Странник

Терехов Максим Юрьевич
         Странника ради Христа – редко можно встретить в Москве с её любовью к порядку и дисциплине. Столичный город, как- никак, правда, с бомжами, к которым подходить иной раз страшно – такой дух тяжёлый  и в прямом и переносном смысле, но их почему-то не трогают, а вот на странствующего  христианина у стражей порядка глаз намётан и в Москву они приезжают не часто.
       Странников можно встретить чаще всего на крёстных ходах и больших престольных праздниках где-нибудь в глубинке. Особенно много подобного народа собирается на многодневный Великорецкий крёстный ход, когда чудотворный образ святителя Николая по древней традиции переносится из города  Киров в село Великорецкое, где в честь этого события совершается литургия и молебен. Крёстный ход проходит с 3 по 8 июня. Этой древней традиции уже около 600 лет. Это самый тяжёлый и продолжительный крёстный ход в России, на который приезжают десятки тысяч человек со всех её концов. Многие Странники не путешествуют круглый год, а ходят по святым местам только летом и начинают свои путешествия с Великорецкого крестного хода. Он даёт этим людям большой духовный импульс, которого многим хватает на весь год. Так часто делает и странник Андрей (имя изменено по его просьбе). Конечно, Великорецкий крёстный ход заслуживает отдельного рассказа, а я расскажу о другом путешествии Андрея.
       Андрей прибыл в весьма далёкий от Москвы монастырь, чтобы помолиться, причаститься Святых Христовых тайн и немного поработать на послушаниях, но случилась так, что его пребывание там затянулось.  Старый архимандрит был смещён с должности игумена монастыря, и на его место был назначен более молодой преемник, тоже архимандрит. Увидев «свежего», не изнурённого монастырскими послушаниями паломника, он сразу ввёл его в курс дела. Нужно было подготовить алтарь  Крестовоздвиженского  храма к освящению архиереем. Это был не самый главный храм обители, но в нём уже иногда служили в будние дни  малым чином.
        Реставрация  храма была ещё в самом разгаре, но архимандрит торопился. Ему очень хотелось, чтобы именно в этот приезд владыка освятил алтарь. А надо сказать, что стены там были в ужасном состоянии. Попечитель монастыря, он же хозяин небольшой строительной фирмы, уже закупил весь необходимый материал. Он собирался сам лично провести столь благое дело. В подмогу  ему дали бывшего офицера - десантника, прошедшего Афганистан, и Андрея, который по образованию был художником. Обычно  у Андрея получалось за зиму заработать денег на лето, выполняя разную работу,  в том числе и реставрацию икон, поэтому летом он старался работать во Славу Божию. Семью он не заводил и мог позволить себе жить в разных местах. Его способность располагать к себе людей всем очень нравилась и нередко его с нетерпением ждали в гости.
       В алтаре нужно было очистить весь рыхлый слой кирпича и плесень со стен, обработать стены антисептиком, положить специальную связующую подложку и после этого отштукатурить стены так, чтобы на них можно было нанести роспись. Строитель постарался на славу и купил очень хорошие смеси, но в день начала работ был сражён обычной для своей профессии бедой: он ушёл в запой, и рассчитывать на его помощь уже не приходилось. Сроку на эту работу отводилось всего три недели. Ситуацию усугубляли комары, которых было очень много в храме. Архимандрит строго- настрого запретил их убивать, чтобы ни капли человеческой крови не было пролито в алтаре. По канонам это было, конечно, правильно, но работать было очень тяжело.
      Два человека не покладая рук трудились над стенами. Они довольно быстро счистили труху и обработали стены антисептиком, потом нанесли слой связующей смеси. Начали штукатурить, и тут с офицером – десантником случилось  что-то странное. Он клал слой штукатурки, рисовал на нём что-то, потом замазывал и тихо стонал: «Я здесь не могу больше». О происходящем было доложено архимандриту, и тот немало шокировал Андрея, сказав ему:
- Ты там за ним смотри  повнимательней! А то  как бы чего не вышло…
Андрей продолжал работать, с ужасом поглядывая на странные действия бывшего  боевого офицера. На следующий день тот уже  не смог прийти. Похоже, с ним случилась та же беда, что и со строителем. Как люди всё-таки любят осуждать священников, предъявляя к ним самые немыслимые требования по святости. Не понимают, что не им их судить. Не так уж и много у нас сейчас в стране мужчин, которые могут выдержать храмовую брань, связанную с длительным пребыванием в алтаре храма. Опаляет  многих людей присутствие Бога Живого. Причиной тут их безбожное прошлое, грехи блуда и пьянства. Не вмещается благодать в сосуд треснутый и много трудов несут отцы, чтобы уврачевать такие души и вымолить для них у Бога прощение за доброе их намерение стать лучше. 
       Андрей остался один. В чём-то ему было легче без странного помощника, но сроки поджимали, а комары свирепствовали. Здесь его и выручил тот молитвенный импульс, который он получил от Великорецкого крёстного хода. Ему  в помыслах   не раз хотелось  отказаться от этого послушания. Монастырь чужой, и не планировал он столько времени здесь находиться. Но  чья-то невидимая рука удерживала и помогала делать работу.
        К приезду владыки в алтаре всё было готово под роспись. Можно было освящать, что владыка и сделал. А после освящения, когда владыка вышел на монастырскую площадь, отец архимандрит неожиданно выхватил Андрея из толпы и подвёл к архиерею со словами:
- Вот! Это он всё и сделал, без него дальше никак. Благословите его остаться в нашем монастыре на веки вечные!
Владыка взглянул в глаза Андрея, понял, что его желание не совпадает с желанием архимандрита, и сказал:
-Пусть сам решает, где ему оставаться. Как сам захочет, так пускай и будет. И, дав такое благословение, пошёл дальше.
       Андрей  покинул монастырь  с радостью на сердце. Не раз он и сам подумывал о монашестве, но жить на одном месте пока было не для него. И снова дороги, дороги от одной святыни к другой, где поездом, где пешком, где автостопом. Потом, в конце лета надо обязательно пожить дома  у родителей… Пожилые уже, и кто знает, не придётся ли за ними ухаживать, как в своё время преподобному Сергию Радонежскому, пришлось отложить свой уход в монахи и ухаживать за родителями до их блаженной кончины?