благодарность

Смола Василий
 ·
Вот пришла на приём пациентка с жалобами на приступы жутких головных болей. Второй месяц болеет, диагноз: тригеминит, то есть воспаление тройничного нерва. Действительно, боли при этом заболевании, дикие и вызывают только сочувствие.
После опроса и осмотра пациентка стала рассказывать о своих замечательных американских кошках, о своей любви к ним. Под конец она сказала, что людей, которые выгоняют животных на улицу – надо расстреливать. Градус сочувствия у меня как-то снизился.
После её ухода я стал размышлять: а как же нам делить это большое (или небольшое) чувство любви между собой и теми, кто живёт в личном мире каждого из нас. Есть ли для этого какие-то правила, или всё-таки дозволено свободное волеизъявление.
Вот живёт образцовая семейная пара. Он любит её, она любит его. Но жена весь жар сердца, всю нежность дарит любимой кошке, а у него все страсти и переживания растворяются в компьютерных играх. Для неё - один свет в окне маленький внук, а для него рыбалка - главное в жизни. Она может быть погружена в сферы искусства, а он в любимую работу. И ничего – любят друг друга, и спят вместе.
Что правильно? Что служит критерием отношений с близкими и дальними? Я думаю – это чувство благодарности, которое гораздо ближе к любви, чем к чувству долга или привязанности.
Они прожили долгую совместную жизнь, выстроили дом, вырастили детей. И ни кошка своим мурлыканьем, ни внуки своим очарованием никогда не ответят им взаимной благодарностью. Но когда мы копим не обиды и ссоры, а чувство благодарности за всё сделанное для нас добро – мы совершенно по-другому будем относиться к близкому человеку. А внуки, кошки, собаки и любимая работа – это всё то, что мы любим в себе, а не в других. Они нуждаются в нашей любви, и мы дарим её по мере возможности. Но мы никогда не должны забывать, что рядом с нами наши близкие: отец, мать, бабушка и дедушка, муж или жена, которым мы безмерно обязаны.
И мы благодарны, главным образом, им за то, что они есть в нашей жизни.