Мауриц Эшер - Пространство бездны

Алексей Индриков
Эшер - автор гениальных преображений пространства. Он создал сферу непредставимого, внутри которой наш разум успокаивается под воздействием силы новой, особой гармонии. Гармонии, в которую заключены кажущиеся несоединимыми объекты, образы, смыслы. Эшер восстает против евклидового представления о мире. Он показывает, что само отрицание неизбежного при построении необходимо гармоничного образа - может быть также гармоничным. У Эшера отрицание евклидовых законов - не есть разрыв связей, но их перепостроение в новом нерушимом единстве по принципу уверенности в том, что разорванное и разорванность - самостоятельно мыслящее состояние! Эшер знает, что можно доверить ей - разорванности - самой вывести себя в новое соединение. Надо только не давать ей вернуться к исходному единству, простоту которого силой художественного отрицания - он не приемлет. Тогда разорванность неизбежно будет искать другой выход. Эшер наслаждается тем, как его мысль запрещает рвущиеся к простоте устремления внутренней гармонии объекта. Тогда происходит страшное. Концы граней разорванного им куба отчаявшись соединиться в привычную глазу фигуру - отправляются как будто в бездну. Эшер держит руку в бездне, давая время и власть разорванности соединиться по-новому. В его руке тот же куб возвращается из бездны - начавшим ту трансформацию, которая не должна была быть предназначена для этого мира. Не нашим глазам - да и не глазам вовсе - была предназначена эта трансформация. Но мы видим её благодаря воле художника, благодаря его праву творца бывать одновременно в сограненных мирах, проскальзывая то в одну плоскость, то в другую. Фигуры и образы Эшера все носят на себе отпечаток познания двоемирия. Оттого мы ощущаем какой-то особый, до предела спокойный порядок, который уже не рушится - защищенный законами бездны, освобожденный отсутствием присутствия здесь, в привычном мире. Эти законы, созерцание их воли в образах Эшера - дают нам надежду на НЕ-прекращение бытия при неизбежном погружении в бездну живого, трепещущего человеческого разума. Который каждое мгновение ощупывает свои пульсации, пытаясь уверить себя, что он еще присутствует в состоянии осознания себя как существующего целого! Нас охватывает ужас снова и снова при мысли, что эта пульсация может закончиться, закончиться присутствие... Эшер успокаивает нас, погружая в бездну - и держа там нас - в своих руках художника, руках, оставшихся живыми после погружения в иные законы!