Новогодние сюрпризы

Татьяна Боженкова 2
Я решила, что этот Новый год  должна встретить как-то необыкновенно, не традиционно. Надеялась удрать от всех забот и хлопот  Нового года, связанных с празднованием и особенно подготовкой к этому празднованию. Недолго думая,  взяла билет на поезд до Москвы,  поразмыслив,  взяла  второй  билет от Москвы до Владимира.
Уезжала я 29 числа: с 29 на 30 в ночь. С первого момента начались экстримы: когда  уже села в поезд, то поняла, что обед, а ехать мне больше суток,  оставила дома: кусочки мяса, солёные огурчики, заварка чая, булочки. Аж, слюнки потекли при воспоминании. Весь полностью набор вкуснятины остался на подоконнике, дома. Ладно, думаю - тут же есть ресторан, в конце концов, раз в жизни я могу себе позволить шик на Новый год. Но этот ресторан оказался такой заоблачно дорогой, что кусочек мяса  обошелся мне почти в стоимость целой коровы. Но всё-таки с голоду я не умерла.
Со мной в купе ехала очень приятная пара: брат и сестра – немного моложе меня. Они и не дали мне умереть голодной смертью – отпаивая меня чаем.  С сестрой мы, без умолку, болтали, а брат, почему то стоял в коридоре, не проронив ни слова, прижавшись лбом к оконному стеклу. Я решила, что он любуется на снег, летящий за окном, на перелески, переезды с вереницей машин. Наконец, вечером, когда он уже улегся, оказалось, что у него сильнейший кашель, он без конца глотал таблетки  и кашлял, не давая нам уснуть. Во Владимир я приехала с температурой и тоже с кашлем, видать заразилась,  подхватив какой-то вирус. Очень даже кстати, начинать поездку с болезни!
Хотя я уже глубокий пенсионер, но душой – молода, а потому не даю расслабляться и телу, пусть тянется за молодой душой.  Это я к тому, что беру в поезде верхнюю полку:  по ногам никто не прыгает,  не тревожит – лежишь, расслабленный и наблюдаешь в окно за мельканием деревьев, за пролетающими домиками дач, за шлагбаумами, в общем, любуешься на красоты нашей русской, милой действительности. Да и цена на верхнюю полку на 1,5 тысячи дешевле, тоже немаловажный фактор. Взлетела я на полку, как пёрышко, и всё было бы прекрасно, если бы не металлическое ограждение, которое теперь крепят с краю полки, чтоб не упасть. Да я и так не падаю, на трезвую голову ведь еду. А вот коварства этого ограждения никак не ожидаешь, а оно тебя поджидает в самый неожиданный момент: только я начала задрёмывать, как по спине мне хлабысь,  спросонья и перепугу, я, аж, подпрыгнула на полке. И так трижды оно проделывало со мной злую шутку, а деть его некуда, матрас утоплен  как в короб и под него это чёртово ограждение не спрячешь. Но после трех раз падения ограждения мне на спину, я не выдержала, и положила его под себя, сверху матраса, и,  в жутко неудобной позе, как на дыбе, ледяные трубки впивались в меня, напоминая инквизицию, наконец, уснула сном младенца, предвкушая интересную поездку.   
Уже в поезде, я стала рассматривать билеты, чтоб определить, когда  приезжаю в Москву, и когда  отправляюсь во Владимир. И о, ужас,  оказалось, что разрыв между поездами  всего 40 минут,  а мне уезжать с другого вокзала.  Да, там между вокзалами всего одна станция метро, но расстояния московские - это же безумие. Да ещё и толпы народа, которые, когда опаздываешь, так и норовят кинуться тебе под ноги, а то и сбить твой весёленький галоп.  В общем, упрашивая всех выпустить меня из московского поезда первой, на всех парусах, перескакивая ступеньки, несусь, как козочка, волоча за собой чемодан. Запыхавшись, влетаю на Ярославский вокзал, откуда отправляется поезд на Владимир, подбегаю к платформе -  поезда нет. Я в смятении - ушёл! Но смотрю на часы, и ничего понять не могу: еще до отправления поезда пять-семь минут. Куда же девался мой поезд?  Не мог же он раньше уйти?
И тут только понимаю, что напутала со временем отправления: на билете время отхода поезда  из Москвы 1-20, а не 0-20, т.е. у меня разрыв между поездами был
1 час 40 минут, а не 40 минут. Тут из моей груди, вздымающейся от быстрого бега, вырывается звук:  Уфф… и я, уже безмятежно, отправляюсь в зал ожидания. Час пролетел незаметно, потому что наблюдение за суетящимися пассажирами увлекательное и забавное занятие. В назначенное время подали мой состав, и я благополучно уезжаю, как и положено, по расписанию во Владимир.
Описывать поездку от Москвы до Владимира  не буду - всё банально. Только скажу, что, несмотря на плач детей, громкие разговоры, я, свернувшись калачиком на нижней полке, преспокойно задремала. Наверно помогли усталость и волнения.
Во Владимир я приехала в четыре часа утра. Выхожу на привокзальную площадь, снег скрипит под каблучками и порхает в воздухе в свете фонаря. А сам воздух, аж, звенит от чистоты и прозрачности.  Автобусов, естественно, нет. Подхожу к такси, прошу отвезти меня в ближайшую, самую дешевую гостиницу, какой-нибудь  хостел. Мне водитель говорит
 -250 рублей-
-Как 250 рублей,- возмущаюсь я - у Вас в городе всего две улицы, а я в Ростове за 250 рублей, где проживает 1,5 миллиона жителей, проезжаю из одного конца города в другой!-
-Не хотите, идите пешком!- отвечает он мне, резонно.
Ну,  что тут делать: чужой город, ночь, спросить некого, куда идти – неизвестно, пришлось взять такое «дешёвое» такси. Мне пенсионеру, эдакие траты не по карману, но «Се ля ви!!!». Он довёз меня довольно быстро, хотя  и сделал приличный крюк, как потом я поняла.  Оказалось - этот хостел был в двух остановках от вокзала.  Две остановки  250 рублей – это круто!
Хостел - маленькая гостиница, но трехэтажная, очень по-домашнему уютная: номера, естественно, в таких гостиницах общие. Везде чистота,  всё аккуратно: белые простынки, белая посуда на кухне, идеально чистые полы, сверкающие краны в санузлах. Готовить можно на кухне, в наличии и сковороды, и кастрюли, да ещё и сахар, соль и масло за счёт заведения. Всё великолепно.
Но в комнате, в которой меня поселили, а комната небольшая метров 12-14 м2. -  двухъярусные  кровати на шесть человек. Пока комната была  плотно не заполнена: заселены только три – четыре человека, всё было великолепно. Но, когда в номер заселили 6 человек, при этом мужчин и женщин, то это оказалась для меня экстремальная ситуация. И мой кашель, неудержимо  полез верх. Но работники гостиницы показали себя с наилучшей стороны. Когда администратор увидела меня, сидящей на кухне ночью, пьющей стакан за стаканом горячий чай, чтобы унять кашель, то она меня поселила в пустой номер, предупредив:
- Номер не закрывается, замок сломан.-
-Да, что со мной будет, я не редчайшая хрустальная ваза, не украдут же? - ответила я.
И оставшиеся два дня я прожила, как барыня, одна в пустом номере. Но, зато, какая география: в первом номере поселялись люди из Чебоксар, из Перми, из Белгорода, из Москвы, из Екатеринбурга. Каких только наречий там не звучало: они и Окали и Цокали, уже одно это – экзотика. При этом все  милейшие и веселые люди, шутки на общей кухне за чаепитием, вечерами не умолкали. С утра они все до единого уходили на экскурсии, а вернувшись вечером, взахлёб, рассказывали, где  за день побывали и что видели. Я с превеликим интересом слушала их, т.к. два дня не выходила из гостиницы: лечила грипп. А уж о том чтобы побывать в Суздале, в Александровской слободе, где укрывался Иван Грозный, увидеть храм на Нерли и речи быть не могло, потому я впитывала эти рассказы, чтобы, хотя бы заочно, посетить  эти исторические места, куда меня, конечно, тянуло, но грипп не дал мне разгуляться.
На третий день я всё же отправилась на экскурсию по Владимиру.
Город оправдал мои ожидания своей привлекательностью. Еще с детства, увлекаясь архитектурой, живописью и, рассматривая репродукции белоснежных храмов с каменными кружевами по фасаду, я мечтала побывать во Владимире, но за всю жизнь так и не выбралась.
 И здесь я увидела ту красоту, о которой мечтала. Огромные храмы, созданные из белоснежного известняка,  по фасаду вытёсаны  из камня  и фигурки людей, и зверушки, и перевитые ленты, и другие чарующие узоры.  Всё это производило неизгладимое впечатления: гармонии и царственного величия. Соборы  были построены в 12 веке, перенесли и войны, и пожары, нашествия татар, разрушения – всё выдержали. То, что разрушалось, после окончания войны восстанавливалось с любовью и по возможности в первозданном варианте.  А вот Советская власть не пощадила эти памятники старины и многие храмы были уничтожены и разрушены до основания.  Но некоторым повезло, и восстановленные в 90 годах прошлого века, они, по-прежнему, поражают красотой и монументальностью.
 Белокаменный и золотоглавый Успенский собор,  построенный Андреем Боголюбским,  для иконы святой  Богоматери, которая и ныне хранится в храме и зовется Владимирской. Это был кафедральный собор Владимирской Руси, то есть главный. Владимирская Русь соперничала с Киевской, вот и старались её перещеголять. Внутри на стенах  росписи фресками Андрея Рублева и  Даниила Черного. В соборе идет богослужение вечерами, а днем он работает, как музей. В нишах, внутри храма стоят саркофаги с останками князей. В этом же храме был захоронен Александр Невский, сюда его прах привезли из Золотой орды. Позже его останки по приказу Петра 1 перевезли в Петербург и перезахоронили  в Александро-Невской лавре.
Второй - дворцовый храм, то есть возведенный на подворье княжеского дворца - Дмитриевский собор, который и был украшен каменным орнаментом, построенный Всеволодом Большое гнездо, в крещении Дмитрием. Потому храм посвящен Дмитрию Солунскому. Этот работает, как музей. При реставрации при Николае 1, отсекли от здания лестничные башни и галереи, за счёт чего открылся полностью орнаментный рисунок фасада. И здание приобрело устремленный ввысь вид.  В церкви, как экспонаты, находятся икона Дмитрия Солунского и четырехметровый крест, снятый с купола. На купол водрузили во время последней реставрации новый крест.
 Третий храм, который я посетила, Георгиевский - действующий, построен Юрием Долгоруким. Храм сгорел во время городского пожара в 1778г. и восстановлен был, уже в стиле барокко в конце 18века. А, кроме того монастыри 12 века постройки, всего и не перечислить. В центре высятся Золотые ворота – въездные в древний Владимир, дубовые, покрытые медными пластинами, с навершием из часовни «положение риз Богоматери». Редчайший памятник древнерусской фортификации.  Все эти храмы созданы в стиле Владимиро- Суздальского зодчества. Сейчас там разместился исторический музей с диорамой взятия Владимира татарами в 1238году. Наверх к экспозиции ведет узкая каменная лестница со стертыми за века ступенями.      
 В центре города имеются храмы более поздней постройки,  выстроенные в конце 19 века из темно красного кирпича.  Например, Архангельский храм на Студеной горе, построенный в русско-византийском стиле. Из красного кирпича возведены  не только храмы, но и  гражданские здания: дума, водонапорная башня, исторический музей. Водонапорная башня также теперь используется, как музей быта города. Контраст, белоснежных сооружений и темно-вишневых  создали особый колорит города. А плюс ко всему великолепнейший снег, который всё время сыпал и сыпал, огромные хлопья, сказочно-медленно кружили в воздухе, покрывая плотным слоем клумбы, тротуары, одев город в праздничный белоснежный наряд, сгладив, даже все  огрехи, какие встречались в городе.  И был  настолько белый, что хотелось его лизнуть.
 А плюс новогодние огни, веселая музыка, украшенные ёлки, радостные лица людей. Настроение и у меня, благодаря этому стало приподнятым, и  праздничным.
 Побывала я и в костеле Святого Розария, который находился тут же, в центре, не далеко от Золотых ворот. Все эти храмы, слава Богу, в советское время не были взорваны.  В каком-то разместился склад, в другом ещё что-то,  и лишь в 90 годы эти сооружения начали восстанавливать. В костёле я слушала органную музыку. И, несмотря на то, что он не был таким громадным, как в Домском соборе в Риге,  фуги Баха, Вивальди потрясали  мощью звучания. В центре города красовалась старообрядческая церковь из красного кирпича. Но, она находилась рядом с драматическим театром, поэтому,  в свое время,  восстановили её,  не как храм, а  разместили  в ней музей хрусталя, который выпускал завод в Гусь- Хрустальном и фарфора,  который производили во Владимире. В музей я, к сожалению, не попала - был закрыт.
Владимирцы  доброжелательны: мне достаточно было спросить  в историческом музее, для каких целей  возведено это здание?  Тут же, смотрительница прочла, для меня одной  лекцию, что  здание было построено в конце 19 века, как музей. За стеклом  экспозиции жизни города того времени.  То манекен девушки, которая, сидя за столом, пишет, на столе лампа под зелёным абажуром. В другой витрине манекен полового за стойкой, в третьей витрине…. Много фотографий того периода, газета с предложениями руки и сердца: « Отставной офицер ищет барышню полной наружности для заключения брака»  Наряды и обстановка другие, а нравы те же, что и сегодня: всем подавай полненьких, а что же нам худеньким делать, вечно в девках гулять?
Злоключения мои, начавшиеся с первого момента поездки, на этом не закончились. Назад я решила лететь самолётом из Москвы. Билет взяла на сайте и успокоилась. Расстояние от Владимира до Москвы три часа езды, ходят электрички и автобусы.  А, когда накануне отъезда, решила всё же взять билет на электричку от Владимира до Москвы,  тоже по инету, то оказалось, что билетов нет. Уже ночью, часов в 10 вечера, я ринулась на вокзал в надежде хоть там купить билет, но и там последовал отказ.
-Как же так, возопила я - электрички ходят каждый час, а у вас билетов нет, что же мне делать – не пешком же идти в Москву?-
Битый час я бегала от кассы к кассе и, наконец, одна из кассирш, сжалившись надо мной, выбила мне билет, и я успокоенная вернулась в хостел и безмятежно уснула. В Москве гонка от автобуса к метро и опять автобус утомили меня до нельзя. Но приключения продолжились и в аэропорту, где мой чемодан никак не хотели пропускать, требуя доплаты за перевес: чемодан оказался на полкилограмма тяжелее дозволенного. Вот только с чего он отяжелел не пойму: неужто пара трусов, халатик и зубная щетка весили больше 10 килограмм? Но, когда нас подвели к самолёту все злоключения отошли куда-то в сторону: он стоял такой нарядный и белоснежный, что у меня сразу полились строчки:
В порту рядами самолёты,               
Нас подвели, он был, как лебедь бел.               
Топтался люд у трапа, что-то               
Болтал о неоконченности дел.               
А он стоял надменно гордо,               
Прицельно, в ожидании судьбы               
Его обмыли, струйно-звонко,               
Все, затянув подпруги и ремни.
И так далее.               
В Ростове, когда наш самолёт  приземлился в аэропорту Платов, а было это в 21 час, выяснилось, что в Ростов можно добираться только на личных машинах или такси. Аэропорт открыли еще летом, а транспорт до города до сих пор не наладили. Я спросила, сколько же будет стоить проезд до Ростова на такси, мне ответили:
 -800 рублей с человека -
Дешевле долететь до Камчатки!
Но настроение уже было радостное – я почти дома.
На площади перед аэропортом ветер, метель, но закрытой палатки - остановки нет. Мы продрогли, пока минут через 20 пришла маршрутка на 15 человек. Это транспорт для пассажиров из Боинга, который вмещает человек 200.
 Набив автобус, как селёдки в бочке,  он продолжал стоять.
-А почему стоим, автобус полный? – спросили мы.
-А я хожу по расписанию, отправление в 10-30  был ответ водителя.
На часах было 22 часа. Страна чудес и «удовольствий». Сменив шесть видов транспорта: от автобуса, метро до самолёта и опять автобуса и потратив на дорогу более 12 часов, я, наконец, очутилась дома на своём диване, под мягким светом торшера. Спала я этой ночью, как убитая, и снились мне золотокупольные храмы, порхающий снег, улыбки людей и новогодние огни на ёлке.
Поездка удалась - воспоминаний  и эмоций набралось на целый рассказ.
01-2019