Загадка картины Паоло Уччелло

Нафта Лин
Красотка держит в поводке
смиренного дракона,
а рыцарь с пикой и в пикЕ
готов дракона тронуть.

Решили в брань они вступить,
иль просто побраниться.
Как неразрывна эта связь...
Им от судьбы не скрыться.

Любовь и ненависть порой
друг в друга проникают,
и где начало, где конец -
никто уже не знает.



Па;оло Учче;лло (итал. Paolo Uccello; настоящее имя итал. Paolo di Dono) (1397, Флоренция — 10 декабря 1475, там же) — итальянский живописец, представитель Раннего Возрождения, один из создателей научной теории перспективы.

Современник Мазаччо, работы которого оказали на него большое влияние. Жил во Флоренции. Учился в мастерской Гиберти (вероятно, с 1407 по 1414 годы) В 1415 году был принят в цех врачей и аптекарей, а в 1424 году — братство Св. Луки. С 1425 по 1430 г. выполнял мозаики для собора Сан Марко в Венеции. Первая дошедшая до нас датированная работа Уччелло — фреска с изображением английского кондотьера Джона Хоквуда во флорентийском соборе (1436). Приблизительно с середины 30-х до середины 40-х гг. XV в. работал над циклом фресок в церкви Санта Мария Новелла на сюжеты из Ветхого Завета. В 1456 году по приглашению Козимо Медичи приступил к украшению дворца, построенного Микелоццо, — сделал три картины «Битва при Сан Романо», в которых изобразил эпизоды битвы при Сан-Романо (1432), где флорентийцы одержали победу над войсками Сиены.

Для многих работ Уччелло характерна сказочность, изысканная декоративность, красочность и фантастичность; ряд работ овеяны духом куртуазности (например, картина «Св. Георгий»).

В последние годы работал мало. Умер в бедности. В музеях России произведения Уччелло отсутствуют.
У Паоло Уччелло: дракон (очень красивый) с крыльями, украшенными авангардистскими кругами (в стиле Матюшина); рыцарь на белом коне с тоненьким, как длинный прутик, копьем. Он в шлеме, в доспехах, но лицо у него белое, как у куколки. Он пронзает дракона не в пасть, а в глаз, протыкая его, как иголочкой, словно бы весь дракон был сделан из очень тонкой материи. Дракон точно разместился между рыцарем и дамой, которую рыцарь вроде бы освобождает. Но есть одна деталь, заставляющая отказаться от версии освобождения девы и решительно усомниться в этом подвиге великого героя. Дама стоит около дракона совершенно спокойная и от ее руки идет к его шее тоненькая веревочка. Кажется, что дама держит дракона на привязи. Эта деталь явно взята из Золотой легенды, где рассказывается, что обессилевший и укрощенный змей сам падает к ногам святого, и девица ведет его в город на поводке, как послушнейшего пса. Но на картине дева держит дракона на поводке в то время, как св. Георгий протыкает ему глаз своим иголочным копьем, а не после окончания поединка.
Возможно, что на картине изображается одновременно то, что есть сейчас (поединок), и то, что будет потом (побежденный дракон на привязи). Но если следовать непосредственному впечатлению, то окажется, что не дева в плену у дракона, а дракон – на поводу у девы, с которым она прогуливалась по аккуратно подстриженному лужку около пещеры, когда на них налетел героический св. Георгий.
Главный герой здесь, конечно, не освободитель дамы, а ее похититель, т.е. дракон, хотя в том, что он ее не похищал, нет никакого сомнения. Дева и дракон соединены тоненькой веревочкой, т.е. связь между ними двусторонняя, которая прерывается рыцарем, после чего освобожденный от девы дракон раскручивает свой хвост, распускает свои разрисованные кругами крылья и взлетает в космическую высоту, где становится одним из зверей Зодиака, украшающим на радость обитателям земли ночное небо.
Интересно, что этот сюжет встречается и на фресках средневековой Руси.В Старой Ладоге, в Георгиевском соборе, сохранилась  фреска: женщина ведёт на поводке дракона, их сопровождает всадник с копьём.