Бхагават гита о свободе

Тарас Скворцов
  Уважаемые читатели!

После написания статьи "Свобода - что это?" я изложил "Бхагават гиту в стихах" и, поскольку в "Гите" немало говорится о свободе решил отдельно опубликовать соответствующие цитаты.

Глава1

 14-15
О, сын Кунти благородный, самый лучший из людей
Тот воистину свободный, кто и в счастье, и в беде
Из-за всяческих волнений не растерян, не ослаб
Не подвластен настроеньям, чувствам временным не раб
16
Те, кто Истину познали, знают – тело преходяще
А душа одна и в прошлом, в будущем и в настоящем
Существует то, что вечно, а все то, что преходяще
Как бы и не существует, иллюзорно в настоящем

Изучив природу тела, изучив души природу
Те, кто Истину познали, обрели свою свободу

45
В Ведах много говорится о материи трех гунах
Матерьяльною природой управляют все они
От всех трех освободится тебе надо, О Арджуна
И всю двойственность навечно из себя ты изгони

Мысли про приобретенья иль чего-то сохраненья
Матерьяльные стремленья – ты от них освободись
От влиянья гун Природы так добьёшься ты свободы
И в духовной чисто жизни, в своем «Я» ты утвердись

55
Кришна так сказал: « О, Партха, человек трансцедентальный
Понимает, что не главный этот мир материальный

Тот, кто действует не ради ублаженья чувств своих
Тот, чей ум от чувств свободен, независим он от них
Кто находит радость в чистом состоянии души
Тот воистину свободен, рад он Господу служить

66
Кто не связан со Всевышним не имеет крепкий разум
А кто разум не имеет, в матерьяльном мире связан
Этот связанный, конечно, не имеет мир в душе
А в душе коль нету мира, то и счастья нет уже.


Глава 2

50
Тот, кто Господу всем сердцем занят преданным служеньем
Даже в этой жизни может получить освобожденье
От кармических последствий и хороших и плохих
С помощью искусства йоги ты избавишься от них

51
Те, кто заняты всем сердцем только Господу служеньем
Те свободны и от смерти, и от нового рожденья
И они такого йогой достигают состоянья
Что становятся вовеки неподвластными страданьям

55
Тот, кто действует не ради ублаженья чувств своих
Тот, чей ум от чувств свободен, независим он от них
Кто находит радость в чистом состоянии души
Тот воистину свободен, рад он Господу служить

Глава3

9
Все, что делаешь должно быть, как подарок, жертва Богу
А иначе ты к свободе не найдешь свою дорогу
А иначе остаешься ты рабом земного тела
Чтоб служить его всем чувствам - то, что тело захотело

17
Только Истину познавший, свое «Я» осознающий
Кто находит наслажденья в высшем «Я», душой живущий
Чья душа чиста пред Богом, чья душа едина с Богом,               
Тот свободен, независим, от предписанного долга

Глава4

14
Ни Природа, ни работа на Меня не повлияет
независим я от кармы и от всех земных плодов
Тот, кто это понимает, того карма отпускает
Из сетей ее к свободе он ко Мне уйти готов
15
Души всех освобожденных это все осознавали
Долг они свой выполняли с древних лет по эти дни
И поэтому свободу все они и получали
Исполняй же долг прилежно так, как делали они

Глава5

3
О, Арджуна сильнорукий, должен ты понять, что если
Ты плодов не жаждешь действий, как и нет к ним отвращенья
То и действуя активно пребываешь в отреченьи
И легко от рабства в мире ты найдешь освобожденье

12
Тот, кто предан Мне душою - мир, свободу обретет
Ибо всех своих деяний он плоды Мне отдает
А кто с жадностью желает плод от своего труда
А про Бога забывает – раб материй он тогда

17
Когда разум, ум и вера и надежда человека
Знаньем Истины и Бога обращаются ко Мне
От невежества и страха, от сомнений и тревоги
От материи свободным он становится вполне

25
Тот Всевышнего достигнет и придет к освобожденью
Кто вне двойственности чувства и свободен от сомнений
Кто свой ум в себя направил и в себе всегда счастлИв
И живет кто ради блага, ради всех существ живых

26
Тот придет к освобожденью и Всевышнего достигнет
Кто души своей природу окончательно постигнет
Кто свободен и от гнева, и от чувственных желаний
Под контролем ум свой держит, тот свободен от страданий

Глава6

5
Нужно знать, что человека ум его быть может другом,
Но материей быть может ослеплен и стать врагом
И ума освобожденье от влиянья чувства важно
А иначе будет личность у материи рабом

20-23
В состоянии самадхи ум такой сам отвергает
даже тень мирских желаний - весь он душу созерцает
Счастье, радость и блаженство,йог такой в себе черпает
и от истины, достигнув,никогда не отступает
ибо знает - нету призов выше истины познанья
и среди тягчайших бедствий он свободен от страданья
Глава9
11-12
Моей сути трансцендентной те глупцы не понимают
Кто Меня за человека в этом мире принимают
И, о Господе существ всех, это глупое их мненье
Есть не только просто глупость, но, по сути, оскорбленье

Они строят в этом мире планы призрачного счастья
Ищут знания без Бога, даже ждут освобожденья
Но, безбожное сознанье, человеческие страсти
Обнуляют все надежды у введенных в заблужденье

Глава10

3
Кто во Мне признал Причину и Владыку всех миров
Тот свободен от иллюзий и свободен от грехов

Глава12

6-7
Кто ко Мне всегда стремится и все мысли устремляет
В своем преданном служеньи Мне работу посвящает
Тех я быстро от страданий в этом мире вызволяю
От рождения и смерти Я их всех освобождаю

13-14
Бхакта – тот, кто не завистлив и добра он всем желает
И чего-либо владельцем здесь себя он не считает
И свое земное тело за себя не принимает
И равно беду и счастье со спокойствием встречает

Кто всегда довольный в жизни тем, что он сейчас имеет
Снисходительный к другому и собой всегда владеет
Кто всегда Мне верно служит и чей разум весь во Мне
Такой преданный Мне бхакта очень-очень дорог Мне

15-16
Никого не беспокоит он, никем невозмутим
и ни страхи, ни тревоги овладеть не могут им
никогда он не зависит от течения всех дел
и трудиться в отреченьи его радостный удел

без забот и без страданий он умело служит Мне
и такой свободный бхакта очень-очень дорог Мне

Глава13

24
Тот, кто истины все эти с осознаньем принимает -
как три качества природа в воплощеньи проявляет
как душа живая в плен к ним в воплощеньи попадает-
здесь он больше не родится. Знание освобождает

35
Кто различие увидит, наблюдая зреньем знанья,
Между полем, познающим, и Всезнающим Брахманом
Между телом и владельцем, тот придет к освобожденью
И достигнет трансцендентной высшей цели, без сомненья

Глава14

1-2
И сказал Господь: «теперь Я мудрость Высшую открою
Что дает тебе возможность, как и многим мудрецам
Превзойти весь мир сей бренный и достигнуть совершенства
Обретя природу ту же, что имею Я и сам

От рождения и смерти сможешь ты освободиться
Даже если мир сей рухнет или новый сотворится

5
Матерьяльною природой управляют три стихии,
то есть силы или гуны называются они
то -  невежество, страсть, благость, и названия такие
о, Арджуна, сильнорукий, неспроста им так даны

И когда живые души в мир сей бренный попадают
Их телами эти гуны как веревки управляют

20
Кто сумел себя при жизни в матерьяльном этом теле
От влиянья гун природы полностью освободить
Может сразу стать свободным от рождения и смерти
Победить страданья, старость и нектар богов вкусить

22-25
И Господь ему ответил: «О, сын Панду, кто в волненье
не приходит если видит в себе гун всех проявленье
но и к ним он не стремится если нет их проявленья,
беспристрастным остается к матерьяльным всем стремленьям.

Помнит он – «это лишь гуны, лишь природы проявленье»
и внутри себя черпает в этой жизни вдохновенье

Смотрит теми же глазами он на счастье и на горе
Одинаково спокоен он и в славе, и в позоре
Одинаков в отношеньи он и к другу, и к врагу
К золотому слитку, камню и пустому кошельку
Одинаково приемлет то, что хочет и не хочет
Что хвалу ему приносит и то, что его порочит
Несгибаем и спокоен, ибо он достиг свободы
Про него скажу –поднялся он над гунами природы

26-27
Тот, кто в преданном служеньи посвятил себя лишь Мне
От влиянья гун свободен здесь же, сразу и вполне

Достигает он Брахмана, что природе не подвластен
Я же есть его основа и источник Высший счастья

Глава16

5
Демонические свойства всех людей приводят к рабству
а божественные свойства всех ведут к освобожденью
Но тебе об этих свойствах здесь не стоит волноваться
Ибо качества благие ты имеешь от рожденья
21
Вожделенье, гнев и жадность открывают трое врат
От них лучше отказаться, ибо все приводят в ад

22
Кто от них освободился тот нашел дорогу вверх
В достиженьи высшей цели будет ждать его успех

Глава18

11
Ибо, правда, невозможно для тех душ, кто в воплощеньи
Никаких деяний в мире не исполнить в отреченьи
Но кто от плодов отрекся, посвящая Мне плоды
Тот воистину отрекся, несмотря на все труды

12
Кто воистину отрекся, тот свободен после смерти
От плодов своих деяний и хороших, и плохих
Тот же кто не отрешенный тот вкушает после смерти
Плод желанный, не желанный или смесь обоих их

37
В гуне благости то счастье, что в начале как страданье,
яд иль горькое лекарство, а в конце - словно нектар,
ибо дарит человеку и души своей познанье
и свободу от страданий, ибо это – Божий дар

49
Кто к объектам матерьяльным в этой жизни не привязан
Контролирующий эго, свои чувства, ум и разум
Кто дела все совершает в постоянном отреченьи
Получает от последствий высшее освобожденье