Гибель Королевского батальона. 1984г

Алкора
Памяти комбата Александра Королева, погибшего 30.04.84. в Хазарском ущелье Афганистана

Гигантским удавом в камнях извиваясь,
Вползала колонна военных в Панджшер.
Ущелье змеилось меж гор, и казалось,
Что "духи" повсюду, опасности шлейф
Тянулся незримо... о смерти не думать,
Но честно исполнить свой воинский долг - 
Зачистить отряд Ахмад-Шаха Масуда
В краях иноземных, где вызрело зло.

Апрель оживил серо-жёлтые скалы
Зелёными пятнами трав и кустов,
Но сердце щемило: то остовы встанут
Сгоревших машин, то обугленный дот.
Кишлак опустел и смотрелся усталым
В отметинах страшных от взрывов гранат -
Огромные дыры зияли в дувалах.
А вот и Хазар. Пули снайперов. Ад.

Бойцы перебежками двинулись в гору,
К земле пригибаясь и прячась в камнях,
Дошли до вершины. Солдатскому взору
Открылись красоты ущелья, и страх
Мгновенно исчез - пусть неравные силы,
И выжить непросто, и выхода нет -
Должны устоять! Но уже голосили
Свинцовые ливни, и застил им свет
Огонь пулемётный - он бил беспрестанно!
Погиб командир, батальон в западне...
Тот бой до сих пор вспоминается самым
Кровавым и страшным в афганской войне!

Давно позади та война и сраженье,
Но память о подвиге наших ребят
Осталась в Афгане. Не зря с уваженьем
О русских былые враги говорят,
Мол, все шурави честь свою не роняли,
Щадили их жен и детей, и с лица
Земли кишлаки их во зле не стирали, -
В бою исполняли свой долг до конца!

22.02.19

Издано

30 апреля 1984 года в Афганистане, в ущелье Хазара, произошло столкновение советских войск с афганскими моджахедами, в результате которого из строя была выведена почти половина личного состава 1-го батальона 682-го мотострелкового полка 108-й мотострелковой дивизии. В первую же минуту боя был убит капитан Королев, который находился во главе колонны. Бойцы оказались без управления, оборонительный бой организовать было некому, и батальон, находившийся под прицельным огнем на открытой местности, понес тяжелейшие потери. По разным оценкам, наши потери составили от 57 до 87 убитыми и 107 человек ранеными. Специалисты называют этот бой самым кровавым за весь период пребывания Вооруженных Сил СССР в Афганистане.

Командование 40-й общевойсковой армии, конечно же, понимало, что одного месяца по военным меркам совершенно недостаточно для достижения боевого слаживания в подразделениях и полной адаптации военнослужащих к условиям горной местности, поэтому старалось ускорить подготовку личного состава к предстоящим боевым действиям, начала которых ждали со дня на день. Готовил свой батальон к одной из самых крупнейших за всю афганскую войну операций в Панджшерском ущелье и командир первого батальона капитан Александр Королёв, готовил очень серьезно, без каких бы то ни было упрощений и скидок.

Подготовка к захвату ущелья шла ускоренно. К крупномасштабной операции за Панджшер готовилась вся 40-я армия, но «королевичам» предстояло идти впереди всей группировки войск. Первый гвардейский батальон был авангардом 108-й дивизии и принял на себя самый страшный за всю афганскую кампанию и самый подлый удар».

28 апреля 1984 года батальон  капитана Александра Королёва возвращался на базу после участия в боях. Батальон был измотан переходами и предыдущими боями, для восстановления его боеспособности людям требовался отдых. Внезапно решением командира дивизии генерал-майора Виктора Логвинова батальон (всего около 220 человек) был направлен на прочёсывание долины реки Хазара, чтобы совершить пеший марш в заданный район по горному участку вдоль Панджшерского ущелья и захватить склады с вооружением и боеприпасами формирований Ахмад Шах Масуда, сведения о которых накануне дали осведомители.

Когда 28 апреля 1984 года батальон подошёл к входу в долину, командир полка подполковник Пётр Суман приказал подразделениям занять господствующие высоты, приказ командира полка был выполнен. К исходу 28 апреля отряд капитана Александра Королёва подошел к ущелью Хазара и утром, 29 апреля, вошел в него. За день батальон продвинулся вглубь ущелья, а вечером, прикрывающая батальон третья рота капитана Кирсанова, спустилась с высоты 1000 метров до 400 метров на ночевку, так как ночью в горах было довольно холодно и бушлаты солдат продувались ветром насквозь. Около восьми часов утра 30 апреля, командир прикрывающей роты капитан Кирсанов получил от комбата капитана Королева приказ прибыть к расположению основных сил батальона для получения новой боевой задачи. Когда офицеры роты капитана Кирсанова спустились в долину, то узнали, что батальон не успевает к указанному командованием сроку выполнить боевую задачу, поэтому получен приказ идти дальше по ущелью Хазара без бокового прикрытия. Примерно в десять часов утра 30 апреля батальон (без одной роты) в пешем порядке начал выдвижение в ущелье Хазара, не заняв господствующих высот и не имея воздушного прикрытия, так как на момент начала выдвижения батальона, обещанные Ми-24 по каким-то причинам так и не появились.

Перед полуднем военнослужащие батальона, выдвигаясь вдоль ущелья неожиданно попали в засаду моджахедов. Когда батальон, пройдя кишлак Мелива, втянулся в узкую горловину ущелья, представлявшую из себя каменный мешок, моджахеды внезапно открыли кинжальный перекрестный огонь. Находясь в окружении, батальон вступил в ожесточенный бой с превосходящими силами противника, занимавшими выгодные позиции на высотах, и, в ходе боя, начал нести тяжелейшие потери.

Ситуация сразу же стала критической, когда в первые минуты боя был ранен командир батальона капитан Александр Королёв и некоторые офицеры (снайперы моджахедов выбивали связистов и офицеров в первую очередь). Капитан Александр Королев, получив ранение, продолжал руководить боем, он по средствам связи связался с командиром полка и доложил ему, что батальон попал в засаду, ведет бой и батальону нужна помощь. Получив второе ранение, капитан Александр Королев погиб.

До подхода дополнительных сил полка к ущелью Хазара, солдаты батальона заняли круговую оборону и отстреливались, пока не подошла помощь. Бой продолжался около семи часов, к двум часам дня он распался на отдельные эпизоды. Некоторые моджахеды спускались с гор и вели огонь по военнослужащим первого батальона с близкого расстояния, иногда дело доходило до рукопашной. Известны случаи, когда наши солдаты подрывали себя и окруживших их моджахедов гранатами. Уже к вечеру, когда стало смеркаться, подошла разведывательная рота полка Валерия Гринчака. Интенсивность стрельбы к этому времени уже заметно снизилась, а потом стрельба практически прекратилась. К тому времени, когда противник прервал огневой контакт и отошёл, батальон полностью утратил свою боеспособность… В течение следующих нескольких суток проходила эвакуация погибших и раненых с участием других подразделений 682-го мотострелкового полка.