Джульбарс

Голованова Гб
  " Джульбарс, стой! Стой, Джульбарс! - кричали охотники, но собака, почуяв лося, с лаем гналась за ним, проваливаясь в наст и раня, как лезвием, себе лапы. Лось уходил...он бежал через ключ, по открытому пространству, но стремился уйти за сопку и затеряться в ельнике. Выстрелы охотников не достигли своей цели. Собака неслась и оставляла на снегу кровавые следы. Наконец, от боли она свалилась в снег. Подбежавшие на лыжах охотники поняли, что собака вышла из строя, и охота не удалась. Надо было что-то делать с псом. Они по очереди несли его на спине к охотничьей избушке, но ноша была тяжела. Кое-как они добрались до избушки и, обессиленные, свалились на топчаны. Джульбарс поскуливал рядом.
         Один из охотников, Антип, осмотрел лапы пса и спросил у напарника: "Что будем делать? Донести мы его не сможем, я предлагаю пристрелить его здесь же, чтобы не мучился, а оставить живым (не известно, когда мы вернемся), все равно сдохнет." Но молодой напарник Петр был против: "Нет, убивать я тебе его не дам!" Он вспомнил, что недалеко были зарубки на елках, и на них скопилось много смолы. Наскоблив ножом смолу, он приложил ее к лапам собаки и забинтовал их. Это все, что нашлось в рюкзаках: бинты, пластырь и пачка таблеток. Надо было возвращаться домой. Собака внимательно следила за их сборами и жалобно скулила, но на ноги встать так и не смогла. С тяжелым чувством они покинули избушку, по пути делали зарубки на деревьях, чтобы потом вернуться самим или кто-то другой придет за собакой.
        Дойдя до газового месторождения, они отдохнули у бригадира Матвея Демина и рассказали о Джульбарсе. Матвей внимателььно их слушал, но ничего не обещал, а на всякий случай поинтересовался, как можно добраться до того места. - " Найти его просто, по зарубкам на деревьях, не уклоняясь в сторону", - ответил Антип. Несколько дней Матвей работал по напряженному графику, но всегда помнил о собаке, и в свои выходные отправился на ее поиски. Зная, что собака оголодала за эти дни, он набрал с собой мяса, провизии для себя, а так же: топор, веревки, кусок брезента и спички. Идя точно по зарубкам, он вышел на поляну, где и находился небольшой охотничий домик. Но, открыв дверь, он сразу не заметил собаки, и только, заглянув под нары, ее увидел.
          Матвей отрезал кусок мяса и стал подходить к собаке, та, в свою очередь, недружелюбно зарычала и оскалилась. Он знал, что собака не возьмет ничего из рук незнакомца, поэтому, положив мясо неподалеку от нее, сказал: "Ладно, если захочешь, съешь." И стал заниматься своими делами. Собака выждала некоторое время, обнюхала мясо и отвернулась, но голод был сильнее ее, и она в один миг проглотила кусок. Матвей старался вести себя уверенно, по-хозяйски, и меньше всего беспокоил пса. - "Ладно, потерпи немного, сейчас затоплю печь и принесу воды," - пообещал Матвей, взяв чайник. Он вышел, набрал дров, наполнил чайник льдом и вернулся в избушку. В глазах собаки он прочитал мелькнувшую радость.
- "Неужели ты подумал, что я брошу тебя и обрадовался, когда я вернулся? - подумал Матвей. Собака же, как будто прочитав его мысли, успокоилась и вяло вильнула хвостом. Вскоре избушка наполнилась живительным теплом. Матвей снял куртку, выложил на стол хлеб, вяленую рыбу, а кусок мяса, приготовленного для собаки, поднес к ней. На этот раз пес лизнул ему руку и осторожно взял мясо. Чтобы лишний раз не беспокоить пса, Матвей отошел к столу, поел и, опустив соломенный тюфяк на пол, лег. Засыпая, он думал о собаке, но окончательного решения, как поступить с ней, так и не принял. Собака, лежащая калачиком, вытянула голову, потянула в себя воздух с запахом человека, выползла из-под нар и устроилась рядом с Матвеем, положив свою голову у его плеча. Он непроизвольно погладил рукой по ее голове и спине и почувствовал, как собака напряглась всем телом, а под ее кожей пробежала дрожь.
- "Тебя разве никогда не гладили?" - спросил он. А она только смотрела на Матвея удивленными глазами. Почувствовав доверие собаки, Матвей решил убедиться в этом, скомандовав ей:
- "Лежать!" - твердым голосом приказал он. Собака тут же повиновалась ему и медленно с трудом опустилась рядом на пол.
- "Лапы заживут быстрее, чем собака окрепнет и наберется сил," - подумал Матвей и с этой мыслью уснул...
     Проснулся Матвей от холода, так как избушка за ночь успела остыть. Только одним боком он чувствовал тепло, которое исходило от собаки. Пришлось снова топить печь, но прежде он накормил Джульбарса и обработал ему лапы смолой. За это время он хорошо рассмотрел собаку: перед ним лежал пес серой волчьей масти, с крупной головой, на которой торчали острые уши. Длинная, как у овчарки морда заканчивалась черным носом. В приоткрытой пасти виднелись белые крепкие зубы с длинными мощными клыками.
- "Не завидую тем, кто испытает на себе эти клыки," - подумал Матвей, а вслух произнес: "Давай поднимемся на лапы, а то отлежишь себе бока," - и, взяв кусок мяса, отошел на расстояние. Собака медленно и шатко поднялась: она была высокого роста, хребет и ребра выпирали из-под кожи, а так как на лапах наросли коросты, то ей трудно было держаться на ногах. Матвей снова погладил ее по голове и спине, и уже не почувствовал той дрожи, что была прежде. На другой день Матвей снова кормил собаку и заставлял вставать. Выходные были на исходе и надо было возвращаться, и Матвей твердо решил, что надо забирать собаку с собой. Но как? Решил смастерить из лапника лежанку, накрыв ее брезентом, прикрепив к ней веревки. Пока он этим занимался, прошел не один час. Когда же он вернулся в избушку, то на глазах собаки увидел слезы.
- "А ты умеешь быть благодарным,"- сказал он, почувствовав жалость к этому животному, и тут же скомандовал: "Стоять!" Собака с усилием поднялась. - "Лежать!" - и она снова выполнила команду.
- "А сейчас мы с тобой отправимся в путь, тебе придется потерпеть, ничего не поделаешь!" Матвей вынес собаку на воздух и уложил в приготовленные "сани". Она, как человек, все понимала и не сопротивлялась.
       Шли с остановками...Джульбарс стойко переносил дорогу. Наконец, трудный путь был преодолен.
       Прошел месяц... Пес поправился, и, наверно, забыл, что с ним было. Это так думал его спаситель, но Джульбарс ничего не забыл. Как-то на месторождение на снегоходе прибыли двое. Они сразу узнали Джульбарса и, улыбаясь, направились к нему: "Джульбарс, дружище, иди сюда." Хотели было его погладить, но услышали злобное рычание, как предупреждение: - "Не подходите". Охотники сделали вторую попытку: - "Ты что? Не узнал нас?" Матвей видел, как насторожился пес, готовый броситься на приехавших, и предупредил гостей не рисковать, а лучше оставить собаку в покое. - "Но мы хотели его забрать, он хороший и незаменимый помощник в охоте." И вдруг, оскалившийся, рычащий Джульбарс бросился на незваных гостей, которых спасло только расстояние от Джульбарса и голос Матвея, остановившего его. Охотники поняли, что навсегда потеряли собаку, бывшего верного их друга. И кто знает, чем бы закончилась эта встреча с Джульбарсом, если бы они настаивали увезти его. Это были те двое охотников, которые оставили пса на смерть в охотничьей избушке, и даже ни разу о нем не вспомнили. Не зря говорят, что собака самый лучший и верный друг для человека, но это... для человека!!!