А. C. Пушкин. XVIIl

Ольга Дэн
                Продолжение.

"В тоне и настроении этой поэзии, в свойстве и сочетании основных мотивов, её вдохновлявших,во взгляде поэта на жизнь,во всём складе его миросозерцания впервые обозначился духовный облик русского человека".
                В.Ключевский.

В юбилейный год нашего русского гения А.С.Пушкина мне захотелось поделиться с его любителями и почитателями своим видением поэта и писателя,взглядом на его духовное наследие,являющееся бесценным даром свыше, народным достоянием, на нашего спутника  жизни,ставшего высочайшим идеалом творца и пророка,умнейшего и высоко духовного человека.Каждая статья, беседа, эссе, можете определить жанр моих публикаций по своему усмотрению,становится все новым и новым дополнением к предыдущей, являясь логическим продолжением, но  которую можно считать и  самостоятельной, т.е. начать читать  с любого номера.
Я приводила мнение о А.С.Пушкине всевозможных выдающихся людей: писателей, поэтов,философов,литведов,публицистов, общественных деятелей, духовных лиц,современников поэта, его семьи,близких ему людей, цитаты из их трудов,которые мне особенно  близки и созвучны,кои осветили облик поэта и пророка с неожиданной стороны,открыли неизвестные страницы его  биографии или  обширного творчества.
В предыдущем № 17 были процитированы глубокие высказывания о А.С.Пушкине, дана неординарная, особая духовная оценка его пророческого дара и гения, философом и мистиком Д.Л.Андреевым, автором невероятной книги "Роза мира".Приведу его стихотворение "У памятника Пушкину", в котором  автор говорит о непреходящей и неиссякаемой любви к Пушкину народа, постоянно приходящего к его знаменитому памятнику, который стал священным местом -"магическим кристаллом" Москвы.

Повеса,празднослов, мальчишка толстогубый,
Как самого себя он смог преобороть?
Живой парнасский хмель из чаши муз пригубив,
Как слил в гармонию России дух и плоть?

Железная вражда непримиримых станов,
Несогласимых правд, бушующих идей,
Смиряется вот здесь, перед лицом титанов,
Таких, как этот царь, дитя и чародей.

Здесь в бронзе вознесен над бурей,битвой, кровью,
Он молча слушает хвалебный гимн веков,
В чьём рокоте слились имперским славословьем
Молитвы мистиков и марш большевиков.

Он видит с высоты восторженные слёзы,
Он слышит тёплый ток ликующей любви...
Учитель красоты! Наперсник Вечной Розы!
Благослови! раскрой, подаждь, усынови!

И кажется: согрет народными руками,
Теплом несчетных уст гранитный пьедестал -
Наш символ, наш завет,Москвы священный камень,
Любви и творчества магический кристалл.

Обращусь также к высказываниям тонко чувствовавшего поэзию Пушкина, прекрасно знавшего его творчество В.О.Ключевскому,известному  историку 19 века,заслуженному профессору Московского  университета,председателю Императорского  Общества истории и древностей российских при Московском университете. В основном приведу отрывки из речи, произнесенной почетным академиком на торжественном заседании университета, посвященном 100-летию со дня рождения А.С.Пушкина.
"Поэзия Пушкина - русский народный отзвук общечеловеческой работы.Общечеловеческим её содержанием и направлением измеряется и её значение для нашего национального самосознания. Она впервые показала нам, как русский дух,развернувшись во всю ширь и поднявшись полным взмахом,попытался овладеть всем поэтическим  содержанием мировой жизни, и восточным и западным,и античным и библейским, и славянским и русским.Этой широтой поэтического захвата она дала нам почувствовать,какие нетронутые силы таятся в глубине выразившего  её народного духа, ожидая своего призыва на общечеловеческое дело".
Ключевский сравнивал ПетраI с поэтом Пушкиным по значению, каждого в  своей  ипостаси и в общем развитии России:Петр увидел мощные невостребованные силы народа, материальные и духовные, подкрепил их техническими достижениями своего века и новой политикой, и выдвинул в мировое пространство, "прорубив окно в Европу";Пушкин совершил подобное в русском языке и литературе и вывел национальную культуру на международную арену,прочно заняв там свое достойное место.
В.Ключевский считал Пушкина  замечательным историком нашей родины, которого волновало историческое прошлое Руси: "Историк от Бога, даже там, где не старался".Хочется привести известное высказывание В.Ключевского: "История - это не учительница, а надзирательница: она ничему не учит,но сурово наказывает за незнание уроков".Выдающиеся русские мыслители всегда остаются современными...
А.С.Пушкину В.Ключевский отводил в истории русской культуры особое почетное место, то же он делал по отношению к его прекрасной поэзии:"Простенький вид и величественная картина природы, скромное житейское положение и трагический момент, самое незатейливое ежедневное чувство и редкий порыв человеческого духа - всё это выходит у Пушкина реально-точно и жизненно -просто, и всё освещено каким-то внутренним светом, мягким и тёплым.Источник этого света - особый взгляд на жизнь,вечно бодрый, светлый и примирительный, умеющий разглядеть затерявшиеся  в житейской сумятице едва тлеющие искры добра и  порядка и ими осветить тёмный смысл людских зол и недоразумений".
О глубинном понимании поэтом менталитета  русского народа, его духовной сущности писал Ключевский:"Тот же взгляд просвечивает из глубины русского народного мышления и чувствования, в наших песнях и пословицах, в ходе истории нашего народа, в основе всего его бытового склада. Заглянув пристально в самого себя,каждый из нас найдёт  его в основе своего личного настроения".
Профессор отмечал замечательные литературные формы Пушкина - небывалые по совершенству, исключительное чувство нравственного долга его творений,- "Пришлось бы перебрать весь состав души человеческой, перечисляя мотивы его поэзии".
Выдающийся историк и знаток литературы В.Ключевский констатировал: "Литература перестала быть развлечением для скучающих,стала серьезным, ответственным делом, убежищем и органом мыслящих людей", таковой её сделал А.С.Пушкин.