Сделано в России - история одного шоппинга

Алексей Толин
70-80-е годы, которые обзывают обидным словом «застойные», у представителей моего поколения связаны с романтическим периодом незабываемой юности. На танцплощадках звучали жизнеутверждающие песни молодого Юрия Антонова «Поверь в мечту» и «Мечты сбываются». А мы, провинциальные «дети Галактики», мечтали о большой светлой любви, таком же светлом будущем, мире во всем мире, и… грех сказать – об импортных шмотках!

А ВСЕ ХОРОШЕЕ – И ЕСТЬ МЕЧТА!

Фирменные джинсы, польский батник или футболка с изображением любой западной рок-группы – были пределом мечтаний! Товары народного потребления, изготовленные советской легкой — слишком легонькой - промышленностью, ну, никак не ассоциировались с модными типажами.
Одежда и обувь, продававшаяся в магазинах, была крепко сшитой, наверное, добротной и практичной, но у нее был единственный и главный недостаток – она была неисправимо немодной! Взглянешь на вешала с костюмами и болоньевыми куртками сине-серо-черных тонов, и сразу приходит осознание – в такой одежде можно перевыполнять план рабочей пятилетки, ходить на похороны, на рыбалку или за грибами. Для свидания со светлой мечтой такой прикид – катастрофически неуместен!


В 1982 году руководство родного училища наградило меня путевкой в социалистическую Болгарию. Имея 120 разрешенных к вывозу  рублей, обмененных на столько же болгарски левов, я сумел вплотную приблизиться к заветной мечте! На эту сумму мне удалось купить: настоящие американские джинсы Levi's (у спекулянтов за 80 левов), какую-то офигенно модную футболку, красные кроссовки, а также две пластинки группы «Smokie».
На оставшуюся мелочь умудрился приобрести близким подарки. Сестре два флакончика, любимых ею духов «Сигнатюр», маме - шампуни, а на папу болгарских денег не хватило. Купил ему в Молдавии две бутылки вина «Негру де пуркарь», по рекомендации водителя нашего «Икаруса» и знатока молдавских вин. Папе вино не понравилось – кислятина!
А я был счастлив и горд, как лев – с высоко поднятой головой носил джинсы до армии, а потом и в студенческую пору. И в пир, и в мир. Потом отдал другу – у него тоже были мечты, а джинсов не было… Люди «рожденные в СССР» такую ситуацию поймут и даже не усмехнуться.

ОДЕТЬСЯ-ОБУТЬСЯ ТОЛЬКО В НАШЕ!
Эту предысторию я вспомнил не случайно, а по поводу. На днях, после редакционной планерки, мой коллега посетовал: побывав в торговом центре, не увидел никакой одежды и обуви российского производства. Даже трусы с носками – все из Китайской Поднебесной!

- То ли дело Турция – там из принципа никто не торгует и не покупает заграничную одежду и обувь. Вот это государственный подход и патриотизм в одном флаконе! У нас ничего своего не осталось, могу поспорить с кем угодно! – бросил вызов коллега.

Отчего же не оспорить такое утверждение, когда рядом с моим домом рынок «Сфера» - место, где еще с 90-х принаряжаются демократично настроенные граждане. Не может такого быть, чтобы «с головы до ног» не удалось отовариться хоть какими-нибудь образцами российской легкой промышленности. Договорились, что призом этого пари будет литр «русского золота». А на что еще патриотам спорить?

...Наутро идя на работу, захватил фотоаппарат и бейджик с удостоверением журналиста. Но бейджик даже не понадобился, продавцы промышленных отделов оказались доброжелательными и словоохотливыми, а, узнав причину визита, с удовольствием помогли мне с выполнением миссии. Товары я естественно не покупал, но фиксировал найденное (и их ценники) на фотоаппарат.

«Одеваться» начал, как и положено с исподнего белья. Трусов российского производства, причем в самых разных отделах, оказалось предостаточно! Труселя всевозможных фасонов, расцветок и размеров, в среднем можно купить по 100-120 рублей. Носков от российских производителей (Саратов, Брест, Смоленск, Подмосковье) – покупай, не хочу! Стоят они чуть дороже китайских, которые 4 штуки за сто рублей, зато и качество, говорят, отменное. Мне приглянулись смоленские, те, которые за 80 – теплые, плотные – у меня такие уже бывали! И слоган на этикетке такой уютный: «Наше, родное!».
С нарядными мужскими сорочками тоже проблем не возникло – столичные швеи отлично со своим делом справляются - научились. Средняя стоимость мужской сорочки - 1000 рублей, учитывая, что рублик по отношению к доллару и евро систематически проседает, то, наверное, «тыща» за такую вещь - это терпимо.
Приятно порадовал отдел трикотажных головных уборов, где вообще нет импортных товаров! Изделия мастеров из Обнинска, Рязани и других русских городов выглядят на редкость симпатично. Жаль только, что лучшее, что придумано для зимы — меховые ушанки и обманки кто-то взял и отменил за немодностью. Теперь мужикам остается ходить то в кепи, то чуть ли не в колпаках, а ведь головы помнят уютные меха! Но вернемся к заданной теме - разброс цен, понятное дело разный, но шапку по ценовой доступности, качеству и уровню нарядности, можно выбрать без труда.

Китайцы — умнички!

Симпатичные пуловеры,  свитера и сезонные куртки, которые обнаружились в соседнем отделе, тоже оказались российского производства. Их продают по стоимости мужских сорочек, и если не присматриваться к ярлыкам, где указан производитель, то данная категория товара ничем не отличается от турецких аналогов.
Джинсы российского производства лично мне найти не удалось, однако, брюки и спортивные штаны (1100 руб.) с гордой надписью на этикетке «Made in Russia» имеются. Справедливости ради нужно сказать, что удельная масса китайских товаров в рыночном вещевом ассортименте невероятно велика: в обуви этот факт особенно проявляется. Продавец одного из обувных отделов в сердцах махнула рукой:
- Российской обуви на этом рынке даже не ищите – сплошной Китай. Наши производители им давно уже не конкуренты! Если раньше покупатели к китайщине относились скептически, то сейчас берут с удовольствием: соотношение цены и качества устраивает. Китайцы - умнички, быстро на все реагируют, вон на полотенцах сделали вышивку 23 февраля — как будто это их праздник, - и их с удовольствием в подарок покупают. Кто нашим-то это сделать мешает?!
Но российскую обувь (Ростов, Дагестан и Казань) я все же нашел! Особенно впечатлили казанские валенки на резиновой подошве – каждый валенок килограммов по пять! Далеко в такой обуви не уйдешь, но где-нибудь в карауле или у рыбацкой лунки – вещь незаменимая! Побродив по лабиринтам рынка, нашел другие отделы, где российская обувь в приоритете – есть даже детские сандалики с трогательным названием «Сказка».

МИССИЯ, РЕБЯТА, ВЫПОЛНИМА!
В отделе «Ивановский трикотаж» пахнуло ностальгическим духом советской эпохи – ночные сорочки, нарядные халатики, блузки, футболки – все это действительно наше, родное, даже по внешнему виду отличающееся от зарубежных аналогов. В лучшую или худшую сторону — вопрос персонального чувства вкуса.
На мой вопрос, пользуется ли российский трикотаж спросом, продавец, улыбнувшись, выдала такой спич:

- Люди понимающие только его и берут, специально ищут. Вы посмотрите на состав тканей – все натуральное. А какое качество – годами, если не десятилетиями изделие будет носиться. Вы ближе к 8 марта приходите, увидите, какой ажиотаж будет! Лучше подарка для близкого человека и не придумаешь…

Если подвести итог этого тематического шоппинга, то выходит: миссия «Одеться и обуться в сугубо наше — вполне выполнима! Российская легкая промышленность — жива (и без всяких санкций — это совсем другая — пищевая история!), а фотографии товаров и ценников к ним, - тому подтверждение. Пари заключенное с коллегой я выиграл, и… как говорит главный усач Первого канала Леонид Аркадьевич: «ПРИЗ В СТУДИЮ!»