Петров крест

Равенсвуд
ПЕТРОВ КРЕСТ. Антинид (от злых сил и злых чар)


Когда расцветёт петров крест
И вяхирь совьёт гнездо,
Истлеет и рухнет шест
И череп уйдёт на дно.

Росток розоватый в срок
Пробьётся сквозь персть и твердь.
Заря розовит восток,
Из мира уходит смерть.

Петров розовеет крест,
Птенец встаёт на крыло.
Весною из этих мест
Навеки исчезнет зло.

22.II.2019.

НИД БЛАГОТВОРНЫЙ (от засухи и врагов)


Плету плющи,
Поток, плещи!
Синь льна -- волна:
Сильна, вольна --
Чтоб мох не сох,
Луг пил и лог,
Траву кропи,
Валун топи.
Кипи ключом,
Слепи лучом,
Ручей гремящий!
Раскройся в чаще,
Цветок железный!
Взойди над бездной!
Цвети, блести,
Полки с пути
Прочь обрати!

Омут чёрен,
Конь покорен.
Конский череп,
Жердь на берег
Крепко ставлю,
Врана славлю.
Пусть нид хранит
Наш порог
От врагов.

Цветок железный,
Взойди над бездной,
Как меч, сверкни,
Гать в зыбь сверни,
Рать вспять верни,
Развей костры,
Сотри шатры,
Остри мечи,
Град стрел мечи.

22/23.II.2019.

Фото Н. Чистякова (27.IV.2018).

Нид -- один из жанров скальдической поэзии, противоположность драпы (хвалебной песни). Ниды использовались не просто как хулительные стихи ради поношения врага (т.е. с целью причинения ему морального ущерба), но и для нанесения ему вполне ощутимого, физического вреда вплоть до летального исхода, причём не имело особого значения, будут ли хулительные стихи исполнены в присутствии адресата или он их даже никогда не услышит -- всё равно они подействуют. Для усиления поражающей способности вредоносных стихов их текст вырезали (желательно рунами и лучше всего, если в каждом, как это нынче называется, "катрене", содержалось 72 руны -- именно так составлял ниды Эгиль Скаллагримссон) на деревянном шесте, на который водружали лошадиный череп (или голову специально убитой лошади) и устанавливали его так, чтобы конская морда была обращена в ту сторону, где находился адресат нида. Расстояние нимало не снижало эффективности воздействия. Воздвигнутый шест с лошадиной головой носил то же название, что и хулительные стихи -- нид, или шест нида.
(Впрочем, ниды действуют даже без соблюдения всех этих условий, только менее разрушительно: по крайней мере, не до смерти. Проверено, хотя и не мною, на практике: причём, конечно же, не всерьёз, поэтому особо тяжких последствий не было, но от подобных шуточек мы с тех пор полностью отказались от греха подальше).

Итак, ниды -- не моя специализация и эти два стихотворения не относятся ни к ним, ни к скальдической поэзии как таковой. Названы же они "нидом" и "антинидом" лишь потому, что в обоих упоминается вышеописанное сооружение -- жердь с конским черепом -- просто как поэтический образ. Но из-за него пришлось писать столь пространные пояснения. (Нидами я не балуюсь и никому не рекомендую пробовать. Все сведения в этом комментарии сообщены исключительно в качестве исторического экскурса, ни в коей мере не являясь инструкцией по составлению нидов! Наоборот: я всех предостерегаю от экспериментов с этим непростым поэтическим жанром).

Такой неотъемлемый элемент скальдической поэзии, как аллитерация, в данных стихах присутствует, но не более того. Они (в отличие от настоящих нидов) не направлены против какого-нибудь конкретного лица, да и по форме, в целом, не имеют ничего общего со скальдической поэзией.

К сведению дотошных знатоков и любителей считать слоги, выискивать в чужих стихах якобы ритмические сбои и обнаруживать ударения в тех местах, где их быть не должно, докладываю, что первая строка читается правильно без всяких натяжек: "КогдА расцветЁт петров крЕст", а не "пЕтров крест", как им, возможно, захочется (с оттенком злорадного удовлетворения либо высокомудрой назидательности) отметить. 


*****

27. IV. 2023.
Подписывайтесь на канал "Союз пера и левкаса"! Ссылка внизу страницы.