Видение святого Исаака Парфянина. Часть 1

Иоанн Хачатрян
Пс.89:5 яко тысяща лет пред очима твоима, господи, яко день вчерашний, иже мимо иде, и стража нощная.

Представляю Вам перевод с армянского языка, видения святителя Исаака Великого* о последних временах, о судьбах Армении, помещенного в Истории Армении, Лазаря Парпеци (V век).

Перевод будет в двух частях:
1 - само видение
2 - толкование видения святому Исааку, Божиим Ангелом:
http://www.stihi.ru/2019/02/20/4873

Не претендую на непогрешимость моего перевода, потому прошу всем увидевшим какие-либо ошибки, указать их, для исправления текста.

В скобках, кавычках или сложные для перевода части текста, или вставлены слова для более понятного прочтения, или сам армянский текст, на латинице.

Пс.89:17 И буди светлость Господа Бога нашего на нас, и дела рук наших исправи на нас, и дело рук наших исправи.

Часть 1. Видение святого Исаака Парфянина.

...(народу) Стараетесь чем утешить меня, или умоляете над кем быть мне священником, когда овцу стада Христова, вижу не с перевязанной раной, смазанную маслом и вином, положенного на осла и отведённого в гостиницу, но растерзанную, брошенную перед хищными зверями, чтобы разодрали. Удалитесь от меня и оставьте оплакивать общую утрату страны моей Армении, что по воздействию силы Божией, вижу мысленными очами. Не заставляйте, чтобы я утешался на погибели народа моего, потому что события этой катастрофы, ещё до призвания на епископство, показало мне Вышнее провидение, необратимое то знание, которое по примеру пророческого видения было показано святому мученику Григорию(свт. Григорий Просветитель Армении), вразумляя те реалии, которые в будущем должны были быть. И я винужден с сердечной болью рассказать сегодня, показываясь нечувственным, как святой апостол Божий Павел, который из-за ложных апостолов и беззаконных делателей написал Коринфянам, хвалясь о своих подвижнических трудах. И так, всё народное собрание, слушайте меня с изволением и я расскажу вам.
Много лет назад, безутешные думы мучили меня, непрестанно напоминая и умоляя Всевышнего даровать мне чадо мужского пола, как моим предкам, которые до меня вступали в брак, чтобы иметь сына. И так как Бог каждого человека снабжает по справедливости и со знанием дела, более чем мы сами знаем и продумываем, потому в Великий Четверг причастившись при вечерней службе, святого и искупительного таинства Христова, естественно ничего не вкусил, кроме хлеба, воды и соли, согласно канонам святого и великого собора трехсот восемнадцати в Никее, которые и Святой Дух напечатав утвердил. После завершения длинного канона псалмопения, служители садясь от суровости множества трудов, как полумёртвые уснули глубоким сном. Они сорокодневницу провели в строгом посте и в дени ночных молитвах, особенно в Великий Четверг поспешили свои труды более усугубить, надеясь радостью увенчать воздаяние за них.
Вспыхивающий свет светильников и лампад догорал. А чтец произвольно продлевал чтение, чтобы немного передохнуть и достичь определенного для служителей канона.
По обыкновению ждали собрания народа для ночной службы, ибо каждый человек, мужчина то или женщина, будучи наставляемы и добровольно, чаяли бодрствованием удостоится спасения своей души. А я сидел у престола Божия, в святой церкви города Вагаршапат.
И вот вдруг открылось небо, откуда излился обильный свет и наполнил всю землю. И встав на землю, я увидел некий облачный квадратный амвон, высота которого достигала до небес, а широта распространяясь наполняло всю землю. На амвоне был виден "кубический" (khoranadzev?) дискос** из благородного золота, достойное для служения Богу, покрытая сугубо тонким, белоснежным полотном(воздухом)***. А на кубовидном полотне(воздухе)*** чётко было видно знамение Креста Господня, вид которого был не физический, но светоносный. Вдруг дыхание мирного ветерка открыла одну створку льняного полотна(воздуха)***. Посмотрев в ту сторону я увидел, что на амвоне был четырёхсторонний, украшенный разноцветными и драгоценными камнями алтарь. На алтаре были один святой хлеб и одна виноградная лоза: согласно почетному таинству Небесного спасения. Около святого таинства было оливковое дерево, очень ветвистое и плодовитое. Я не мог взглядом обхватить его высоту и широту. Плодов было много, полным-полно, вид же и красота: несказанно, великолепно. Четыре ветви оливы, отделяясь, склонились к земле. Из них три ветви были по виду с равномерными и простыми плодами, а четвертый с половиной плодов, мало плодный.  И плоды этих четырех ветвей совершенно не были похожи другим плодам оливы: не пышные как те и не красивые, но были более меньше числом и более тощие, как бы увядшие.
С левой стороны амвона я увидел один четырёхсторонний и высокий престол: холодного, лазурного вида, прикрытый смуглым, плотным полотном. От задувшего приятного ветерка полотно исчезло, вознесся, и вот на престоле появился большой серебряный поднос. На подносе складками лежала риза из виссона, а около него золотой шар (держава)**** и квадратного вида свиток. С начала, великолепно, блестяще, как бы рукой искусного писца златорунным письмом немного исписанный. А вдали от златорунного письма, на свитке виднелись несколько строк с испорченными письменами, как бы стёртых, которых не формы были видны, не вид письмен. И только в конце свитка, вдали от стёртых строк, опять виднелись исписанные одна и пол строки, разукрашенные золотыми буквами, более великолепные, (чем) письмена первых строк свитка. И до половины той незаконченной строки, опять злато цветные, а после красно желтые. А около крайов подноса были толпы отроков. Все светлые и в светозарных одеждах. Но блистания от их мантий, бывало испускали красные лучи и бывало, что в разных цветах и оттенках сияли. И все, свои лица обратили ко святому алтарю, совершенно не отрывая взгляда от алтаря таинства спасения.
Вдруг престол начал двигаться с сильным грохотом. И те отроки, которые были детского возраста, вдруг быстро изменяясь стали юными, совершенными людьми и обретя крылья полетели и расположились на святом алтаре, который был украшен разноцветными камнями и воспели Святый Боже. Затем святой алтарь, забрав их с собой вознесся выше небесных высот и скрылся. И таким образом став невидимым видение закрылось, а я в великом ужасе оторопел.
И вот внезапно с неба мне показался светлый облик человека, от света лица которого, мрачнея скрылся свет солнечный. И этот человек, устремившись дошёл туда, где стоял я. А я, ещё в большем восторге и опешив от молниеносного явления того человека, дрожа тотчас лицом упал на землю. Он ухватив поднял меня и твердо поставив на ноги, сказал мне: мужайся, укрепись и не бойся, но да крепится сердце твоё, ради Того Могущественного, Который создал всё и тебе показал Своего творения предвиденное и великое таинство. Я от его слов укрепился, пришёл в себя и устоял на своих ногах. Он мне сказал: почему печалишься и почему лукавые мечтания замутняют твою мысль и чистые помыслы? Потому что, занимая мысли безполезной печалью, ты переживал, что не имеешь сына, когда как, ты отлично знаком с волей Всемогущего, что Он с пониманием распределяет всякое благо и никогда не запрещает кому-либо достигнуть достойного. И так, умилосердившись над тобой и любя тебя, Всевышний благоволил удалить от тебя подобные суетные раздумья и утешил тебя этим видением. Которым показал тебе великое откровение, не только о предстоящем, но о всех грядущих событиях, которые будут до кончины мира, ознакомив тебя и всех уверовщих Его Слову, как твоему праведному предку святому Григорию (свт. Григорий, Просветитель Армении). Но тебе показал всё то, что будет до конца мира. И так, слушай и расскажу тебе толкование этого великого откровения, как мне повелено от Вишней Силы, чтобы я объяснил тебе всё! И ты очень осторожно слушая, напиши на незабвенных скрижалях твоего сердца, чтобы после запечатлев на свитке оставить верующему народу, для безошибочной осторожности до кончины мира!


* - Свт. Исаак Великий, Парфянин (Св. Саак Партев) - (338—439.07 сентября) – сын католикоса Нерсеса Великого, последний представитель рода Св. Григория Просветителя, покровитель зарождавшейся армянской книжности и учености. Св. Исаак был избран 10-им Католикосом в 387 году и 52 года стоял во главе армянского патриаршего престола. С его деятельностью связано начало перевода Библии на армянский язык. Автор предназначенных для пения проповедей и праздничных духовных гимнов на евангельские сюжеты. Организовывал школы, распространял на армянском языке творения Отцов Церкви и других писателей. С его времени началось быстрое развитие армянской литературы. Как сообщает биограф св.Месропа Маштоца Корюн, из школ, основанных католикосом и Месропом, вышли многие ученые и писатели.
Святой Исаак был категорическим противником упразднения царской власти в Армении, когда знатные армянские феодалы-нахарары низложили последнего царя Армении из династии Аршакуни Арташеса IV по требованию персидского шаха.

В своих труде "Историческое учение об Отцах Церкви" архиепископ Филарет (Гумилевский) именует католикоса Исаака вторым просветителем Армении после Григория Великого.

** - Дискос - небольшое блюдо на особой подставке, на которое во время литургии полагаются св. Агнец и частицы просфор, вынутые на проскомидии.
В духовном смысле знаменует и ясли, в которые положен был Иисус Христос при рождении, и пещерный гроб, в котором было положено Его тело после снятия со Креста. Коме того дискос вместе с частицами, вынутыми на проскомидии из просфор, символизирует Церковь.

*** - Воздух - большой четырехугольный покров, которым покрываются покрытые покровцами дискос и потир. Воздух символически изображает плащаницу, которой было обвито тело Иисуса Христа (см. Лк. 23; 53).

**** - Держава — символ государственной власти монарха, представлявший собой золотой шар с короной или крестом.


Продолжение, часть 2 - толкование видения святому Исааку, Божиим Ангелом:
http://www.stihi.ru/2019/02/20/4873