Итоги 26 ЛС Перспектива в хайку

Клуб Золотое Сечение
 Дорогие друзья!

 Подводим итоги нашего очередного конкурса из серии «Лепестки сакуры» по теме «Перспектива в хайку» в зимнее время года, располагающей к созерцанию и размышлению. Некоторые авторы были расположены увидеть и оценить только картинку зимнего пейзажа, а некоторые, описывая в своей хайку воспоминание лета, делали это так, что казалось идёт снег, что я увидела в работе победителя нашего конкурса. На этот раз мы пытались работать в разных ракурсах перспективы увиденного и размышляли о настоящем мгновении, которое можно отнести к вечному.
У нас было 9 участников и 26 работ. Все участники проголосовали досрочно. Всем спасибо! Напоминаю, что к оценкам прибавляется 5 баллов за соблюдение формы 5-7-5.

Ниже приведены ваши работы с комментариями и оценками  – согласно полученным итоговым оценкам:

1-е место:

5)тополиный пух
между небом и землёй
стая голубей                (Арина Шик)
*
Комментарии:
5-7-5;
нравится! такой живой клубок - пух и перья,  а может быть - это снежинки?  есть природа, но нет человека.
Очень нравится!
 - Великолепная работа! Хайку–это поэтический текст с присущей ему более плотной, нежели в прозе, эмоциональной и символической нагруженностью.Взору предстаёт живописная картина, без давления на восприятие читателя.Две части стиха вроде бы разнесены довольно сильно, но присмотревшись, можно разглядеть связующие ниточки, которые заставляют звучать межстрочное пространство: тополиный пух и стая голубей и всё это между небом и землёй.Говорят, что хайку-это место встречи автора и читателя.Такое сотворчество возможно, только если они оба находятся в едином смысловом и культурном поле.А поворотная строка создаёт разночтение и объём стиха.Присутствует единая, неразделимая связь природы и человека, раскрывается её неповторимость, и затрагиваются чувства.Но хайку должно читаться легко и естественно. Ритм должен быть плавным.Не должно быть явных провалов в ритме, как в 1 строке-ударными являются 3 и 5 слоги и в 3 строке–1 и 5 слоги.Автор удачно раскрыл связь поколений.К хайку хочется возвращаться снова и снова!
 - Ммм, хорошая работа, даже очень. Совсем без глаголов, нет раздражающих прилагательных.
Немного смущает попытка соединить тополиный пух и голубей. По ощущениям что-то не так – они не похожи, нельзя принять пух за голубей и голубей за пух. Но в таком случае и картинка сразу распадается. Хорошо бы автора послушать.
1. Замечательная картина, есть перспектива, есть разночтение. Мысли рвутся в небо вслед за голубями )) Оценка: 9
2. Это пейзажная лирика, есть природа и нет человека. Оценка: 3
 - В общем-то неплохо, опять же без ритма. Может излишне придираюсь. Но для меня классическое хокку всегда представлялось так:
/ - - / -
/ - -/ - -/
/ - - / -
 - Лучшая, по моему. В воздухе пух и перья! Перспектива, игра, мгновенье - сложилось.
- Лето, а я ждала зиму. Перспектива есть, нмв. Ритм плавный.

Оценка: 8+4, 9+5, 10+4, 7+5, 9 + 3, 7+2,  9+5, 6+4=65+32+5=102

2-е место:

16) крыша в сосульках
 капли на землю летят
   солнечным утром                (Вера Аношина)
*
Комментарии:
5-7-5;
начало весны, всё понятно, разночтений вроде бы нет, но пофантазировать можно - всё-таки весна!)
«Хайку - это выражение момента проникновения в природу окружающего мира, в мир природы. Если образ человека или автора и присутствует, он представлен как часть природы - природа деликатно поглощает его». («Азбука хайку») Не хватило поэтичности и пейзажной лирики, чтобы созерцать вечность. Не всё, что близко и знакомо, нам дорого. КИГО- весна, навевающая созерцания, но здесь от этого мгновения их нет.
 -Весенняя зарисовка. Добротная, но, строго говоря, капли летят – олицетворение, капли капают или просто «капель». У меня не появился импульс к созерцанию, к размышлению.
1. Понравилось. Как раз вчера заметила сосульки на крыше (ура, скоро весна!). Наверно, с нашими снегами крыши с сосульками – вечная тема )) Картина вызывает у меня радостные чувства и размышления. Есть перспектива. Оценка: 9
2. Замечаний нет. Оценка: 5
 - Ну, здесь я просто в восторге.
 - Знакомая картина, красиво… Лучше капли на землю, чем сосульки, задумаешься по неволе, как пройти.
 - Человека маловато.. и широты. Ритм хороший.
 - И снова одна часть дополняет другую. Ставится между ними «поэтому». И снова дактиль… Неужели тот же автор?!!! Не может быть подряд! Сосульках-утром ассонансная рифма!!! Не допустимая вещь.

Оценка: 6+4, 5+5, 7+4, 9 + 5, 10+5, 7+4, 8+5, 4+3=56+35+5=96

3-е место:

19) Сосны на сопке.
  Мчатся с пологой горы
    Финские санки             (Наталия Белоус)
*
Комментарии:
5-7-5;
как-то не могу представить, чтобы финские санки сами по себе мчались с горки -
это же не ватрушки, финские сани они такие чинные-важные, кавалеры катают барышень... а если мчатся, то наверное пустые; хотя финские санки - это очень романтично. Наверное, «едут с пологой горы». Опасно мчаться на стуле с полозьями. А картинка хорошая.
- Самое захватывающее катание на финских санках – по плотному слою снега и льду. Там они могут развивать впечатляющую скорость. Удобно прокатиться на них по дорожкам парка или с небольших горок. Присутствует невидимая связь между двумя частями – сосны на небольших горках и катание с горок, но автор использует олицетворение – как это сами по себе мчатся с пологой горки. КИГО – зима. Инверсия. Но вот для связи с вечностью чего-то не хватило.
- Зимняя зарисовка – вроде, яркая, но чувство окрыленности, счастья, на которое рассчитывал автор, у меня не возникло. Почему? Сосны и трасса, или только сосны без трассы, но с санками – опасная игра с судьбой. А я за безопасность детей и взрослых. Почитала статистику – даже на «плюшках» врезаются в деревья. К хайку претензий нет.
 - Замечательная картинка и хокку удалось.
- Движение во времени. Перспектива и человек, живая картинка…
-  Широта во времени и пространстве. Путь - значит человек есть.
 - пологая – оценка, прилагательное. Разве с пологой мчатся? Захотелось купить финские санки. Зашла на сайт, дорогие... Летом куплю. Эх, хороша картинка! Но вот связи сосен и санок я особо не увидела. Напоминают санки сосны? Как бы в большем масштабе? Сопка-сосны, пологая горка-санки. Ну, может быть...

Оценки: 6+3, 5+4, 6+2, 7+5, 9+4, 8+5, 7+5, 7+4 =55+32+5=92

4-е место:

4)заснеженный сад
склоняется до земли
белая сирень             (Елена Графская)
*
Комментарии:
Вижу белую сирень, крупные кисти цветов клонят её к земле, но не зимой же. Просматривается метафора.
 - Хайку–это монохромность.Присутствие цвета останавливает внимание читателя на внешней оболочке, и он не сможет достичь поставленной цели автора–дописать трёхстишие, т.к. хайку еще называют «незаконченной» поэзией».Это значит, что читатель должен сам, в душе, закончить стихотворение.Внутренняя суть будет ускользать от его внимания.Прилагательное–"заснеженный"–это мост в прошлое, снегом покрытый когда-то в прошлом.Не могу связать трёхстишие со временем года, о котором говорит автор, толи заснеженный сад от того, что сирень расцвела, толи от снежного коллапса, но это бывает и осенью и зимой и весной.Потому считаю, что КИГО нет. Присутствует нарушение ритма. В 1 строке ударными являются – 2 и 5 слоги и в 3 строке–1 и 5 слоги. Имеется разночтение-этот приём создаёт объём стиха и дополнительные образы, но не стоит придумывать специально поворотную строку – только чтобы сделать «перевёртыш».Как и всякий приём, поворотная строка хороша там, где она уместна.Связи с вечностью не хватило, хотя попытка есть.
 - Отличная работа, очень просто написано, но в этой простоте столько красоты и изящества поэтического. Браво.
1. Понравилось! Родной мне пейзаж, который можно отнести к разным периодам истории и к разным странам. Картина затрагивает мои чувства и вызывает размышления как минимум о весне. Понравилась игра слов, потому что здесь упомянут сорт сирени: склоняются до земли под снегом ветви белой сирени )) . Оценка: 9
2. Прошедшее время в слове «заснеженный». Оценка: 3
 - Замечательное хокку, если бы еще ритм соблюдался)
 - Очень нравится. Белая сирень под белым снегом, некая смысловая игра. Заснеженный -мост в прошлое.
- Человека нет. Не понятно, почему белая сирень зимой. Ритм суетливый.
- Здесь я растерялась… как это понимать? Белая сирень и снег? Внезапный снег в мае? Бывает конечно, но что-то подозрение на сравнение. Цвет белый – никуда не годиться. Ведь уже упоминание снега и есть белый цвет! Тавтология. Но впечатление остаётся, красиво. А может быть это зима? И сирень не цветёт? Вот бы такое увидеть - заснеженный сад с белой сиренью … У меня в саду белая сирень плохо приживается, пока не цвела ещё. Провал ударения в 3 строке. Цвет. За это снижаю 2 оценку.

Оценки: 4+3, 3+4, 7+2, 9+5, 9 + 3, 10+3, 9+4, 7+3=58+27+5=90

4-е место:

11)снежинки блестят
на плечах у торговки
пуховый платок             (Арина Шик)
*
Комментарии:
5-7-5;
нравится! зримая, живая картинка,  но хотелось бы больше природы.
Хочется почему-то прочитать «блестят снежинки». Хорошая картинка.
днём на морозе
греет пуховый платок
выручка тоже )))
-  Хайку завораживает внимание. Всё бы ни чего, если бы не резало слух слово «торговка». КИГО - зима. Размышлять над увиденным мешает нарушенная гармония. Не хватает поэтичности. Разночтение даёт дополнительные образы, фонетическое звучание, благодаря наличию аллитерации и ассонансам усиливает эти образы. Но хайку должно читаться легко и естественно. Ритм должен быть плавным. То есть, не должно быть явных провалов в ритме, как в 1-ой – здесь ударными являются 3 и 5 слоги и в 3-ей строке – 1 и 5 слоги. Перспективы нет - для связи с вечностью чего-то не хватает.
- Хорошая зарисовка. Но мне от неё нет импульса. Один глагол, одно прилагательное – всё по правилам. Просто зарисовка.
1. Есть разночтение, и это радует. Но вся картина сконцентрирована на плечах торговки, повязанных пуховым платком. Бытовая сценка. Что тут можно созерцать, о чём размышлять? О вечной неустроенности наших рынков? Как-то это не поэтично, извините. Оценка: 4
2. Использовано множественное число. Оценка: 4
-  Мне понравилось, вот она и зимняя сказка)
- Двойное прочтение, торговка вызывает улыбку, рынок представился. В целом – симпатично, но не к размышлениям о высоком.
-  Слова хороши, но опять нет широты, перспектива не видна, маленькая картинка. А что за плечами торговки? Человека слишком много, природы мало.

Оценка: 9+5, 7+5,  8+4, 6+5, 4 + 4, 8+3, 5+3, 5+4 =52+33+5=90

5-е место:

12)лопата в руках
вверх-вниз наперегонки
падает снег             (Елена Графская)
*
Комментарии:
5-7-4
Понравилось. Только слово «наперегонки» человеческое что ли…
- Снего-снего-снегопад! Хватит дела для лопат, для лопат и для скребков…Эх Михалкова напомнили. Хайку - это тот же рисунок, зарисовка. Нельзя назвать её натюрмортом. Хайку - это всегда пейзаж, даже если описываются всего один, два предмета. Но за ними подразумевается гораздо больше, всё то, что в состоянии дополнить наш полёт фантазии, основанный на личном опыте. Попробуем нарисовать – человек с лопатой, падающий, снег, но как изобразить танцующие хлопья снега, только в маловетренную погоду они создают движения танца – в вверх и низ летящие, пока не упадут. Получается, что вторая строка, состоящая вся из НАРЕЧИЙ – лишняя. Стараемся не использовать наречий. Никакой навязываемой оценки автора! Но возникают ассоциации, и фантазия включилась… - …дети на площадке с лопатами, мечтающие сделать снежную крепость или дворник, с лопатой думающий убирать ему или подождать, или начать помочь деткам лепить снеговика…от этого и хайку можно создать по-новому. Явные провалы в ритме, как в 1-ой строке – здесь ударными являются 2 и 5 слоги так и в 3-ей строке – 1 и 5 слоги. Удачи автору, задумка интересная. Но для связи с вечностью чего-то не хватает.
- Великолепная работа, ощущение драйва, картинка падающего снега и соревнующегося с ним человека. Философия ежедневного труда, как средства общения человека с природой.
Из недостатков – конечно, наречия места (вверх-вниз) – формально поэтому снизила вторую оценку. Но работа мне оч. Нравится.
1. Падает снег, человек сосредоточен на работе. Пожалуй, это замечательное мгновение вечности, вне времени и пространства. Оценка: 9
2. Замечаний нет. Оценка: 5
 - Замечательная идея для хокку
 - Не сразу сообразила, как снег падает вверх. Интересная зарисовка. На счет пейзажа – сомневаюсь.
 - Природы мало, человека много. Вторая строка суетливая.
- Вверх-вниз, наперегонки - 2 наречия, что недопустимо в хайку. Мы уже над этим работали. Но хайку забавное, запоминающееся. Мне нравится! Провал ударения в 3 строке. 2 строка – спотыкач по ритму.

Оценка: 9 + 5, 6+4, 7+2,   9+4, 10+3, 6+3, 5+3, 8+2 = 60+26=86

6.   14)Тропинка к дому
  Корзина белых грибов
    Возле веранды             (Наталия Белоус)
*
Комментарии:
5-7-5;
чёткая осенняя картинка, но первую строчку я бы изменила.
Масса воспоминаний. Незамысловато, но создаёт настроение.
 - Задумка интересная. Вырисовывается цельная картинка мгновения, но для мгновения вечности чего-то не хватило. Ненавязчивая картина покоя, располагающая к созерцанию. КИГО – осень. Две части – 5+12. Разночтения нет, но это не является ошибкой, как и всякий приём, поворотная строка хороша там, где она уместна, присутствует кирэ из двух существительных в именительном падеже. Хайку сосредотачивается на нескольких деталях - это удобно для передачи поэтического впечатления от «здесь и сейчас». Но здесь нет пейзажной лирики и нет связи между частями.
 - Крепкая зарисовка, вкусная, хорошо сделанная, грамотная. Немного портят картину два предлога, но нет глаголов.
Мне оказалось мало для моих привычных философских рассуждений.
 - В общем-то неплохо, мне понравилось.
 - Вполне конкретно, и есть что представить и домыслить . И человек где-то рядом.
 - Не зима, осень. Тёплая картинка, но маловата. Откуда тропинка? Человек есть, а природа - только грибы. Ритм хороший.
- есть некая связь между частями, но не та, не контрастная, а наоборот, согласующая. И почему тропинка к дому? Точка зрения же у дома… возле веранды. А иначе как? Если смотреть на неё из-за кустов и деревьев, то корзинку не увидишь. Что-то у меня не складывается картинка по выполнению задания. И потом, что домысливать? Белые грибы конечно на зависть, но всё же…

Оценка: 7+4, 5+4, 6+4, 6+4, 7+3,  7+5,  6+4, 2+4=46+32+5=83

7. 18)Тишь снегопада
 Молнией в лапах сосны
   Мечется белка.             (Носящая Цветы)
*
Комментарии:
5-7-5;
нравится - очень живая картинка,
но прямое сравнение с молнией кажется инородным,
хотя образ точный, но, наверное, не для хайку.
Метафора «молнией», а слово «мечется» показывает беспорядочность, бессмысленность прыжков. Белку никто не гонит.
 - Слишком много красивостей. Использование невещественных существительных следует избегать – попробуем нарисовать – снегопад, сосна, белка, если нарисуем молнию, то это навеет ассоциацию грозы, как нарисовать тишь, мечется…Получается присутствует оценка автора и имеются лишние слова, а в хайку каждое слово отвечает не только за свой смысл, оно несёт смысловую нагрузку сразу нескольких слов. Сверх сжатость не приводит к потере информации, иногда в трёх строчках и восьми словах можно рассказать целую новеллу. Нет Киго – снегопад может быть и осенью и зимой и весной. Не хватило штрихов, чтобы остановиться и долго созерцать.
 - Замечательная работа. Зримая картинка. Честно говоря, здесь нет человека, но мне так нравится образ, который я спроецировала на человека, что решила поставить высокую оценку. Конечно, не всё идеально: и лапы сосны, и молнией, и мечется – но в целом здорово.
1. Перспектива есть. За белкой наблюдать интересно, но особых чувств и размышлений у меня хайку не вызывает. Оценка: 5
2. Пейзажная лирика, нет человека. Метафора. Оценка: 2
 - Вторая строчка – метафора. Пейзаж присутствует, но не завлекает.
Из всех запомнилось это больше всего, но слово "молния", хоть и отражает зигзаг прыжков белки, всё же слишком привязывает внимание на себя и беспокоит.
Тишь – невещественное. Сравнение. Метафора. Но картинка зримая. Интересная. Как-то надо было по-другому. Все знают, насколько белки шустры… снегопад не т неё ли? На этом надо было играть… Нет человека.

Оценка: 7+4, 6+2,3+4, 6+2, 9+5, 5 + 2, 5+2, 8+5=49+26+5=80

8. 24)под снегопадом
 дворник с метлою стоит
   соревнованье                (Вера Аношина)
*
Комментарии:
5-7-5;
что ж дворник стоит-то? работать надо,
иначе какое же соревнованье?
первое слово - предлог, третья строка - одно длинное слово,
это не очень хорошо.
 - Засмотрелся. Видать соревнования интересные. Автор использует длинные слова размером со строку. В связи с этим отсутствует краткость описательных выражений в хайку. Это нарушает ритм. Нет КИГО – снегопад и дворник с метлой может быть и осенью и зимой и весной, у нас на севере Сибири и даже летом. Не хватило пейзажной лирики. И опять это сенрю, при написании которого допускаются некоторые вольности - нет сезонных слов, зато есть бытовые сценки, текущие события и т.п. Правильнее говорить поэзия, связанная непосредственно с человеком и тем, что с ним происходит, а природа идёт фоном. Хотя задумка интересная, но вечности не дотянула.
- По замыслу очень хорошая работа. По исполнению – тяжеловесны слова и словосочетания «под снегопадом» и «соревнование». Чуть-чуть бы переработать. Два предлога.
И кстати, зачем ему метла в снегопад? Скребок, скрепер, лопата…
Но внутренне я всё равно выделила эту работу: в ней есть наблюдательность, добрая улыбка, философия непротивления злу насилием – поэтому метла против такого сильного противника. Или кто кого перестоит.
Философская работа.
1. Понравился добрый юмор стихотворения. Но созерцать и размышлять тут особо не о чем. Ведь, скорее всего, соревнование снегопада с дворником, который стоит, как вкопанный, закончится не в пользу человека )) Оценка: 5
2. Замечаний нет. Оценка: 5
 - Замечательно, понравилось хокку.
- Снег падает, а дворник стоит…Соревнование, видимо, состоится позже.
- Отвлекла озабоченность дворника. Хотя мысль интересная, но это уже не созерцание, а шутка. Ритм устроил.
Соревнованье – это невещественное, общественное явление – не для хайку, простите. Да ещё резануло это - нье. И снова рифма ассонанс. Картинка забавная. Дактиль – это выдаёт автора. Здешние так не пишут уже, простите.

Оценки: 7+1, 8+3, 5+ 5, 4+2, 8+4, 4+4, 5+4, 4+2=45+25+5=75

9. 2)Костёр на заре
 Взлетают искры в небо
    Мимо цыганки             (Наталия Белоус)
*
Комментарии:
 - 5-7-5;
здесь даже не могу определить время года;
цыганских обрядов не знаю - возможно, "костёр на заре" что-то и значит,
но у меня картинка не сложилась.
- Искры РАЗлетаются по сторонам мимо цыганки. Может, лучше «возле»?
Эту картину можно наблюдать в любое время года.

Цель поэта хайку—наблюдать природу и интуитивно усматривать её связи с миром человека. Процесс написания хайку сравнивают с творчеством живописца, который воспроизводит увиденное в пейзаже сезона и не навязывает нам своих чувств, не называет их. Сама картина вызывает эти чувства.Попробуем разобраться с этой картиной – рисуем костёр, зарю, искры костра (взлетают в небо и падают)–потому взлетают лишнее слово, небо, цыганка, а вот как нарисовать слово мимо, хоть оно здесь и не наречие, а предлог.В классических хайку необходимый элемент—это «сезонное слово» (КИГО), которое связывает стихотворение со временем года. Чего не вижу, в данном произведении…Киго нет.Мазки по одному и тому же месту, ничего нового в ощущении, читаешь и думаешь «всё, понятно».Это не хайку–просто пейзажная зарисовка…Всё сказано, и размышлять не о чем. Явный провал в ритме в 1 строке-ударными являются 2 и 5 слоги. Удалось произвести посыл к вечному, что похвально, но не затронуло душу–костры под звёздами вечны всегда.
- Достоинства: картинка есть, минимум глаголов. Цыганская ночь, яркая, насыщенная разговорами, песнями, раздумьями…
Недостатки: картинка не до конца продумана, не очень связана – мешает третья строка: мимо цыганки.
М.б.
под перебор гитары
искры в небо..
Или как-то надо обосновать, почему важна цыганка.
 - В целом понравилось, перспектива и картинка красочная, хотя немного непонятная – что мимо – искры. Или сами цыганки)))
- Не ясно, какое время года и цыганка сидит у костра, или цыганки идут мимо.
 - Ощущение какой-то ограниченности данного кадра, простора не хватило, широты.
-  Эти «мимо цыганки» меня завораживают: кажется сам табор этих пышных юбок взлетает с искрами в небо. Здесь и танец, и страсть. Автор нашёл яркую картинку, оставляющую впечатление. И разночтение ед. и мн. числа просто великолепно! Аллитерация з-с-р усиливают впечатление. Картинка просто врезается в память! Костёр – киго? С натяжкой, но не будут же у костра сидеть цыганки зимой… но вот осенью и весной почему бы нет. И всё-таки лето, жаркое рисуется.

Оценка: 2+2, 3+4, 4+2, 4+4, 8+2, 5+4, 7+3, 10+4 = 43+25+5=73

9.  9)заснеженный пруд
 опрокинута лодка
   носом по ветру             (Иррациональное Число)
*
Комментарии:
5-7-5;
заснеженный пруд - понятно,
а вот с лодкой - нет.
Непонятно про лодку, последняя строка мне ни о чём не говорит.
- Присутствует фонетическое звучание, усиливающее восприятие образов. Прилагательное «заснеженный» и причастие «опрокинута» (прошедшее время, совершенного вида)–это мост в прошлое, снегом покрытый пруд и лодка опрокинута когда-то в прошлом. Попробуем оспорить уместность употребления знакомого нам выражения – носом по ветру. Но оно не звучит! (см. 21 конкурс ЛС) Что означает данный фразеологизм? Адаптироваться, приспосабливаться к изменяющимся условиям…вот лодка и изменила своё место нахождения, опрокинулась…Великий и богатый русский язык. Простите, но это не хайку. Нет КИГО–пруд заснеженный может быть и зимой и весной и осенью. Да и ритм должен быть плавным. То есть, не должно быть явных провалов в ритме, как в 1-ой строке – здесь ударными являются 2 и 5 слоги. Всё досказано, и размышлять не о чем. В трёхстишии вырисовывается некая перспектива, но не затрагивает чувства.
1. Интересное стихотворение, понравилось. Есть перспектива. Оценка: 6
2. Использовано прошедшее время. Оценка: 3
- Понравилось, живая картинка
- Наводит на размышления картинка, есть эмоция, нравится, с «заснеженным» многие попали в этом конкурсе.
Оценки:
Понравилось. Размышляла - почему носом по ветру? - а чтобы сугроб не намело, если бы кормой по ветру. Лодка ждёт весеннего ветра. Человек это сделал, значит он есть. Ритм хороший.
3-я строка как самостоятельная строка. Значит. Никого носом по ветру не вижу, кроме лодки. Ничего не могу понять, что хотел сказать автор. 3-ю строку не понимаю. Загадка какая-то. Представлю, что я ребёнок, и что я должна увидеть? Собака носом по ветру водит…

Оценка: 3+3, 3+4, 4+2, 6 + 3, 7+2, 7+4, 7+4, 5+4 = 42+26+5=73


9.  20)Скованы волны
Стелется глянцевый путь
Байкал подо льдом                (Мария Абазинка)
*
Комментарии:
5-7-5;
три самостоятельных предложения, "глянцевый" - оценочно и метафорично;
рваная картинка
Нет общей картинки. «Глянцевый» звучит метафорично.
«Проложена дорога
По льду Байкала»?
 - Зримая картинка: «неведомая, дикая, седая»(с). Но это пейзаж, к которому есть претензии: глянцевый и стелется, да и скованы… Кроме того, резюмирование последней строки. Я вот думаю, что, может быть, последнюю строку переделать на лыжников или сани, упряжку и т.д.
1. Красивый пейзаж, понравился. Вызывает у меня море воспоминаний, эмоций и размышлений. Есть перспектива, уходящая в необозримую даль, но есть и замечания в жанре хайку. Оценка: 7
2. Пейзажная лирика, нет человека, трёхчастность, использовано прошлое время, метафора. Оценка: 2
 - Прекрасная идея для хокку, мне понравилось.
 - Хайку написано в трёх разных предложениях – трёхстишие выглядит «рваным», так как в конце каждой строки находится окончательная синтаксическая перебивка. КИГО – зима. Часть речи слова «скованы» — причастие, образовано от глагола «сковать» в прошедшем времени, совершенного вида. Из-за этого рассеивается и нарушается процесс созерцания. Попробуем нарисовать мгновение – Байкал подо льдом, всё. А где волны, где глянцевый путь? И как нарисовать их? Всё это красивость, оценочность автора и то домысливание, которое должен был нарисовать себе автор, повернув объектив в сторону. Всё сказано, и размышлять не о чем. А жаль, красивостей на Байкале хватает, чтобы пленяющую красоту отнести к мгновению вечности.
Очень красивый пейзаж, но почему-то «глянцевый» вызывает у меня не лучшие ассоциации.
 - Три части - это главная ошибка. Первая строка - оценка. Как могут быть волны быть скованы? Взаимоисключающие явления. Много раз рассматривала подобные красивые фото с Байкалом подо льдом. Может быть, имеется в виду рисунок льда, напоминающий волны? Тогда да. Но в таком случае - фантазия автора, навязываемая зрителю. Стелется -олицетворение.

Оценка:  4+3, 3+4, 4+2, 7+3, 7 + 2, 7+3, 7+3,7+2=46+22+5=73

10.  6) узор на окне
   скопления Плеяды
    в пламени свечи             (Татьяна Янковская)
*
Комментарии:
5-7-5; не поняла - что такое "скопления Плеяды"?
картинка не рисуется - не вижу ни природы, ни человека.
Недоступно моему воображению, поэтому
- Пошла еще раз полюбовалась картинкой неба со скоплением Плеяды. Интеллектуал писал. Кстати, у многих народов появление поутру этого скопления считается приходом весны. Здесь есть все: человек (свеча в доме), Вселенная, отраженная на морозном стекле. И так было столетиями.
Оценка:
1. Интересная картина, понравилась. Есть перспектива от человека до космоса, да ещё и сквозь узор на окне. Оценка: 9
2. Небольшое замечание: использовано множественное число, что не приветствуется в жанре хайку. Оценка: 4
Оценки:
Понравилось, по ритм уже говорить не буду)))
- Не очень понятно, как светят Плеяды в пламени свечи, не могу представить, к сожалению.
- Не смогла представить в пламени свечи созвездие. Хотелось бы широты, объёма. А здесь картинка мелкая.
Плеяды хорошо видны зимой в северном полушарии. Так что, киго явное, да ещё и узор на окне. Но у меня сомнение над искусственностью образов. Разве можно разглядеть через узор на окне да ещё в пламени свечи, что это за скопление звёзд? Как-то искусственно. Не верю… Надуманно.
По 2 оценке: метафора в 2-3 строках. Разве скопления Плеяды в пламени свечи?

Оценка: 2+3, 2+2, 9+5, 9 + 4, 7+2, 3+4, 4+3, 4+4 = 40+27+5=72

11.  10) свечки каштана
   тает мерцание звёзд
     во мраке ночи            (Татьяна Янковская)
*
Комментарии:
5-7-5;
свечки каштана - весна?   остальное - красивость.
 - Свечки – метафора, ЦВЕТЫ каштана, «тает мерцание» (снег тает). Мрак и ночь, как масло масляное.
 - Отличное произведение: в нём летняя ночь, вселенная, простор, великолепие. Но это только пейзаж. М.б. в третьей строке притянуть чей-то дом (тает мерцание звёзд в ночном окошке)?
1. Понравилось. Есть перспектива. Хайку вызывает чувства и размышления, но есть замечания по жанру хайку. Оценка: 5
2. Пейзажная лирика, нет человека. Метафора. Оценка: 2
 - Хорошее хокку, смущает, что нет зимы, вроде как тема про неё, но может я что-то упускаю)))
 - Мрак ночи – перебор, на мой взгляд. Картинка сложилась, перспектива…Красиво и немного таинственно.
 - Лето опять.. Ритм неплохой, "ночь" и "мрак" - слова с одним значением.
Вот у меня вопрос к автору: если мрак ночи, то откуда видны «свечки» каштана? Искусственность налицо! Красивость! Олицетворение «тает», метафора… оценочное «мрак». Эх, картинка была задумана красивая, но не продуманно, чего-то не хватает. Человека точно…

Оценка: 3+3, 7+5, 5 + 2, 6+3, 6+3, 4+2, 6+3, 4+2 =41+23+5=69

12. 21) белое поле
  рисует балеринка
    цепочку шагов             (Елена Графская)
*
Комментарии:
Балеринка – круговое сверло? Ничего не складывается в картинку.
Оценка:
1. Возможно, это шаги ребёнка по выпавшему снегу? Если воспринимать хайку буквально, тогда она вызывает у меня добрые чувства, улыбку и размышления. Автор смотрит на первые шаги девочки. А впереди вся жизнь, как белый лист … Есть перспектива, но есть и замечания по жанру. Оценка: 7
2. Есть указание на цвет, использовано уменьшительное, метафора. Оценка: 2
 «Балеринка» — это круговое регулируемое сверло с резцами, предназначенное для получения отверстий большого диаметра, обычно в дереве, фанере и кафеле. Иногда «балеринкой» называют циркуль. Если это так тогда понятно, что за следы на белом поле. Хайку – это монохромность. Стараемся избегать цвета. КИГО нет и нет пейзажной лирики. И всё-таки это сенрю, хоть и завораживает внимание, ведь главная мысль трёхстишия - это человек и то, что связано с ним, причём в ироническом ключе. Не всё, что нам близко дорого.
- Долго не нравилось, но в итоге меня подкупила многозначность образов – думающий человек писал: это и сверло по кафелю (гугл сообщил), это и робкая девочка-балеринка, это и образ ветра в поле. Скорее всего, что-то еще – не догуглила.
Глагол «рисует» на своём месте во всех значениях. В итоге – очень понравилось.
Оценки:
Балеринка как-то не вписалась в хокку, может стоит заменить это слово.
- Почему балеринка? Какой-то тайный смысл.
- Балеринка не вписалась в моё восприятие. Зимой балет? Ритм не плавный.
С балеринкой мне не понятно… простите…но что-то интересное. Цвет – нежелательное. Может быть – снежное поле?

Оценки: 2+2, 5+3, 7+1, 7 + 2, 8+5, 5+2, 3+3, 5+3=42+21+5=68

13.  1)Снежные розы -
  Нерукотворный узор,
   Вытканный ночью             (Носящая Цветы)
*
Комментарии:
5-7-5;
 - картинка красивая, морозные узоры на стекле - по-моему, это вечное;
но вряд ли это хайку - вторая и третья строка поясняют первую,
нет напряжения между частями, нет разночтения, нет человека.
Понятно, о чём написано, но метафоры всё портят.
- Присутствует мост в прошлое-часть речи слова «вытканный»—это причастие, образование от глагола «выткать» в прошедшем времени, совершенного вида.Это мешает создавать невидимые внутренние мосты, которые предоставят читателю достраивать самому в своём воображении и ощущении (см. 25 Конкурс ЛС).Стараемся избегать присутствия негативных чувств и отрицания, отрицательных частиц «не», «ни» (п.19 тезисы-принципы написания хайку).Между частями не ДОЛЖНО БЫТЬ объяснения, дополнения. КИГО - зима.Тире (кирэдзи) после первой строки не нужно – здесь кирэ (цезура-kire прерывает стих (речевой поток) в целях создания пространства для нового поэтического аспекта) из 2-х существительных в именительном падеже в 1 и во 2 строке. В хайку вырисовывается цельная картинка мгновения, которое имеет перспективу, но слишком общая и потому недостаточно затрагивает чувства. Если отретушировать, мгновение можно созерцать вечно.
- Достоинства: отличная картинка, греет мысль, что летом окно украшают розы
в горшках, а зимой – розы на окнах,
Смущает слово нерукотворный – слово-штамп и вариант одночастного прочтения хайку.
 - 1. По существу здесь нет картины, нет пейзажа. Думаю, автор не справился с заданием конкурса показать перспективу в хайку. Оценка: 2
2. Похоже, это не хайку, а мысли вслух. Оценка: 1
- Очень красивая картинка, но кажется немного вычурной. Бездыханная. Пейзажа не наблюдаю.
- Розы и узор - разные вещи.. Для меня узор на стекле - пейзажи, а не розы.
Ритм не плавный во второй строке.
- Слова и словосочетания с частицей «не» воспринимаю в хайку как чужеродное. В нём и оценка, и навязывание сравнения – как будто бы руками. Снежные розы – метафора. Посыл в прошлое, может быть уточнение тоже навязывание – почему ночью, а не утром, к примеру? Автор как бы приказывает, как надо думать. Созерцатель откуда знает, что узор выткан за ночь?
Ритм – дактиль для ЯСов, а не для хайку. Человек присутствует косвенно в сравнении. Понравилась фонетика розы-узор – это красиво.

Оценка: 3+3, 5+2, 6+2, 7+4, 2 + 1, 4+3, 7+3, 8+2=42+20+5=67

13.  26)навис над лункой
   рыбак в волчьей папахе
    клюёт ли щука?                (Иррациональное Число)
*
Комментарии:
5-7-5;
волчья папаха кажется здесь излишней подробностью -
какое имеет значение головной убор рыбака?
и как это он "навис" - в воздухе болтается?
оценка
 - Смущает наблюдение за клёвом… Глядит на лунку
Рыбак тепло одетый
Улов приснился )))
 - Попробуем нарисовать это мгновение – водоём, лунка, рыбак в шапке. Как нарисовать папаха, да ещё и волчья – оценка автора, и вопрос – клёв щуки? А может ещё какой-то рыбы – домысел автора, а это прерогатива читателя. Нет пейзажной лирики. Нет КИГО – рыбалка может быть и поздней осенью, зимой и ранней весной. Автор использует глагол «навис» в прошедшем времени, совершенного вида. Простите, но это сенрю или фристайл, в которых можно всё – ограничений нет, нет сезонных слов, зато есть бытовые сценки, текущие события и т.п. Не возникает послевкусия к трёхстишию.
1. Перспектива сфокусирована на человеке. Видимо, это рыбак и охотник, что свойственно человеку. Картина вне времени и пространства. Оценка: 6
2. Третья строка не в духе хайку, это мысли вслух. Оценка: 3
 - Замечательно, вроде все соблюдено, а оценки – мой личное ощущение по принципу (нравится-не нравится).
 - Нравится, потому что вызывает улыбку каждый раз. И папаха его забавная, и любопытство естественное, и в тоже время, сказку напоминает про Емелю, и про волка с лисой. И картинка – на льду рыбачок одинокий сидит…пейзаж и перспектива.
 - Почему не просто "рыба", а именно щука? Можно подумать, что это намёк на сказку про волка, как он рыбу ловил и хвост отморозил. Мысли мечутся, меня отвлекает это. Ритм не плавный.
-  Стык в-в. Две части об одном. Хоть птиц какую рядом поставить или ещё кого ли чего… Волчья – действительно вытягивает ассоциации на известную сказку. Последнюю строку я бы заменила… Не привыкла к таким вопросам. Да ещё и уточнение – щука, а почему не язь? Ряпушка?

Оценки: 3+2, 4+4,  3+1, 6 + 3, 7+2, 8+4, 5+3, 5+2=41+21+5=67

14.  23) сорока на ветке
   монеты лунарии
   в россыпи снега              (Татьяна Янковская )
*
Комментарии:
 - не знаю, что такое "монеты лунарии", видимо что-то из темы "сорока-воровка",
но картинка не сложилась.
Не вижу картинки. Загадка?

Мне как нумизмату близкое. Плоды лунарии действительно напоминают старинные монеты. Вот сейчас сорока их склюёт – ужас какой – ничего не оставит. Понравилась мне зарисовка, тоже пейзажная, но «монеты» добавляют в хайку человека – так думаю. Два предлога.
1. Какая связь между двумя частями хайку – сорокой на ветке и цветами Лунарии? Извините, не поняла это произведение. Оценка: 3
2. Пейзажная лирика, нет человека. Нет связи между двумя частями хайку. Оценка: 2
 - Лунные блики на снеге, понятны, но само слово -лунарии - выглядит чуждым.
 - Лунария в снегу - очень красиво, но причем здесь сорока? Не связываются две части, и метафора, хотя цветы лунарии, действительно, как монетки. Первую бы строчку изменить…
 - Человека нет, перспективы тоже. Ритм хороший.
 - Ой! Как здорово! Сорока любит всё блестящее! А тут такое! Ай, да молодец, автор! Угодил. Разночтение. Но… метафора. А что такое россыпь снега? Не поняла. Россыпь относится к монетам, а не к снегу. Так как что-то видимо отдельное, а не цельное. На частички… Нет человека. Маленький намёк – лунария. Не знаю, растёт ли в дикой природе… Обычно сеют…

Оценка: 4+3, 2+2, 9+4, 3 + 2, 5+ 2, 4+3, 5+4, 9+3=41+23=64

14.  25)крошки на снегу
  звонкие голоса птиц
     вдруг улетают                (Татьяна Шадуя)
*
Комментарии:
5-7-5;
прямое указание на звук не очень хорошо,
и кто же улетает - крошки, голоса или птицы?
но картинка чёткая.
Картинка знакомая, но разорванная. Читается: «Звонкие голоса птиц вдруг улетают»
 - Де жавю, крошки с птицами уже были. Но работа есть, значит работаем. Процесс написания хайку сравнивают с творчеством живописца, который воспроизводит увиденное в пейзаже сезона и не навязывает нам своих чувств, не называет их. Сама картина вызывает эти чувства. Попробуем разобраться с этой картиной, мгновением. Рисуем – крошки на снегу, птицы, летящие и сидящие, как нарисовать звонкие голоса – оценка автора, «вдруг улетают» - оценка автора. Много лишних слов, мешающих восприятию. Нет КИГО. Есть кирэ из двух существительных в именительном падеже. Но есть и явный провал в ритме. В 1-ой строке – ударными являются 1 и 5 слоги. Мосты недосказанности прорисовываются, а значит, попытка произвести посыл к вечному была.
Зарисовка, которая пока не удалась: «звонкие» не нарисуешь, «вдруг» надо совсем исключить. Голоса улетать не могут, а именно они улетают. Вопросов больше, чем ответов.
Зимой нет звонких голосов у птиц, хотя голоса есть. (звонкий – м.б. клёст, но не уверена)
1. Мы видим крошки на снегу. Видимо, для птиц. И это хорошо и правильно, но мало затрагивает чувства. Есть связь природы и человека. Не знаю, как долго можно созерцать эти крошки на снегу. Не уверена, что видны улетающие птицы. Оценка: 6
2. В жанре хайку рекомендуется воздерживаться от описания звуков. Оценка: 3
 - Не очень понятно отчего улетают, хоть бы намекнули))) в целом интересно.
 - Маленькая картинка и суетливая. "Звонкие" - описание звука. "Вдруг" - отвлекает от созерцания.
 - здесь полно нарушений тоже: прилагательные оценочные, звуки, наречие. Голоса улетают? Или кто улетает? Нежелательное разночтение.

Оценка: 5+3, 3+3, 5+3, 4+3, 6 + 3, 5+ 3, 5+ 3, 3+2=36+23+5=64

15. 8)заснеженный лес
   бусины на рябине
    синицы и дрозд             (Татьяна Шадуя)
*
Комментарии:
5-7-5;  я не орнитолог, но у нас дрозды не зимуют,
а синицы не клюют рябину.
Дрозд-рябинник зимует в Средней полосе. Три строчки не связаны между собой. Есть метафора.
-  Ещё одна красивая пейзажная картинка не несущая никаких ассоциаций. Присутствует гармония, но всё досказано, и размышлять не о чем. Прилагательное – заснеженный – это мост в прошлое, снегом покрытый лес когда-то в прошлом. Синиц зимой в лесу нет. Да и дрозды не прилетели ещё. И причём рябина? Понимаю, что дрозды любят рябину, но не поняла тогда какой сезон? Снег, рябина – то ли зима, то ли поздняя осень, а может ранняя весна, но у нас плоды рябины к весне съедают клесты и снегири. Важны не сезонные слова сами по себе, а образы, которые они вызывают. При этом важно находить точные и лаконичные слова, переносящие читающего в то же самое ситуативное пространство действия хайку, что подразумевал автор. То есть - КИГО нет. Не нужно писать хайку в трёх разных предложениях – трёхстишие выглядит «рваным», в конце каждой строки находится окончательная синтаксическая перебивка. Хайку должно читаться легко и естественно. Ритм должен быть плавным. Не должно быть явных провалов в ритме, как в 1-ой и 3-ей строке – здесь ударными являются 2 и 5 слоги. Но кроме ЗРИМЫХ ОБРАЗОВ в трёхстишии есть звучание – и это радует. Перспективы не вижу. Произведение не затрагивает чувства, всё слишком запутанно.
 - Мне мало пейзажной картинки, хотя она интересно сделана: бусины – птицы. Мне нужен человек. Пусть он их покормит, например. Сделано без глаголов, прилагательное «заснеженный» не портит хайку.
1. Красивый пейзаж, и что? Оценка: 4
2. Пейзажная лирика, нет человека. Использовано прошедшее время, есть множественное число. Оценка: 2
 - Какое-то чувство скуки, бесперспективно.
 - Интересный образ рябиновых бус, вспомнила, как делала их сама. Первая строчка не интересная, нмв. "Бусинына" - сливается в одно и ритм в этой строке суетливый. Птиц слишком много. Вот если бы были только синицы, было бы лучше.
 - Три части вместо 2-х. И почему мн. число? Метафора – бусины. Хотя… может, и правда бусины? Откуда они зимой? Сосульки? Нет, всё-таки метафора – ягоды-бусины. Жаль…
Картинка пейзажная, но напряжение и игры образов не возникает.

Оценка: 4+3, 4+3, 4+2, 7+4, 4 + 2, 4+ 2, 6+ 3, 4+2 = 37+21+5=63

16. 13)Шаги не слышны
 Сверкающим облаком
    Пар застывает             (Мария Абазинка)
*
Комментарии:
5-7-5;
это баня или чайник? есть человек, но нет природы,  да и хайку нет.
Не поняла о чём речь. Хайку ведь не загадка ))).
- Хоть хайку интересно и завораживает внимание, но возникает недопонимания от увиденного. Внутренне хайку делится на две смысловые части 5+12. В одной из этих частей, как правило, должно содержаться «КИГО» – сезонное слово или словосочетание, дающее понять, в какое время года происходит действие стиха. Но этого нет. Возможно зима – когда из бани выходишь в мороз – пар застывает облаком вокруг, а если солнце светит, то и сверкает в лучах солнца, но снег под шагами скрипит, а здесь автор пишет, что они не слышны. Избегаем: использование невещественных существительных; отрицания, отрицательных частиц «не». Не хватило штрихов, чтобы остановиться и долго созерцать.
- Я так поняла, что идёт по морозу человек, пар от его дыхания, хотя скрип шагов не слышен. А может, как раз дать скрип этих шагов (скрип быстрых шагов), иначе как изобразить на картинке беззвучные шаги?
Сверкающим облаком – олицетворение. Пар застывает – есть сомнения из курса физики, пар исчезает. И опять-таки не изобразишь…
1. Интересное стихотворение, интересная картина, сосредоточенная на человеке в морозный день. Есть перспектива движения вперёд человека в сверкающем облаке. Использование звуков в жанре хайку не приветствуется, однако, смущает меня первая строка. Оценка: 6
2. Оценка: 4
 - Тоже замечательная идея для хокку. Но точно ли – шаги не слышны? На морозе-то?
- Не совсем понятно, не хватает конкретики. Посыл в вечность присутствует, как и отрицание.
 - И снова зачем писать о несуществующем. Не слышны шаги, ну и ладно. На картинке как это изобразишь, звук? Сравнение. Описание физического явления как-то не очень для хайку… И ещё получается: шаги не слышны сверкающим облаком – это как?

Оценка: 2+1, 2+2, 5+2, 5+3, 6 + 4, 6+2, 4+3, 4+2=34+19+5=58

16. 22)метелит с утра
   на проезжей дороге
     сосед в ударе             (Арина Шик)
*
Комментарии:
5-7-5;
сосед, наверное, не в ударе, а в угаре,
если метелит кого-то на проезжей дороге)
3 предлога это много))) Почему дорога проезжая? Обычно говорят проезжая часть дороги. Есть какая-то двусмысленность.
- И опять употребление фразеологизма – «в ударе». Что это значит? Быть в таком состоянии, в таком настроении, когда все силы находятся на подъёме, быть в возбуждении. Автор использует в трёхстишии глагол совершенного вида, а значит, имеется мост в прошлое. Присутствует навязываемая оценка автора. Также автор использует приём поворотной строки, когда есть разночтение – 1+2 и 2+3. Это даёт дополнительные образы, ассоциации. КИГО нет. Метелить может и поздней осенью и зимой и ранней весной. Три предлога это много. И всё же это не хайку, а сенрю. При написании сенрю, допускаются некоторые вольности - нет сезонных слов, зато есть бытовые сценки, текущие события и т.п. Правильнее говорить поэзия, связанная непосредственно с человеком и тем, что с ним происходит, а природа идёт фоном. Явный провал в ритме. В 1-ой строке – ударными являются 2 и 5 слоги . Удачи автору, задумка интересная. Но чтобы увидеть связь с вечностью мне чего-то не хватило.
- Эх, такая удачная находка, как идиоматический оборот «в ударе» сыграл с автором злую шутку – он лишний, раздражает, вносит сумятицу в душу – мы не понимаем, что с ним, с соседом – работает бойко, пьян ли, пляски пляшет. А может, здесь и прямое значение: ударили его. И поэтому остается недоумение. А мысль изначально отличная.
1. Не очень понятно в этом контексте выражение «сосед в ударе», что же он вытворяет, что именно мы должны созерцать? Оценка: 3
2. Не знаю, что и думать, извините. Получается даже одночастность: метелит сосед на проезжей дороге сосед в ударе (кого-то). Три предлога, два наречия, определение (многовато для хайку). Оценка: 3
 - Странное хокку, не очень понятное, не вижу картинки.
- У «метелит» явно двойное прочтение, кому-то не поздоровилось, тогда это бытовая сценка, не до вечного.
 - Третью строчку нужно вообще не про соседа написать. Для присутствия человека достаточно проезжей дороги.

Оценка: 5+3, 3+3, 5+2, 7+4, 3 + 3, 3+1, 2+2, 4+3=32+21+5=58

17.  7)снегом укрыты
  ели и сосны в лесу
    зимняя сказка             (Вера Аношина)
*
Комментарии:
5-7-5; картинка красива и понятна,
но не хайку.
 - Красивая пейзажная картинка не несущая никаких ассоциаций. Всё досказано, и размышлять не о чем. Слово «укрыты»-причастие, образованное от глагола «укрыть» в прошедшем времени и совершенного вида (см. п. 5-тезисы в помощь написания хайку), отражающие основные принципы написания хайку: отсутствие досказанных мостов в прошлое.Используем только глаголы настоящего времени несовершенного вида.Хайку распространяется в пространстве, а не во времени.Две части имеют видимую связь.Автор использует сезонное слово «снег», вызывающее у читателя ассоциации зимнего пейзажа, но при этом самого времени года не указываем: зима, начало зимы, зимняя и т.д. Здесь получается масло масляное–в первой части–КИГО–зима и во второй части автор использует слово–«зимняя» сказка–прямое упоминание времени года.Картина мгновения есть, пленяет очарованием, но чего-то не хватило для связи с вечностью и созерцания.Это не хайку.
 - Последняя строка убила всю сказку произведения. То, что это зимняя сказка мы должны почувствовать сами, читателю ничего называть не надо. Срочно надо переделать третью строку, добавив человека. М.б. поворот лыжни (как вариант)
1. Зимний лес, но чего-то не хватает по существу. Третья строка не в духе хайку. Оценка: 4
2. Пейзажная лирика, нет человека. Использовано прошедшее время. Оценка: 2
 - Наконец-то есть ритм, но не чувствуется сказки, о которой намекает автор.
 - Не за что зацепиться, все обычно. Зимняя - назван сезон, сказка - не для хайку.
Оценки:
А в чём сказка, где она видна здесь? Всё обычно.. Ритм хороший.
- дактиль нежелателен, слипание и-и. Невещественное оценочное в 3-ей строке. Глагол совершенного вида в прошедшем времени в роли определения, в принципе не так страшно. Ни о чём. Всё сказано. Ну, укрыты, зима. А сказка-то откуда? 3-я строка поясняет 1-2 строки. Чтобы сказка началась нужна какая-нибудь закорючка в идее образа и читатель сам решит, сказка это или нет.

Оценка: 3+1, 5+1, 4+4, 4 + 2, 6+2, 3+2, 5+4, 3+2= 33+18+5=56

18. 15) Тропок сплетенье
  Прячет позёмка в саду,
   Я заблудилась.             (Носящая Цветы)
*
Комментарии:
5-7-5;
инверсия, олицетворение, первое лицо, прошедшее время глагола -
веер ошибок, а лучше бы веер смыслов.
Неточность: позёмка – это когда ветер гонит снег, перемещает его. Сад – не лес, там трудно заблудиться. «Я» всё портит
 - В хайку автор должен быть за кадром. Пишем от третьего лица. И глаголы тоже. Без местоимений. Автор использует глагол прошедшего времени, совершенного вида, присутствует олицетворение. Желаемый эффект от прочитанного не появился – не затронуты чувства и нет послевкусия.
- Какое замечательное начало, сколько музыки, изящества в первых двух строках. И вдруг – такая грубая ошибка: присутствие героини в хайку. Надо срочно исправить, убрать этот личностный момент. Прячет позёмка – олицетворение. Третья строчка с глаголом прош. Времени, но мне её совсем не хочется обсуждать.
 - 1. Картина: позёмка в саду. Не знаю, как можно заблудиться в саду? Поэтому хайку мне кажется надуманной. Оценка: 3
2. Повествование от первого лица, олицетворение. Оценка: 2
- Первое лицо появилось, сплетение тропок зимой в саду. Что там делать? Не естественное что-то, на мой взгляд. Перспектива не сложилась совсем.
 - Сад может быть большой городской. Позёмка действительно покрывает сплетение тропок, поэтому легко заблудиться в них и заблести в глубокий снег. "Я" портит всё. Ритм хороший.
 - Между 2-мя частями ставится «поэтому», это говорит о том, что нет противостояния, одна часть объясняет другую. См. конкурс №7 «Невидимая связь в хайку», там об этом говорилось. Присутствие автора не предусмотрено по этому жанру пейзажной лирике. Олицетворение. Прошедшее время глаголов. Все эти технические упущения не позволяют оценить красоту представленной картинки, а значит перенестись куда-то к вечному. Тропок сплетенье под позёмкой разве видно? Это предположение автора – навязываемое рассуждение. А не картинка для созерцания, простите… И снова этот навязчивый трёхстрочный дактиль…

 Оценка: 4+2, 2+1, 4+2, 8+3, 3 + 2, 2+2, 7+3, 4+1 = 34+13+5=53

18.  17)птичьи гнездовья
    воспитывает зяблик
      малых кукушат             (Иррациональное Число)
*
Комментарии:
5-7-5;
больше похоже на детскую сказку,  чем на хайку;   «малых кукушат» лучше заменить на «птенцов кукушки» и слово «воспитывает» применимо ли? А мысль хорошая.
птичьи гнездовья
у зяблика под крылом
птенцы кукушки
 - Это не хайку. Хайку ещё в Средние века было названо поэзией искреннего чувства и глубокой мысли. Для того чтобы хоть на секунду изменить читающего, чтобы соединить в трёх строках вечное и преходящее, природное и человеческое, высокое и обыденное - чтобы сказать многое через малое, показав при этом тесную взаимосвязь всего сущего, хайку должно уметь сгустить ощущение, воспоминание, чувство. Чего я не увидела. Ведь важные принципы поэзии хайку – недосказанность, многозначность и послечувствование. Картина, без домысливаний, игры образов и не строятся мосты.
1. Интересная тема, но спорная для жанра хайку, по-моему. Наверно, лучше сказать «гнездо». К тому же воспитание – это процесс. Скорее всего, зяблик кормит кукушонка, а тот выталкивает из гнезда яйца зябликов или вылупившихся птенцов. Какое тут может быть воспитание, не знаю. В общем, нарисованная картина кажется мне надуманной, вызывает у меня недоумение, извините. Оценка: 4
2. Пейзажная лирика, нет человека. Использован глагол описывающего характера «воспитывает». В жанре хайку рекомендуется избегать негативных чувств, а здесь ощущается негативный подтекст. Оценка: 2
 - Как-то не приглянулось, извините.
- Выбиваются «гнездовья», и как там зяблик воспитывает или нет…не ясно, очеловеченный зяблик.
 - Суетливо, человека нет, перспективы тоже. И размышления негативные. Не зима.- Что значит «воспитывает»? Две части об одном. Но… кукушата делают своё дело – рождаются ассоциации. Но прилагательное лишнее – кукушата ведь не могут быть большими! Лишние слова в хайку – недопустимая роскошь. Нет человека.

Оценка: 2+2, 4+4, 3+1, 4 + 2, 4+ 1,  5+3, 4+3, 4+2 = 30+18+5=53

19.  3)Укрыта земля
    Ожидание чуда
    Подснежники спят             (Мария Абазинка)
*
Комментарии:
5-7-5;
три предложения - ни о чем; Набор самостоятельных предложений.
 - На первый взгляд красивая картинка, но не нужно писать хайку в трёх разных предложениях–трёхстишие будет выглядеть «рваным», если в конце каждой строки находится окончательная синтаксическая перебивка.Гармония нарушена, по причине перегрузки хайку мелкими деталями, подробностями, мельтешащими перед глазами, а поэтому, переводя внимание от одного предмета к другому, не связанными друг с другом, внимание рассеивается и нарушается процесс созерцания.Хайку должно читаться легко и естественно. Ритм должен быть плавным.Т.е. не должно быть явных провалов в ритме, как в 1 и в 3 строке-ударными являются 2 и 5 слоги.Часть речи слова укрыта—причастие в прошедшем времени, совершенного вида–это мост в прошлое–когда-то в прошлом укрыта земля.Не используем невещественные существительные – «чуда». Игра образов, не строятся мосты ни в накопленный багаж прошлого, ни в предвкушение будущего.Не возникает послевкусия-однодневное хайку
- Отличная мысль заложена в произведении, но выражена не очень удачно: упоминание чуда быть не должно, это мы, читатели, должны почувствовать приближение чуда цветения подснежников.
Трёхчастность не украшает хайку. Два глагола в прошедшем времени. Еще хорошо бы с человеком связать. Лично для меня это просто необходимо в хайку. Просто пейзаж – мало мне, как читателю.
1. Возможно, это и не «однодневное» стихотворение, но перспективы не вижу. Есть только укрытая снегом земля. Нет и человека. Оценка: 2
2. Много замечаний по жанру хайку: трёхчастность, олицетворение, прошлое время, вторая строка совсем не в жанре хайку, нет человека, есть только пейзаж. Оценка: 2
 - Какое-то неровное, рваное чувство, не могу даже объяснить, как-то не очень пришлось по душе, извините.
- Спят подснежники или нет, можем только догадываться. Красивая метафора. «Ожидание чуда» – с хайку не очень вяжется.
- а здесь разочарование во 2 строке… Зачем? Лишняя строка отнята из пейзажа и занята оценкой. Олицетворение в 3 строке. Не могу воспринимать эту хайку… 3 части, вместо 2-х. Сразу видно – у нас новичок. Простите за низкие оценки. Человека нет. И ещё, земля-спят – рифма ассонансная, это недопустимо.

Оценка:  2+2, 3+3, 4+2, 4+2, 2 + 2, 5+1, 2+2, 4+1 = 26+15+5=46

===============================================


ИТОГИ 26 КОНКУРСА "Перспектива в хайку":

1-е место:   №5 - 102 баллов (Арина Шик)

2-е место:   №16  - 96 балла  (Вера Аношина)
            
3-е место:   №19 - 92 балла  (Наталия Белоус)

4-е место:   №4 - 90 баллов (Елена Графская)

             №11 - 90 баллов (Арина Шик)

5-е место:   №12  - 86 балла (Елена Графская)
               

Итак, насладимся ещё раз. Вот наше достижение в этом конкурсе:

1-Е МЕСТО (500 премия)
5)  тополиный пух
  между небом и землёй
     стая голубей
                (Арина Шик)

*         

2-Е МЕСТО  (400 премия)
16) крыша в сосульках
  капли на землю летят
    солнечным утром
                (Вера Аношина)

*         

3-Е МЕСТО (300 премия)
19) Сосны на сопке.
  Мчатся с пологой горы
    Финские санки             (Наталия Белоус)


*

4-Е МЕСТО  (по 200 премия)
4) заснеженный сад
  склоняется до земли
    белая сирень
                (Елена Графская)
и

11) снежинки блестят
  на плечах у торговки
   пуховый платок
                (Арина Шик)

*

5-Е МЕСТО (100 премия)
12)лопата в руках
вверх-вниз наперегонки
падает снег
            (Елена Графская)

*

Поздравляем наших призёров и всех участников с прекрасными, интересными работами! Все славно потрудились! Баллы призёрам переведены:

2027 25.02.2019 01:50 Перевод автору Елена Графская 4 -306
2026 25.02.2019 01:49 Перевод автору Наталия Белоус -306
2025 25.02.2019 01:48 Перевод автору Вера Аношина -408
2024 25.02.2019 01:47 Перевод автору Шик Арина -714
2034 27.02.2019 16:20 Перевод автору Шик Арина       - 204

Лучший обзор, признано, написала Арина Шик! Награждена 200 баллами!

С вами ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова.