Прощай, Зигмунд Фрейд!

Марина Чигра
      "Благими намерениями бывает вымощена дорога в ад", - когда-то сказал Сэмюел Джонс.

      Австрийский психиатр и психолог З.Фрейд полагает, что инфантильность человека (отсутствие у него зрелости ума), не способного, с одно стороны - понять  загадки мира, с другой стороны - справиться с жизненными трудностями, заставляет его уповать на «заботливое провидение, которое стоит на страже его жизни», на «чрезвычайно возвеличенного им отца». Поэтому человек обращается к религии, которая объясняет ему непонятное и дает надежду на помощь; Бог - это иллюзия, от которой человеку необходимо избавиться, истинная цель развития человека - преодолеть  инфантильность и смело смотреть в лицо реальности. (из Журнала практической психологии и психоанализа)

      Психологически, личный Бог человека - это идеализированный  его собственный отец, пишет З.Фрейд. Человек "создает себе богов, которых боится, которых пытается склонить на свою сторону  ...мотив тоски по отцу идентичен потребности в защите от последствий человеческой немощи...".  Все это: получение ответов, надежда на помощь, на счастье в будущей жизни "сулит ему гигантское облегчение для индивидуальной психики".  (сайт PSYERA.ru)

      Чтобы лучше понять своих пациентов, З.Фрейд использовал полученные у французского психиатра Ж.Шарко навыки гипноза. Вот так, из опыта общения с психически не совсем здоровыми людьми, он выводит свою теорию об истоках религиозного чувства человека. Да и детство психоаналитика несомненно сказалось на его мировоззрении: бедный район, грязь, шум, неоднозначное отношение к евреям. А еще был период тяжелой болезни - рак с 1923 года, зависимость от кокаина... Со всем сочувствием к страданиям человека, можно сказать, что сам себе вымостил дорогу... или кара Божья? Так или иначе, не в свои ли собственные глубины заглядывает З.Фрейд, рассуждая о потребности человека в помощи и защите...  Ведь говоря о религии, он проявляет абсолютное незнание православного вероучения. И его личные отношения с отцом, согласно его же теории, должны были привести его к вере, а не безверию.

      Каждый исследователь как личность по-своему понимает предмет исследования (в данном случае - религиозное чувство), интерпретирует через свою собственную систему ценностей, согласно своим собственным представлениям о мире, и главное - согласно поставленным перед исследователем задачам...

      Какова была базовая идея написания Фрейдом этих работ, "Недовольство культурой" и "Будущее одной иллюзии", в которых негативно отображается религиозное мировоззрение, отвергающее насилие? Работы были написаны в оригинале на немецком языке в конце 1930-х годов, то есть после прихода к власти в Германии нацистов. Германии не нужна была религиозность своего народа, Германия готовилась к войне... Идеей превосходства нации было заражено практически все население Германии, так профессионально им "промыли мозги".

      В этом плане уместно вспомнить Франсуа Мари Ауэра, широко известного под псевдонимом ВОЛЬТЕР, поэта сатирика, доход которого, в основном, составляли денежные гонорары от литературной деятельности. В 1779 году он был одним из богатейших людей Франции. Вольтер стал беспощадным врагом христианства и Церкви, ссылаясь, в большей степени, на историю инквизиции и крестовые походы. Какова причина проявления на арене политической жизни Вольтера и его статей? На западе  шел процесс зарождения нового класса буржуазии и становления экономики, основанной на частной собственности, на накоплении капитала. Капитализм требовал формирования иного мировоззрения, несовместимого с христианской моралью. Но в момент смерти Вольтер умолял пригласить священника, чтобы покаяться перед Богом.

      Уместно вспомнить также Ф.ЭНГЕЛЬСА, одного из идеологов социалистической революции. В своих работах  «Демократический панславизм» и «Борьба в Венгрии» (1849 год) он называет славянские народы  "контрреволюционными", "варварами", "некультурными", "упрямыми малыми нациями", и призывает «кровавой беспощадной борьбе на уничтожение", "всеобщей революционной войне» со славянством. Энгельс пишет: «...чехам, русским обеспечены ненависть всей Европы и кровавая революционная война всего Запада против них.(ПСС "К.Маркс и Ф.Энгельс". Том 6.) 
      "Идеолог" социализма был далеко не беден, он представлял интересы правящего класса. Не­уро­жаи 1845–1946 годов, экономический кризис 1947 года привели к по­ли­тическому кри­зису и ре­во­лю­ци (марта 1948 - лето 1949г.). Земетьте, в условиях революционной ситуации Ф.Энгель пишет свои работы, призывая возмущенные массы на войну со славянством. При этом, в массы внедрялись убеждения о "нехватке жизненного пространства и грядущем дефиците продовольствия". Кроме того, Германия взяла курс на мировую экспансию, так как опоздала к колониальному разделу мира. Недовольство рабочего класса очень удобно было использовать для этой цели, перенаправить сознание масс на внешнего "врага". 
 
      З.Фрейд еврей, возразите вы. Ничего странного, в нацистском рейхе все ключевые фигуры имели родственную связь с еврейством, около 140 офицеров, в том числе высших офицеров. В верхушке третьего рейха не имел примеси еврейской крови лишь Геринг. Среди агентов абвера и гестапо также были евреи, достаточно их и среди получивших награды за военные "заслуги". Союзник Гитлера, испанец Ф. Франко - чистокровный еврей.

      Кстати, именно по каналам Франко из Германии эвакуировались богатые евреи, когда других, не прошедших "калибровку" нацистскими критериями, ожидала всем известная учесть - крематорий. 

      Аврелий Августин (он же Августин Блаженный - философ, богослов, епископ, годы жизни конец IV - начало V века н.э.), говорил, что "силой, которая во многом определяет устремление человека к Богу,  является божественная благодать, которая действует по отношению к человеку и производит положительные изменения в его природе". Благодать дарована всем, но не каждый готов принять этот подарок. «Много званых, но мало избранных» (Матф. 22:14), - сказано в Библии.  "После грехопадения, - утверждает Августин, - люди лишились свободной воли, стали рабами своих желаний, и не каждый готов обратить свой взор к Богу. Но нравственно они свободны, и сознательно выбирают зло или добро".

      Таким образом, истоком религиозного чувства человека является его интуитивная  устремленность вернуться к своей прежней свободе - к свободе от приобретенных в результате грехопадения страстей (злоба, зависть, чревоугодие и прочих), его интуитивная устремленность вернуться к подобию Божьему, каким он был изначально создан, устремленность к возрождению в Духе Святом.

      Иисус говорил не только о спасении - счастливой жизни в "будущем веке", но также о рождении человека в Духе Святом в этой жизни - земной, как о результате принятия человеком божественной благодати. «Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: «Вот, оно здесь», или: «Вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:20-21).
 
      В вере человек получает облегчение не от осознания, что его "будущая жизнь" будет счастливой, а от получения откровений Божественных Истин, в принятии их, и главное - в следовании этим истинам в своей жизни: он рождается в Духе Святом и обретает Царство Божие на земле. Как сказал Христос: «...кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит...» (Матф. 16:26-16:38). Следует отметить, что "ради Меня" следует понимать не буквально, а как ради тех Истин, которые Христос открыл людям.
 
      Не надежда на помощь свыше, не ожидание счастья в будущей жизни дает человеку психологическое облегчение, как ошибочно полагает З.Фрейд, а знание и принятие Духа Истины. Истина и в том, что «Бог есть Любовь» (1 Ин. 4:7-8) Она действует двойственно: дарует радость приемлющим ее, и муку - отвергающим ее, как сказал Исаак Сирин.

      Потому что «...любовь  милосердствует, любовь не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, она сорадуется истине;  ...всего надеется, все переносит.» (1 Кор. 13: 4–8). Любовь  является основой совершенного бытия - объективной реальности, существующей независимо от нашего сознания. Все, что несовершенно - привнесено самим человеком в его собственную жизнь, включая страдания, которых он может избежать в этой жизни, а не в будущей.

      А любые манипуляции человеком - попытки воспользоваться его слабостью: чувствами, доверчивостью, наивностью или отсутствием познаний... воспользоваться его слабостью для получения каких-либо выгод в свою пользу  -  выгод за чужой счет, считается грехом в православии. Вот так, уважаемый товарищ Фрейд.
      Именно манипуляции людьми приводят к войнам и конфликтам, но победителями в них становится третья сторона, как правило - манипулятор.