Легенда о Купальнице

Игорь Апрельский
Эпиграф

Птичьи песни звенят над лугами зеленого моря.
И светло и прозрачно в долине журчат родники.
По траве-мураве, что вокруг без конца  и без края
Золотые жарки рассыпают свои огоньки.

Дует ветер на них, развевая цветочное пламя.
Так пылают цветы, что вот-вот горизонт подожгут.
Так цветы горячи, что их боязно трогать руками,
За полуденный жар их в народе  жарками зовут.

Сергей Красиков

Предисловие

 Происхождение научного названия рода - Tr;llius - точно неизвестно. Возможно, латинское название произошло от немецкого Trollblume, что можно перевести как «цветок троллей». Согласно германским и скандинавским легендам, это растение считалось любимым цветком троллей. По другим версиям, в связи с округлой и даже шарообразной формой цветка название было образовано либо от латинского слова trulleus, означающего «круглый сосуд», «чашка»; или старо-германского слова «troll» — «шар». Принятое в наши дни русское название цветка «купальница» имеет старинное происхождение. Не исключено, что название связанно со временем массового цветения, которое приходится на 6 июля (23 июня по старому стилю). Этот день называли Аграфена-купальница и с этого дня было принято начинать купание в реках и озёрах. Примерно в это время в старину отмечали другой языческий праздник — «день Ивана Купалы» (Иванов день). Во многих регионах России приняты различные народные названия, которыми обозначают характерный для местности вид или группу видов: Троллиус, Купава, Купавница, Жарки, Огоньки, Сибирская роза, Авдотки, Бубенчики, Колотушки, Кучерская травка, Балаболки. Купальница и Купало неразрывны. Купало – бог лета, летних цветов и плодов. Весёлый и прекрасный, он одет в лёгкую одежду и держит в руках цветы и полевые плоды. На голове у него – венок из цветков купальниц. Купальницами называют их, потому, что цветут они, когда вода в реках прогревается настолько, что можно купаться. Святая Агриппина известна в народе русском под именем Аграфены Купальницы. 23 июня красавица Купальница едет с охапкой лесных и луговых цветов и с целебными травами да кореньями в гости к своему жениху – Иване Купало. Купальница, Купало и следующие за ними Петры-Павлы в представлении русского народа сливаются в один большой праздник – проводы весны.Упоминают, что купальницей называли особенную траву, известную под именем кошечьей дрёмы. Ей приписывают разные целебные действия. На Ваге и в Вологодской губернии собирают утром траву купальницу, когда она ещё в росе, и сохраняют в склянках для лечения.
 Легенда о купальнице. Давным- давно на одной волшебной земле жила влюбленная парочка, звали их Иван и Купава. Красивая, молодая пара все свободное время проводили вместе и на природе, потому что красота, окружающая, была, неописуемо, прекрасная. А летом, когда все блистало изумрудом зелени и яркостью красок расцветающих цветов, в особенности.
Много праздников отмечали люди в то время, чередуя труд и отдых, но парочка решила придумать еще один , долго они думали и придумывали... и придумали отмечать праздник летней, теплой, целебной воды, ведь Вода- это одно из главный условий жизни и выживания людей. Они придумали сюжет, как будет происходить праздник: с купанием в водах реки с кострами для красоты и обряда очищения с песнями хороводами, плетением венков девушками и загадыванием желаний. Когда они рассказали всем поселянам о своей задумке - все очень обрадовались, ведь праздники и веселье любят все и понимают, что веселый праздник является стимулом и отдыхом , разнообразием жизни и великой радостью бытия.
Да, праздник получился на славу, было весело всем пришедшим и молодым и не очень,.. забыли все о всех рутинных делах и как дети прыгали через костер, купались в реке, пели песни, танцевали , бросали девушки венки в воду, а парни ловили те веночки... а когда костры погасли, бегали по жарким углям и не чувствовали , что они жгут им пятки, потому что это был настрой на праздник и очищение от всего негативного,что накопилось.. иногда так бывает... А по окончанию праздника убрали весь мусор и сожгли его, чтобы чистой осталась поляна и очень благодарили Ивана и Купапу за прекрасную организацию веселья и придумки, и решили отмечать каждый год.
Но пришла вскоре беда и Иван ушел защищать мирную жизнь и случилось так , что ранен был на поле боя и лежал он и умирал на зимнем поле истекая кровью .. и мысли его последние были о Купаве и о празднике летнем, что они придумали. Умер Иван.. , а на поле том и у их родной реки выросли красивые цветы, ярко желтого и оранжевого цвета, которые люди назвали купальницей или жарками в честь праздника названного в честь Ивана и Купавы- Иван- Купава а потом стали называть Иван- Купала.. и в память о кусочках углей, по которым они ходили... босыми ногами... И цветок этот почти исчез с Земли нашей, как и многие другие, потому что не бережем мы родную природу и память нашу...Когда расцветает купальница начинается сезон купания.
 Существует сибирское предание, что «жарки» – проросшие золотые монеты жадного купца, которые выбросила в отчаянии его дочь, когда отец отказался выдать ее замуж за любимого, но бедного парня, за бедного рыбака.
 А вот хакасская легенда о происхождении этих удивительных цветов
Жил- был бедный пастух Саян, пас он байский скот с утра до вечера. Однажды на отару напала стая волков. Еле отбил Саян байский скот, но сам пострадал от волков. Истекая кровью, полз он к озеру Шира, которое славилось своей целебной водой. Еле- еле добрался пастух, где стал лечить свои раны. Выжил! А по его следу, где капали капли крови, появились цветы, которые народ назвал жарками. Идут века, пламенеют жарки в лесах Хакасии.
 И еще одна хакасская легенда:
Волею судьбы в Средний мир, мир деревьев, воды, гор и людей, попал Сивый бык, хранитель душ хакасского скота. Свирепое животное было серо, как сумерки - самая тяжелая и страшная часть суток. Его рога, копыта, мощное тело наводили страх на окружающих, а потусторонний взгляд маленьких глаз внушал леденящий ужас.
Сивого быка обходили стороной звери, птицы, избегали встречи с ним и люди. Только стая свободных волков, польстившись на огромную тушу, решила вступить с ним в бой. Замерло все, услышав шум богатырской битвы. Сотрясалась земля, а от бычьего рева сдвигались с места горы, выходили из берегов реки, многие потекли вспять. Победил Сивый бык свободных волков. Разъяренный, пошагал он по степям и горам. Там, где ступали копыта чудовища, образовывались озера, там, где его бока разрезали землю, пролегали оросительные каналы, водой которых черноголовый народ поливал поля. Там, где падала кровавая пена с боков Сивого быка, хранителя душ хакасского скота, появились цветы необычайного цвета. Горят они пламенем, как ярость, гордость Сивого быка. Народ чтит их, видя в них символ пламенной борьбы за свободу и независимость.
 Старинная германо-скандинавская легенда рассказывает, что в каждом цветке этого растения живет эльф — сказочное существо, дух природы. Внешне эльфы очень напоминают людей, однако их рост намного меньше человеческого. Эльфы обладают многими талантами и владеют кузнечным, ювелирным, ткацким и некоторыми другими ремеслами. Они исполняют чудесные мелодии и песни, замечательно танцуют, а также изготавливают волшебные вещи: оружие, ювелирные украшения, амулеты, с помощью которых проявляют свою магическую силу. Летними ночами эти крошечные человечки варят в округлых, ярко-желтых цветках, похожих на золотые сосуды, волшебный эликсир. Вдоль длинных цветоносов купальницы расположены лестницы, по которым вверх и вниз снуют десятки эльфов, доставляя ингредиенты, необходимые для приготовления магического напитка. С наступлением утра маленькие труженики разливают эликсир по крохотным бутылочкам и прячутся в своих домиках.
Цветок этот издавна любим человеком. В садах из купальницы вывели много махровых и крупноцветковых видов. Люди ласково называют этот цветок купавой, авдоткой, вешними бубенчиками, запонками, куриной слепотой и еще: полденышек, болотные шапки, сиверушки, кучерская травка, колупаленки, огоньки, сибирская роза, колотушки и воловье око. А купальницей назван он потому, что во время его цветения вода в реках прогревается настолько, что можно купаться.
Цветут фонарики купальницы на девятый год (это видимо дикие растения, т.к. садовые зацветают гораздо раньше), и следовательно, ждут от нас очень бережного отношения.

Байкал, ты – озеро предчистое,
В тебе есть всё: гладь и покой,
Здесь солнце всклень лучи игристые,
Купает утренней порой.

В воспоминаньях годы бурные
бегут за трепетной мечтой.
Легенды озеро лазурное,
Расскажет нам сейчас с тобой.

Младой пастух всегда уверенно
(ведь делал это не впервой!)
Гнал вечером в Байкал намеренно,   
Все табуны на водопой.

Влетали кони в воды светлые
С разгона, под фонтаны брызг.
И Алексей (чуть-чуть кокетливо),
Нырял и плавал, шум и визг

Стоял на озере от радости,
Тут был и смех и много слёз…
Пугал русалок в заурядности,
Но привлекал к себе всерьёз.   

И те пошли на женски хитрости,
Завлечь красавца пастуха:
То пляски на лужайке с выходцем,
В туманном ветре до греха…

То вдруг затянут песни нежные,
И на зелёном бережку,
Качают в такт с большой надеждою
Головками, как на духу.

То вдоль по озеру, по лунному,
скользят, и манят и влекут,
Но, нет вниманья, ни секундного,
Лишь только вздохи душу рвут. 

Все огорчились, успокоились,
До первых криков петуха…
Одна внимание удвоила -
Так полюбила пастуха.

«Хочу я быть, его, желанною!», -
решилась от других, сама.
И под вуалью, под туманною,
на берег выбралась она.

Позвать? Нельзя! Нет, право, голоса,
Пастух не видит (как слепой?!).
Луна же жжёт её, и волосы
цвет поменяли в золотой…

Как ухал филин зло – соседушка,
Так он хотел, он всех пугнул.
Туман струится - облик девушки,
с лучами руки протянул…

Был Алексей в себе, в желаниях,
Не распознал, не поражён.
Не понял он, к себе внимания,
Пастух был только удивлён.

Смеялся весело и искренне,
и разгонял свово коня.
Русалка ж в дрожь кидалась выстудя,
От страха сердце без огня.

И вот последняя попыточка,
Присела рядом у костра…
И шепотом к нему с улыбочкой,
прильнула нежно говоря…

Пастух очнулся и приветливо
направил очи, как же так?!
Русалка ж… таяла так медленно,
Под солнцем, в утренних лучах…

Хотел погладить нежно волосы,
Те превратилась в ЖАРКИЙ цвет.
В них солнце светит ликом полосы,
КУПАВНИЦА дрожит в ответ.

Дурманят лепесточки – листики,
Пьянит всех нежных аромат.
Всё о Любви несбывшей, искренней,
что тайны верности хранят.

ЖАРКИ - КУПАВНИЦЫ неистовы,
сон - грёзы отправляют в сны.
В них счастье плачет золотистое
Всю ночь под желтизной луны.