояло пересечь раскинувшийся перед нами зелёный ковёр, и мы двинулись дальше по бездорожью.

Ещё 10 минут тряски в автомобилях и наша импровизированная автоколонна, наконец, прибыла к месту старта. Организаторы начали готовить оборудование и инвентарь, а будущие «парапланеристы» перед началом полётов начали всё больше проявлять свой эмоционально-волнительный фон.

Что касается меня, то я, как и большая часть приглашённых «полетать», никогда раньше не делал этого. Особого волнения я не испытывал, так как боязнью высоты я не страдаю, да и 17-летний стаж Александра Орлова всё-таки давал о себе знать, придавая некую уверенность.

Очередь полётов была составлена и вот, наконец, первый участник стоял в шлеме с прикреплённой к нему видеокамерой, селфи-палкой в руке и парапланом, лежащим на земле за спиной. Напомню, что параплан (парашют планирующий), в отличие от обычного парашюта, предназначен для полёта (планирования в воздухе), он стартует либо с земли при помощи разгоняющей лебёдки на автомобиле, которая и поднимает любителей острых ощущений в воздух, либо с обрыва, где есть резкий перепад высот. В нашем случае применялся первый вариант.

Первый старт вышел неудачным. Тандему не удалось поймать нужный воздушный поток, и секунд через 40 после приземления был произведён повторный старт. Стремительный подъём в синюю бесконечность вызвал бурные овации у присутствующих, которые своими аплодисментами и подбадривающими выкриками провожали и встречали всех без исключения воздушных путешественников.

Наши полёты проходили на высоте около 700-800 метров над землёй. Рекордные же значения по высоте парашютного планирования среди профессионалов составляли более 4-х километров. Даже страшно представить себя на подобной высоте.

Я был в списке «выступающих» под номером 5 (одно из моих любимых чисел наряду с «семёркой»), и вот подошла моя очередь. На меня был надет тот самый шлем с видеокамерой, стропы лежали позади меня… Готовность №1… Команда по рации… Разбег… Вжух… и мы стремительно набираем высоту. Рукоплескания и выкрики «землян» становились всё тише и тише, по мере набора высоты, пока наконец совсем не затихли. Люди превратились в маленькие точки, горизонт становился всё более широким и открытым, как будто произошло какое-то преломление пространства. Значит, не обманывал Юрий Татаренко в своих газетных статьях (он тоже был с нами, но в роли журналиста и поэтому в этот раз участия в полётах не принимал), когда писал о видимости до 50 километров во все стороны. Это действительно так. С левой стороны моему взору открылось Обское Море, легкая дымка на горизонте визуально превратила его в край земли; впереди, как на зелёной скатерти, в 11 км лежал Бердск; многочисленные луговые озёра казались какими-то мелкими лужами, оставшимися после дождя. Но мы продолжали набирать высоту, пока не достигли 600 метров над землёй.

«Смотри, какие разные цвета, от грязно-жёлтого до тёмно-зелёного раскинулись под тобой! Словно «50 оттенков зелёного». Хе-хе-хе!» - пошутил Александр, иронизируя над одним известным художественным фильмом.
«А сейчас мы отцепимся и отправимся в свободное парение!» - продолжал он.
«Угу!» - всё, что я смог ответить.
И действительно, лёгким движением руки один из карабинов расстегнулся, связующий трос полетел вниз, и больше ничего не связывало нас с землёй.
«Сегодня я птица! До встречи земля!» - восклицал я в своих мыслях.

Тем временем, автомобили внизу превратились в еле видимые наземные объекты, не говоря уже о самих «землянах». Но один «крылатый землянин» всё-таки был здесь, ведь, несмотря на нахождение на высоте, я чувствовал себя в безопасности, хотя мои болтающиеся в воздухе ноги от земли отделяли сотни метров.

Плавный полёт оказался недолгим…

«А сейчас мы немного покружимся» - услышал я голос сзади.
Находясь на земле, я конечно видел, как параплан выписывал виражи в воздушном пространстве, а затем входил в штопор, когда стремительно приближался к земле, кружась по спирали, но теперь мне предстояло ощутить и пережить это самому.
Резкий поворот в сторону и мы оказались параллельно земле, а купол параплана оказался под (!) нами. Я начал ощущать перегрузки.
«Видишь купол параплана под нами слева?» - спросил Александр.
«Угу!» - буркнул я.
Резкий поворот и то же самое, но уже с другой стороны:
«Видишь купол параплана под нами, справа?»
«Угу»

Параплан лавировал из стороны в сторону, земля становилась всё ближе, уже можно было различить отдельные выкрики стоящих внизу людей, а перегрузки становились всё сильнее…
«Всё Нормально! Нормально!» - бормотал я, опасаясь, что Александр прервёт эту воздушную карусель, и он таки прервал размазывание моего бренного тела по синему мольберту:
«А сейчас будет НЕВЕСОМОСТЬ!» - сказал он.
«Что?» - спросил я.
Ответ я получил незамедлительно - на несколько секунд я потерял ощущение гравитации, и мне показалось, что меня, как физического объекта, больше не существует. Дыхание перехватило, глаза закрылись сами собой и за эти пару секунд я думал, что совершаю полёт в стратосферу…

Через пару мгновений всё вернулось на круги своя: я вновь ощутил давление атмосферы, подо мной всё также лежала вечная земля, на которую мне предстояло приземлиться и возвратиться в человеческий мир. Я выдохнул, и мы плавно полетели на посадку на мягкое зелёное поле.
Мои ноги коснулись земли, но на самом деле, приземляться мне не очень то и хотелось.

«Да чё такого-то?» - выпалил я в момент, когда почувствовал землю под ногами, пытаясь подбодрить особо разволновавшихся участников, ждущих своей очереди.

Вообще забавно было наблюдать первую реакцию приземлившихся воздушных туристов – в основном это были следующие слова: «Жуть! Круто! Ужас! Класс!» А уж про крики находящихся в небе вообще разговора нет, особенно в этом отличились наши девушки поэтессы, негласно соревнуясь в том, кто кого перекричит. Анна Жукова так вообще развлекала себя песней в полёте, вызвав приступы смеха у окружающих.

В процессе полёта я не заметил, что у меня немного заложило уши, а чуть позже немного закружилась голова. Александр объяснил, что лёгкое головокружение через 5-10 минут после посадки – это нормально и вызвано действием адреналина.

Сказать по правде, я был готов сразу после возвращения на землю вновь подняться вверх, и не только я один, но эта бравада была вызвана, скорее всего, новизной ощущений и эмоциональным восторженным взрывом.

Дождавшись, когда приземлится последний «воздушный турист», мы сделали общее фото на память и начали потихоньку собираться в обратный путь. Лишь одинокий коршун продолжал кружить в синем небе, негодуя, что какие-то существа вторглись на его территорию.

Подводя итоги, могу сказать, что это был незабываемый и особенный опыт, благодаря которому я начал смотреть на мир какими-то другими обновлёнными глазами, и если мне представится возможность повторить его ещё раз, я с удовольствием это сделаю.