Картина: "Пейзаж со строениями".
Николай Васильевич Мещерин (28.02.1864, Москва—22.10.1916, Московская область) — русский художник, по праву считается одним из величайших русских импрессионистов.
Ныне неизвестный широкому кругу любителей живописи Николай Васильевич Мещерин был популярен в свое время у известных коллекционеров и уважаем в среде профессионалов (например, И.Э. Грабаря).
Родился художник в 1864 году в довольно богатой купеческой семье: его отец, купец первой гильдии, потомственный почётный гражданин Василий Ефремович Мещерин (1833—1880), был основателем Даниловской мануфактуры.
Повинуясь законам домостроя, он был вынужден продолжать дело отца и ни о каком художественном образовании даже не мечтал. Все его «живописное ученичество» свелось к нескольким урокам у молодых и только впоследствии ставших знаменитыми Корина, Аладжалова, Левитана.
Первые этюды художника выдавали в нем способного самоучку. Но упорный труд и желание добиться результатов не прошли бесследно: в 90-х годах XIX века Николай Мещерин стал довольно известен в кругу московских художников. В своем творчестве он отдавал предпочтение камерным пейзажам. На них изображены виды Дугина, где находилось поместье Мещериных, и его окрестностей. Эти работы по технике исполнения относились, безусловно, к реализму, но глубоко интимное отношение к неброской красоте родного края, поэтично и тонко переданные образы природы уже выходили за рамки только правдивого отображения действительности. Отсутствие академического образования в какой-то степени оказалось Мещерину «на руку». Его не сковывали жесткие рамки понятий о том, «как можно и как нельзя писать», художник был свободен в выборе средств выражения своих творческих замыслов. Может быть, именно поэтому он гораздо смелее, чем его современники, экспериментировал со светом, цветом и техникой письма. Мещерин был одним из первых в России художников, которые взяли на вооружение импрессионистический метод пуантилизм, который представлял собой письмо мелкими мазками правильной, точечной или прямоугольной формы.
Однако влияние этих художественных течений трансформировалось в творчестве Н.В. Мещерина: его мироощущение и особенности манеры исполнения придавали его работам и большую долю лиризма, и ту внутреннюю теплоту, которая "греет" зрителя, вызывая у него ответную волну доброжелательности. При этом ему (зрителю) часто совсем неважно, кому и в какой мере подражал художник (было бы талантливо).
Впервые работы Н. В. Мещерина были показаны на выставке Московского товарищества художников в 1899 году: «Осинки со снегом» и «Дубок». В этом же году им была написана картина «К весне», присланная на Передвижную выставку.
Картины Мещерина были положительно оценены и критиками, и собирателями искусства, воспроизводились в журнале «Мир искусства», о нём писали в «Известиях Московского литературно-художественного кружка», которые редактировал В. Я. Брюсов.
Две его картины были приобретены в Третьяковскую галерею: «Избы» (1901) — в 1903 году и «На пашне» (1904) — в 1907 году. Одна из лучших работ — «Сирень» (1905)[9] демонстрировалась на зимней выставке «Союза русских художников». Вскоре была написана картина «Осенняя лунная ночь» (1906—1907), пополнившая коллекцию В. О. Гиршмана.
В 1910 году Николай Васильевич Мещерин передал некоторые свои картины открывавшемуся Вятскому художественному музею.
Скончался Н. В. Мещерин в своём имении, где последние 12 лет жил почти безвыездно. Похоронен был в близлежащем Крестовоздвиженском Лукинском монастыре. Поскольку его брак был бездетен, наследницей всего собрания картин стала его жена — Лидия Ивановна Горячева-Мещерина.
@