А. С. Пушкин. XVII

Ольга Дэн
                Продолжение.
 
"Пушкин - художник,постигший скрытые, подводные смыслы национальной истории".
                Д.Андреев.

А.С.Пушкин - исключительный русский гений, чье многожанровое творчество явилось воплощением божественной реальности земного мира, неисчерпаемым родником мудрости,духовной силы, ароматной и целебной живой воды, истекающей, по преданиям, из-под предвечного бел-горюч Алатырь-камня, под коим  сокрыты истоки всех рек и источников Матери сырой земли...в том числе и духовных...Из недр мудрости русского народа черпали  силы истинные художники слова, получив  высшее благословение.
Вспомним слова из "Слова о погибели Русской земли":"О, светло светлая и красно украшенная земля Русская!" Такой её описал в своих великолепных стихах А.Пушкин.
Его  поэзии, как ни у кого другого, имеет чуткую женскую душу и могучий мужской дух, в ней он выразим "заветной лирой", имея историческое видение  событий, и славные подвиги предков, и мужество героев и достойных людей, и гнев по отношению к их притеснителям, всю правду жизни, горькую и суровую, как и сама жизнь простых людей в самодержавной России, за что и поплатился...
От  возвышенного романтизма поэт пришел  к  истинному реализму  жизни, когда к прелести любви,красоты, дружбы и природы, которые сами по себе не очень ценны,добавилась  удивительная для молодого человека мудрость.Его творения с философским взглядом на жизнь и легкостью астрологического знака поэта -Близнецов-, с задушевными откровениями и ироничными замечаниями, а позже с пророческим призывом обратиться с Небу с покаянием, пониманием ценности дарованной жизни, умением различать добро и  зло,с пониманием своего предназначения стали для вдумчивых читателей огромным опытом жизни, пищей для ума и сердца.
Всё это - мой А.С.Пушкин.Он мог говорить правду сильным мира сего, помня свой долг и пророческую миссию, даже приближенный к  высшему светскому обществу и облагодетельствованный императором НиколаемI, поэт не терял  чувства собственного достоинства и не изменял своим  идеалам.Поэт писал:"Я могу быть подданным, даже рабом,но холопом и шутом не буду и у царя небесного".
Вспомним, что основная тема русской духовной литературы это тема совести.У Пушкина  эта тема проходит через многие произведения, с особой силой она раскрыта в драме "Борис Годунов", о чем я упоминала и еще вернусь к ней.
Приведу выражение видного русского философа, писателя,публициста и общественного деятеля, современника  Пушкина, будившего своим революционным "Колоколом" самодержавную Россию, А.Герцена:"Мыслящий человек в России - самый независимый и самый непредубеждённый человек в свете".
И его же выражение на  заданную тему:"У народа, лишенного общественной свободы, литература - единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести".
Чтобы перейти к совести и пророческому дару А.С.Пушкина, обращусь к уникальной, оставившей у меня неизгладимое впечатление,книге "Роза мира" крупного философа 20 века,русского поэта и писателя Д.Л.Андреева, который был провидцем.
Писал он ее  по ночам во Владимирской тюрьме сталинского застенка, куда был заточен "за антисоветскую агитацию" по статье 58 - осужден неправым судом на 10 лет фактически за роман "Странники ночи".После многолетнего тайного труда,эта книга была закончена в 1958 году...а издана у нас в стране только в 1991 году.
В своей мистической,религиозно-философской книге Даниил Андреев  поведал миру на основе духовидения(в традиции мировой культуры так именуется дар духовного видения и слышания,особого состояния расширенного сознания и пробуждения глубинной памяти) о видимых и невидимых уровнях бытия, теперь это называют параллельными мирами.
Вселенная многослойна, в мироздании есть Миры Просветления, уходящие вверх в обитель Христа,и вниз -в Миры Возмездия, с сердцевиной в обители Дьявола.В этой структуре Вселенной( правда у Андреева очень много трудно воспринимаемых, своих специфических эзотерических названий)наша Земля ( слой, где мы живем)находится на перекрестке систем миров иных измерений необъятной Вселенной, видимого и  невидимого мира.Из  этой структуры  мироздания происходит вся жизнь и метаистория человечества.
Начиная с древнейших веков,  автор проводит  читателя по удивительным мирам  и планетам обитания Высших Сил  Света и по мирам пекельного( от пекла) темного мира, по континентам, странам и народам земным, описывая их вид, цели, иерархию и воплощения после смерти.
В  фолианте, фактически состоящем из 12 книг, много места отведено России, ее многовековой истории. Во все времена у стран имелись свои  высшие покровители-водители -Демиурги, так, у русских это был Яросвет, с которыми сражались    властители тёмных миров.
Женской сущностью - сестрой Демиурга была светлая Соборная Душа  народа - Навна, вдохновительница и хранительница  творческого начала. Во времена  Д.Андреева, когда последнюю победу одержали тёмные  силы,она была у них в плену...видимо, остаётся и поныне.
Много  говорится о метакультуре России, особое место в книге отведено выбранным Демиургом правителям, отцам народа,которые должны были вести свой народ  по жизненному Пути Света.
 Во время Древней Руси  этими светлыми вождями были князья, утверждавшие Правду, идеал наших пращуров, а не  Кривду.Одним из них был вещий Олег, сильный правитель и маг, описанный А.Пушкиным в "Песне о вещем Олеге".
После того, как князья  сошли с пути Правды, став не-праведными, их миссия духовного водительства народа была возложена на вестников миров иных и на пророков, которыми стали русские поэты и писатели.
Много места в романе посвящено А.К.Толстому, А.Пушкину, М.Лермонтову и другим нашим классикам,которых постоянно искушали и  сживали со света марионетки тёмных сил...
Д.Андреев особо отмечает духовное подвижничество Пушкина в стихотворении "Пророк"( о чем было выше),вообще величие и опасность миссии пророка, с чем тесно связана сама судьба Александра Сергеевича и его трагическая гибель.
Мистик Д.Андреев скрупулезно, ярко и образно дает описания  сонма миров иных,а также  грядущей  светлой эпохи Розы Мира, когда человечество будет жить в пору Золотого Века, когда будет достигнут расцвет личности в эпоху свободы и благоденствия,т.е. дана альтернатива развития Вселенной и Земли...
Перейду непосредственно к тому, что пишет автор о  нашем гении и пророке Пушкине:"Миссия  Пушкина заключается в том,что, создав ёмкий,гибкий, богатый и чрезвычайно выразительный литературный язык, он этим дал решительный толчок процессу развития всенародной любви к языку, к слову, к стиху и к самой культуре языка... Пушкин передал читателям любовь к поэтическому слову, к созиданию"или "Пушкин всех нас  приобщил к Поэзии и сделал поэтами". Из многочисленных  исследователей  творчества поэта так о нем не сказал никто.
В детальной характеристике поэзии Пушкина автор отмечает проходящий через всё его творчество "примат этики над государственным началом,идею не прощения преступления нравственного ( драма "Борис Годунов") и непримиримости государства с личностью "( поэма"Медный всадник").
"Недаром же великая русская литература начиналась с оды "Бог"(Г.Державина), не случайно на первых же её страницах пламенеют потрясающие строки пушкинского "Пророка", - писал Андреев;
 О заветной теме -"Не о гении, вообще не о собственнике высшего дара художественной одаренности, даже не о носителе дара вестничества гремит этот духовидческий стих, но именно об идеальном образе пророка", кто возвещает с помощью Провидения об увиденном и узнанном не только произведениями искусства, но и всею своею жизнью, превращающейся в житие.Здесь  Андреев опять же трактует  миссию поэта не традиционно, поясняя, что пророк Пушкина был заветом, влекущей  целью творчества для Н.Гоголя,Л.Толстого, Ф.Достоевского,А.Блока, тоже избранных.
Совершенно по-новому смотрит Д.Андреев на привычное уже для всех понимание Пушкина как "солнечного гения",он делает глубокий анализ его творений со своей духовной высоты: "Вот мы считаем, что Пушкин поэт, высокий, поэт веселый, смеющийся...Да это один из самых трагических поэтов, и не только в нашей поэзии!  Ведь у всех его героев трагические судьбы, все погибают.Что может быть более страшное, чем судьба Онегина, Ленского,Татьяны?..Вспомните гибель Марии в "Полтаве".Вспомните "Цыган", "Бахчисарайский фонтан"...Вспомните его страшные строки:
               Дар напрасный, дар случайный,
               Жизнь, зачем ты мне дана? ( о чем  у меня выше).
А "Медный всадник"? Ведь герой его не раздавленный государством Евгений, а сам поэт.Он косвенно или прямо всегда живет в своем герое.Эта тема всегда мучила Пушкина".
Здесь на ум приходит определение А.Чехова, называвшего свои драматические пьесы комедиями, ибо такова наша жизнь, где от смешного до трагического - один шаг.
О любимой героине Пушкина Татьяне Лариной у Андреева тоже особое мнение: в ней провидец узрел неземной образ Вечно-Женственного, она гармонична и прелестна, её образ воздействует  даже через века,он является составной частью представления о Навне - Соборной Душе русского народа:
              Всей лаской пушкинских мечтаний
              Нерукотворный образ Тани...
Создан,как  образ  божественной Музы у Пушкина, а у мистика Андреева - это новый подход к идее вечного Женственного, мне кажется, это и есть образ "загадочной русской души".
Сам же Пушкин у автора является наперсником Вечной Розы,т.е.Розы  мира - светлой эпохи благоденствия, с которой он связывает будущее человечества,а наш национальный гений, в развитии достигший  гармоничного состояния человека будущего, предвосхищает  торжество мира Розы. Этот образ и из стихотворения Андреева - поэта "У памятника Пушкину", написанного в 1950 году.