А. С. Пушкин. XX

Ольга Дэн
                Продолжение.

"Стихи Пушкина _ это устремленность человека,каков он есть сейчас, к себе самому -такому, как его замыслил Бог, к себе лучшему, к себе высшему.Его поэзия -устремление к идеалу.Пушкин - это гений и совесть.Пушкин - это Россия, выраженная в слове,таким его видит народ."
                В.Непомнящий

Замечательный русский философ Н.Бердяев писал:"Я не могу поставить себя вне судьбы своего народа". Подобное справедливо по отношению к А.С.Пушкину.  А.С.Пушкин был истинным патриотом и в родном Михайловском, где  он был вынужден находиться в изгнании,передумал многое, там изменилось его мировоззрение,произошла переоценка жизненных ценностей, он проникся  народной жизнью и его мироощущением.
Остались воспоминания  его соседей и знакомых, наблюдавших за его бедной и одинокой жизнью, в родных пенатах.Ветхий барский дом,более чем скромная комната поэта, в которой  не было даже настоящего письменного стола, писал он на старом бильярдном, где подолгу  играл в бильярд сам с собой; были, конечно, поездки к соседям, но в основном он отдыхал на природе: скакал по паре часов в день на коне по окрестностям или гулял по полям и рощицам (есть в "Евгении Онегине" грустно-шутливое  замечание,как он  бродит по берегу пруда, декламируя стихи, но этим разгоняет только диких уток).
Но это внешняя сторона жизни, а во внутренней шла непрестанная работа ума и сердца,происходило духовное становление поэта.Пушкина всегда волновала отечественная история, он обращается к ней и пишет один из своих шедевров - драму "Борис Годунов".Во время ее создания молодой Пушкин писал:"Я чувствую,что душа моя развилась вполне...я могу творить"...
 Пушкинист В.С.Непомнящий, один из лучших и крупнейших исследователей творчества поэта,дал исчерпывающую оценку его исторической и философской драмы "Борис Годунов", написанной в 1825 году, в которой воплотились народные взгляды на жизнь, на её ценности и идеалы.По мнению литведа, драма вся проникнута духом христианства, православным  взглядом на историю.
Пушкин смотрит на  происходящее в драме как бы со стороны, не как В.Шекспир - изнутри её мира, Пушкин не является режиссером судьбоносных трагических событий в Отечестве:режиссёр всего действа - Божий  Промысел.
В произведении даются два преступления: убийство царевича Дмитрия, младшего брата умершего царя Фёдора Ивановича, к которому был причастен Борис Годунов;после первого убийства, о котором люди догадываются, они умоляли Бориса занять  трон, то есть избирали убийцу на царство  - это попустительство народа - допущение к власти преступника. Происходит это от того, что не хотят люди брать на себя ответственность за происходящее, сваливая ее на других.Они думают  только о себе, нет думы о России, о ее будущем. В.Непомнящий пишет:"И всё действие трагедии есть следствие греха людей.Люди несчастны, потому, что они сами виноваты. Вот о чём трагедия."
Царя Бориса мучает совесть, как бы он ни старался исправить  свой грех делами государственными, ничто его не радует,ему снится  царевич Дмитрий, содеянное преследует его,но он старается не слушать свою совесть.Все в  жизни земной однако тесно взаимосвязано: дух, его падение; духовное видение происходящего незримо присутствует.Пушкин констатирует "жалок тот, в ком совесть нечиста".
 В.Непомнящий  реконструирует мировоззрение  автора, исходя из текста трагедии, считая, что "Борис Годунов" - "это та модель истории, которая показывает,что нельзя творить всё, что угодно".
Бог даёт народу возможность опомниться, что и происходит в финале пьесы: после второго убийства, когда  бояре убивают сына Бориса Годунова царевича Фёдора и
его сестру Ксению  и призывают народ провозгласить нового царя.  Народ,знающий об убийстве наследника, в ужасе безмолвствует.В этом  безмолвии - "надежда на прозрение"... История повторяется...
 Вспомним, что поэт после завершения  своего колоссального труда воскликнул:"Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!"Он осознал значимость своего труда и изумился тому, что получилось.Загадку  интуиции поэта, его  таланта и умения проникнуть в  историческую глубину Земли Русской,понять истоки происходящего литвед объясняет даром  от Бога.Он считает, что у Пушкина  и отношение к красоте и любви то же как к божественному дару.
Пушкинист смотрит на феномен Пушкина в культуре Отечества как на провиденциальное божие явление.И уникальность А.С.Пушкина он рассматривает в связи с историческим жребием России.
Среди обширного критического материала, скрупулезного, бережного анализа произведений Пушкина, которого В.Непомнящий считает самым загадочным,на меня глубочайшее впечатление произвела книга "Пушкин и судьба России", о которой я и пишу.
В после Петровскую эпоху "Россия сумела выстоять во многом благодаря тому, что родила Пушкина.Значит, и сейчас сумеем, если у нас  есть такое явление, как Пушкин",- выражал надежду автор.
Хочется отметить, что слова замечательного  пушкиниста не расходятся с делами, его публицистика говорит сама за себя:"Господа!Мой человеческий и гражданский долг заставляет меня сказать о том,что в сроки вашего правления в России случилась катастрофа.Речь идёт о деянии,придуманном отдельно от народа, без совета со знающими людьми, в обстановке келейности, надменной и вместе с тем трусливой;деянии, осуществляемом, невзирая на бесчисленные протесты, с грубым тоталитарным напором и называемом "реформой образования".
"Реформа" эта угрожает не только - употреблю слово Пушкина - "самостоянью" России,но и самому существованию её как нации и, возможно,государства...и представляет собой общенационального масштаба преступление против народа и страны."
"Её составляющие: ЕГЭ(угадайка),"болонская система"( образование с узкой специализацией),опрокидывание нашей системы ценностей по плану А.Даллеса...,выведение русской литературы из категории базовых предметов.
Это плевок в лицо и отечественной литературе во главе с Пушкиным, и всей нашей великой культуре с её высокой человечностью, и, в сущности, всему народу, эту культуру создавшему".( из статьи "Речь не о Пушкине.Из дневника пушкиниста").
В.С.Непомнящий в горьких раздумиях о судьбе Родины,обращается к национальной гордости и славе России, ее гению и пророку А.С.Пушкину, который "непревзойденный образец духовной русской литературы", тем самым в посткультурной сегодняшней России подчёркивая великий масштаб его личности и значения для  нас.
А.С.Пушкин описал  события смутного времени начала  17 века в своей бессмертной драме, тогда Россию покорили поляки, на  трон русского государства сел их ставленник Лжедмитрий... В наше время народ опять на распутье...
На память приходят слова русского  народного писателя, коего считали ещё и при жизни совестью нашей литературы, В.П.Астафьева:"Жив народ, пока жива его историческая память."
 В.С.Непомнящий о главном:"Пушкин и "Евгений Онегин"побуждают к размышлениям не только о литературе, но и о христианской культуре, русской ментальности и праве человека считать себя мерилом всех вещей...пушкинский роман обращен к нам, написан про нас,помогает понять самих себя; он поистине универсален".
Я считаю Пушкина очень современным,разделяю мнение пушкиниста В.Непомнящего о том, что существует живая, неправдоподобная связь Пушкина с нашей  жизнью,общей судьбой народа и России, что жажда истины ведёт нас к А.С.Пушкину.
"Значение Пушкина неизмеримо велико.Через него разлилось литературное образование на десятки тысяч людей, между тем как до него литературные интересы занимали немногих.Он первый возвел у нас литературу в достоинство национального дела", - писал Н.Чернышевский.
 Это высказывание о  великой роли нашего гения является и подтверждением  того, что А.С.Пушкин истинно народный  поэт и писатель...А.С.Пушкин - воплощение русского духа!Всё, о чём он писал,выражено глубоко и просто,с видением сути вещей и явлений глазами русского народа, с позиций его духовности и неписаных нравственных законов, заповеданных  пращурами: по чести и совести.
Читает ли его творения современный российский народ помимо школьной программы?..увы...особенно молодежь...Невежество  людей говорит об их общем уровне развития,узком кругозоре, слабой начитанности и скудости литературного вкуса...Бог не поругаем! Это крылатое выражение подходит и к Пушкину.
 Жаль тех, кто не понимает этого, считая национального гения не современным, хотя нет ни одного аспекта жизни, проблемы,сродни нашим теперешним, которые он не исследовал и не описал.  Псевдокультура не приемлет настоящей шедевральности...этим всё сказано.А о том, кто и как довел  искусство до такого состояния и сказал В.Непомнящий...но это уже речь не о Пушкине, а о нашем времени и о нас с вами.