Рыжая Ляля. Читательский обзор. Февраль-2019

Большой Литературный Клуб
Почему я всё-таки взялась за эти строки. На прочтение стихов лонга у меня, как правило, (увы!) уходит три дня, читаю урывками. Для выборки приходится возвращаться, чтобы что-то вспомнить, поэтому сразу при прочтении отмечаю кратко, что хорошо, что нет, это помогает определиться.

В этом месяце так сложилось, что, начав читать от конца списка в лонге, где перечислены стихи именно от Номинаторов, сразу невольно вспомнила некоторые постинги этого месяца, которые сейчас трактую как крик души. Наверное присоединюсь к ним, образуя некое многоголосие (может, тогда не случится того, что мы спели несолоно хлебавши?). И вот я уже целенаправленно решила объединить свои заметки в обзор.

Время настолько быстротечно, и его так не хватает, что стремишься делать всё добросовестно, потому как времени на исправление скорее всего не найдётся. Вот сейчас февральский лонг – ещё один месяц уходит. Каково его наполнение на БЛК?  Что здесь ожидалось «до»  и что ОКАЗАЛОСЬ «после»? На что потрачено драгоценное для всех время?

Этот обзор по стихам от Номинаторов. Рассмотреть другие стихи лонга не представляется возможным из-за нехватки времени, но раз взялась за стихи Номинаторов, то прочитала их все, а проанализировала, что успела.

Почти сразу удивило, что из двух стихов от НЕКОТОРЫХ Номинаторов, один можно оценить знаком (+), второй - противоположным. Почему они оказались вместе, возможно, объяснит теория притяжения разноименных зарядов, но не я. Ещё заметила, что НЕКОТОРЫМ Номинаторам, наверное, не нравится слово «тщательность», возможно, из-за его фонетики они избегают этого простого человеческого действия.

Принесенное от Номинаторов в лонг очень напомнило ситуацию, знакомую многим в магазинах: когда к качественному товару (например, при покупке мандаринов), подмешивают товар качеством похуже, и всё вместе продается по высокой цене первого товара. Мы в магазине – потребители мандаринов. Мы в БЛК – потребители/читатели стихов, ОТОБРАННЫХ ЗАРАНЕЕ для нас.

Ну ладно, допустим, Номинатору очень приглянулся стих, но ведь, опытный автор-номинатор, мне думается, должен отметить неудачные слова или иное и, возможно, автор стиха заменит что-то в тексте. Да и пунктуацию вычитать внимательно им обоим не представит труда на эти 20-24 строки. Стихи идут на конкурс! Здесь нужна подготовка к рассмотрению. Аналогия может кого-то возмутит, но это, как предпродажная подготовка машины.

Посему заключаю, что очень хочется, чтобы созданные площадкой VIP-вагончики Номинаторов выполняли поставку именно как VIP, и не становились вагонетками для мелкого угля.

Недавно Денис Мацуев давал интервью и на вопрос: «А не уходят ли с ваших концертов?» ответил очень остроумно: «Обычно, я ухожу первым». Так вот, Номинаторы не только уходят первыми, исполнив обязанности, но и приходят в лонг первыми. У них кулуарные условия подачи, у них есть время на замену, и, если нужно, на обсуждение стихов, пока идёт приёмка.

Возможно ли сформировать/выбрать в ГР человека, ответственного за рассмотрение поданного в лонг от Номинаторов? Объём там небольшой, не сопоставим со стихами на отборах, подача растянута во времени, в среднем это будет 1-2 стиха в день. (аналогия с анучками, где рассматривается отобранное, чтобы выбрать окончательное).

Прошу заранее прощения у авторов и Номинаторов, если они будут обижены какими-то словами, всё изложенное субъективно, вторично к сущности под названием «обзоры» (сегодня здесь одни стихи, завтра – другие), но обзоры помогают как ориентиры на местности. Стихи, как правило, критикуют только в них. В рецензиях на страничке это не принято, там только хвалебное, что по сути дезориентирует автора. Хвалебное – приятно, но часто оказывает медвежью услугу, создавая ИЛЛЮЗИЮ благополучия. Автор искренне уверен, что работа нравится. Он далее создаёт что-то подобное, потом еще и ещё и « в Багдаде всё спокойно!». В итоге, автор, не получив детальную критику, не может расти. Он плодит одинаковые сущности с разным наполнением, которые опять хвалят – круг замыкается. Создан именно круг и часто в кругу единомышленников, а развитие-то идёт по спирали, хотим мы этого или нет.

Автору, подающему стихи на конкурс, хорошо бы запастись некоторым «запасом прочности» (без этого ни-ни, волков бояться – лежать на печи, есть куличи). Его стихи будут публично рассмотрены сразу большим количеством незнакомых людей, но этот временной процесс – скоротечен, на подходе другие стихи от других авторов. Эмоции улетят в тропосферу и вообще скоро ВЕСНА!

Пишу далее настолько очевидное, что увидят многие при внимательном прочтении. Те, кто скользнул по первым строкам и закрыл из-за нехватки времени, подчиняясь интуиции, остались в ровном  настроении.

Итак:

1. ДМИТРИЙ МЕЛЬНИКОВ «Он ждал, но не дождался новостей»
http://www.stihi.ru/2017/02/01/7826 номинатор Диана Рыжакова

Стих как сон. Плавный, но не засыпаешь, поэтому вопросы возникают.
Так и не ясно про новости для ЛГ? Новости могут быть как плохие, так и хорошие. Мысль вначале оказалось брошенной и в итоге заброшенной. Новость – по сути – «новое», что ждёт нас в любой новой минуте, любом новом событии, взгляде. ЛГ переключился на созерцание, в основе которого он нащупал взаимосвязь и с Богом, и со вселенной – глобальные новости закрыли локальные. Красивое описание природы осталось на вершине текста – оно сияет, но не греет. К финалу образы оторвались друг от друга: Бог, мысли, поток машин, фары, каменные стены.
--- «где уточка за селезнем вилась» - орнитологи описывают иной процесс: обычно мужская особь за женской вьется. Допускаю, что это при кормлении селезень умыкнул кусок хлеба, вот уточки за ним и устремились.
--- «и отражались в аспидных наплывах / воды, густой, как масло, но живой» - красиво, мне кажется, вместо «но», уместнее «и» - ранее идёт сравнение противоположного (по качеству гидрофобности/гидрофильности) «вода-масло», а далее следует сравнение по качеству: живой-неживой. Почему масло – точно не живое? Оно тоже может быть живым (не минеральное/индустриальное, а, например, органическое - персиковое).
--- «Через дорогу - каменные стены, / в канале - влага, полная огня» - не очень понятно соотношение воды и огня. Напротив, смирение героя, даже примирение с законами природы, слияние ЛГ с речной водой никак не ассоциируется с возникновением огня, да ещё и в воде.
--- Очень красиво, понравилось: /«лишь фонарей яичные желтки,/ как сахаром облепленные снегом».


2. ОЛЬГА ВИРЯЗОВА «В одной из Барселон...»
http://www.stihi.ru/2016/06/10/894 номинатор Диана Рыжакова

Стихи вывязаны петельками с накидом .), но оставили впечатление хождения по кругу (в тексте «без поводка»), а как будто на поводке, как привязанный ослик, безропотно вращающий жернова.
--- «Но каждый в мире жаждет что-нибудь отдать, / И каждый был в себе забыт и сокровен..» - Две финальные строки – вывод  о каждом человеке, мне видятся чересчур субъективными, особенно в контексте слова «жаждет», его бы заменить на более мягкую форму.
--- Зачин никак не поддержан: «В одной из Барселон включили верхний свет./
Лежи себе лежи, мой Средиземный, мой/ Тягучий океан» - географическая привязка в контексте: «В одной из Барселон» (возможно строчная буква поддержит мысль ЛГ) – хотя море, океан - не только там.
Речевые неточности или скрытый смысл – не поняла:
--- «Вот-вот заговорит молчавшая вода – / И выпадет зерно... А был ли человек?» - Если «заговорит вода», то есть проявится/заявит о себе, то зерно, скорее всего, прорастет, а не «выпадет».
--- «Уснул под языком жемчужницы морской» - Жемчужницы – исключительно пресноводные моллюски, красивая строка, но неточная и не работает.


3. ОЛЯ СЕРГИЕНКО «Я купила себе по дешёвке...»
http://stihi.ru/2015/12/15/5201 номинатор Александр Перевозкин

Игривое, женское, кокетство - вечный атрибут прекрасного пола. Кокетливая женщина не только зонт может сделать средством обаяния, но и резиночку, стягивающую волосы в хвостик.
Вижу противоречия по тексту и речевые неточности.
--- Наполнение 3,4 и 7,8  строк  противоречит семантике:
3-4 -«Покури-ка в сторонке, гламурный столичный бомонд - / Вы такую красотку, клянусь, никогда не видали!».
7-8 – «Неужели мой нюх бесшабашно-свободной лисы / Не сумеет понять, что я - лучшая осенью этой?!»
В 3,4 строке утверждение, в 7,8 - сомнение в этом же. Автор поставил ЛГ в позицию раздвоения личности.
--- «Не бросайте мне вслед переполненный странностью взгляд» - странностью или не странностью взгляд наполнить/переполнить не удастся. Взгляд может быть странным.
--- «И бутики сносить кошельками толпой оголтелой!», «Не кричите вдогонку обиженных душ  голосами»  - инверсии корявые даже для ироничного текста.
Сформировались два вопроса:
Первый - неужели опытный автор-номинатор, считает эти стихи конкурентоспособными? Например со стихами:
1) резидентского отбора - ответ знаю, но не скажу (каждый ответит по-своему);
2) нерезидентского – ответ скажу: – «Не знаю».
Второй вопрос: Номинатор оказался средством продвижения/передвижения?


4. СВЕТЛАНА НИК ПЕШКОВА «Баю-баю»
http://www.stihi.ru/2018/11/29/5628 номинатор Юрий Семецкий

Тёплое, живое, читаешь – согревает каждой строкой. Плавность речи укачивает, а образный ряд узнаваем, как родной человек. Автор сделал ЛГ – печаль, но вот что странно, не остаётся в памяти она – печаль, остаются мягкие красивые образы. Слова тщательно подобраны, видна работа автора.
Финал – «люлечка пуста», но пустоты у читателя не останется, наоборот, обогащение приятными эмоциями.
Очень понравилось усиление словом «смачно» и сравнение ветра с «осторожным вором»: «То из бурой вязкой лужи / Смачно сделает глоток», «Ветер люлечку качает, / Осторожный, словно вор».
Автор тщательно работает со словом, подбирает удачный ритм для того, чтобы подключить читателя в процесс взаимопроникновения ритмики, семантики в наши чувства.
Номинатор ответственно подошёл к выбору текста.


5. АЛЁНА АСЕНЧИК «Вот же...»
http://www.stihi.ru/2018/11/22/199 номинатор Юрий Семецкий

Ирония, о простом, о нашем, о женском, о любви. Забавное, фантазийное, игривое!
Кто же погасит женские сомнения и женское умопомрачение, как не надёжно стоящая на ногах/ноге мужская особь - « Бокр» с мощными руками-ветками.
А в каких мыслях, как, где и с КЕМ носило женщину – не знает даже она сама. Глокает она, охает, бякает, а любовь придёт - и растает, как сахар в чае. Чем «Бокр» немедленно и воспользуется – не сомневаюсь в этом :).
Очень выразительно о дереве, понравилось: «Вон дерево, что ни возьми, – почти всегда одноного, / а люди  не это видят, а ветки, которых много: - / никто же его за это инвалидом не величает!».
 Номинатор выбрал хороший  текст, мы улыбнулись. Думаю попадание в шорт обеспечено (с большой вероятностью).


6. ДМИТРИЙ МУРЗИН «Не давай мне, Боже, власти»
http://www.stihi.ru/2019/02/14/1456 номинатор Термитник поэзии

Опять ироничное. Самоирония. Читаешь. Слова потихоньку впитываются. Мозг даёт приказ. Губы смиренно, так же смиренно, как и ЛГ, растягиваются в улыбке.
Отмечу понравившуюся строку, сходную с народным выражением (работу работать) – «Капиталить капитал».
Вопрошение ЛГ:  «Ниспошли смягченье нрава» - выставить лозунгом на сайт, и на БЛК! :)
Участь настоящего человеколюбивого творца – достойна похвал и оваций от получивших авторский экземпляр. Потом друзья возьмут книжечку, увидят рукописную надпись (которая скоро будет восприниматься как самый сердечный подарок) и вспомнят автора – хорошего, доброго человека, а он будет : «И блаженно улыбаться, / Раздаривши весь тираж».
Добротная работа и автора, и Номинатора.


7. ПАВЕЛ КУРАВСКИЙ «Побелело небо»
http://www.stihi.ru/2019/02/14/6900 номинатор Термитник поэзии

Тот же Номинатор, но налицо эффект подмешивания товаров (см. начало обзора) и демонстрация транспортного средства для доставки в лонг.
Странное ощущение искусственности и бутафории. Если автор видел именно такое в природе, допускаю. Может, в какой-то местности так и бывает, только я в ней не была? Или всё это автор описал, посмотрев фильм? Решать читателям.
--- Обсудим поведение кречета. Время в стихе указано точно – июль, и не просто дождь, а потоп/стихия. Поведение животных перед стихией подчинено инстинктам. Они, в отличие от человека, предвидят изменение погоды и где-то прячутся еще до события. И как верить вот этому:
«И ещё фрагмент перед потопом: / В белом небе – кречет ошалелый (!!!) / Верещит (!!!); несёт его потоком, / Редкие(???) доносит децибелы (!!!)
– кречет у автора не только верещит, но и доносит до нас децибелы – не иначе, как птица сподобилась прибору по измерению. Доносятся – звуки, Децибел – это не звук. (Децибел – применяется при измерении характеристик динамического диапазона. Он  приравнен к единицам измерения мощности звука). Цитата: «Физическая составляющая громкости звукового воздействия определяется уровнем имеющегося звукового давления, воздействующего на единицу контактной площади, что измеряется в децибелах».
Могут ли быть «редкие» децибелы? Тут я в некотором ступоре, но что-то подсказывает, что не могут. Редкими могут быть звуки, но по-русски их называют «одиночные» звуки.
--- Повторы, переливание из пустого в порожнее и некоторые перлы даю скопом, в раскладку  по образам:
НЕБО: Побелело небо.. / В белом небе – / Небо чёрно-белое в июле
МОРЕ: Море потеряло плавность линий / Стало чаном / Моря растревоженная чаша/
КРЕЧЕТ: «И умолкший одинокий кречет / Сходит к юго-западу с экрана» - точная наводка для читателя - куда именно - на юго-запад - кречет «сошёл» - есть переносное значение этого слова «сошёл» (сойти -  «исчезать»), но всё-таки это коряво. «С экрана»? Фильм? Или жизнь наша для автора – экран? И это в финале…
Птичку жалко! Если стихами нам передали содержание фильма, то полезнее было бы дать ссылку на этот фильм.


8. СПУТНИЦА СЕНБЕРНАРА «Взгляд»
http://www.stihi.ru/2018/08/01/5362 номинатор Виктор Майна

Ой, живое, настоящее. Уже радостно! Женская простая логика: отыскать взаимосвязь тонких нитей души с канатом действительности жизни.
Любой канат плетётся из нитей. Видимо, эти нити неизбежно грубеют, особенно от взаимодействия с другими нитями. :)
--- Понравилось про птиц: «Посмотреть бы, какими нас видят птицы. / Мы для них - бесконечный парад макушек» и про людей: «Нам бы слушать и слышать живущих рядом / И любить их, прекрасно несовершенных...».
--- Не поняла строку: «Нелогичные тропы торить в бурьяны» – если тропы /тропинки/ то в «бурьянЕ», или тропы литературные? – кучей в бурьян превратились?
--- «Может, лёгкость, как будто их носит ветер?» – пунктуация, мне кажется, будет яснее с дефисами с двух сторон слова «лёгкость».
--- «Если чарами радости не подсвечен» – употребимость слова «чары» в сочетании с «радостью», на мой взгляд, чрезмерное усиление. Радость – рядовое чувство (в отличие, например, от восхищения), вижу аллитерацию «ра/ра», возможно, автор умышленно употребил такое слово.
Хорошие стихи и выбор.


9. БОРИС БЕРГИН «Рождество»
http://www.stihi.ru/2015/01/08/1159 номинатор Виктор Майна

Приятная рифмовка – стихи сразу проникают, даже до того как начинаешь понимать о чём они. Но далее вопросы…
Тяжёлая тема. В таких стихах нужно выверять каждое слово и пунктуацию, чтобы не допустить двусмысленности. Хорошо, если бы помог Номинатор, внимательно вычитав заранее и подправив текст.
--- Строфа в одном предложении наслоила образы в кучу:
«А ты еще цепляешься за жизнь, / Вставляешь стекла, те, что завтра выбьют, / Ты им скажи, что ты живой, скажи, / Такие люди здесь им не нужны, / И страхом загоняют в племя рыбье.»/  - Не берусь выровнять, так как только автор точно знает, что несёт каждая строка. Возможно, разбить на два предложения.
--- «А у нормальных - здравствуй, Новый год,» - слово «нормальные» здесь неудачно. Люди, о которых эти стихи, тоже нормальные, без сомнения, так же как и те, с которыми автор их сопоставляет.
--- «Опять же рубль... снова, о, майн Гот» - « о, майн Гот» -проходное для рифмы. В одной строке рубль и майн Гот – это как? И почему привязка к немцам, а не, например, к французам?
--- «И вот мейнстрим, и, наконец (!!!), мистрали» - логичность этой фразы в контексте не считываю, почему «мистрали» во множ. числе и рядом «наконец»? Объяснения автора здесь не спасут, я не связала это с семантикой строфы, значит, кто-то так же «проедет» мимо текста.
--- «Но Божий Сын родился для тебя, / Сегодня он в простуженном подвале» - все-таки всё, что связано с рождением Божьего сына, нуждается в сверхтщательной обработке при внесении в текст.
--- «В руинах зданий места нет игре» - мне такое заявление видится насмешкой, низводящей идею стиха до примитива. Автор, Вы думаете, что читатель этого без Вас не понимает и непременно нужно включить фразу в текст для раскрытия смысла? «Игра» притянута для рифмы.
--- Финальная строка странна: «И за звездой волхвы вот-вот поедут» - Да, до Вифлеема от нас не дойдёшь пешком. Автор любезно предлагает волхвам транспорт? Ради того, чтобы слово «поедут» оказалось на нужном автору месте.  Что имеется в виду, думаю, загадка для читателя.
Для меня ещё загадка, почему Номинатор не отметил очевидные «ляпы» до публичного показа? Опять Номинатор исполняет роль транспорта.


10. СЕРГЕЙ КНЯЗЕВ 3 «Холера»
http://www.stihi.ru/2015/10/13/1189 номинатор Литосфера (журнал Тропы)

Начала разбирать стих, исходя из гражданской направленности, но в процессе «употребления» стали терзать смутные сомнения, а не стеб ли это?
Ассоциации с музыкой Э. Грига «В пещере  горного короля». Автор простыми словами, но вкрадчиво с умыслом заводит читателя в страшное место под Тамбовом, откуда выхода нет.
Совет автору: в рубрикаторе стихов по категориям отметить «шуточные» - это посильная популяризация сего хорошего творения. Потому как народ зашуганный, а чувство юмора скоро занесут в отдельную Красную книгу с фото людей, которые им ещё обладают.
Трагикомедия, гротеск – и точка. Справка: «Курс лечения холеры длится в течение 5 дней с 6-часовыми циклами. При своевременном обращении к врачу и адекватной помощи холера лечится успешно без каких-либо серьезных осложнений».
Отмечаю отдельные хорошие фантазии:
--- «На ногах его - лапти, в руке - / Палка: странник негромкий с котомкой» - При такой пунктуации автор  открывает читателю истинное лицо Палки –  она не совсем палка, а странник, да ещё особый: «негромкий с котомкой».
--- «Нет чудовища в мире страшней, / Чем бродячее тёмное слово».--вспомнилась  фраза, приписываемая Л.Н.Толстому: «Он пугает, а мне не страшно».
Браво, автор! От души посмеялась.  Одной ногой Вы уже с шорте экспертов.
Номинатор, видимо, исходил из того, что «хотите на конкурс оригинальное – получите!». Спасибо!
На страничке у автора нашла вот такую строфу из его ранней лирики, с интересной строкой о цветах:
«Я узнаю тебя по голосу
И по тому, как смотришь ты
На гаснущие гладиолусы -
Многоэтажные цветы»


11. ИГОРЬ ДМИТРИЕВИЧ ГРЕВЦЕВ «березы»
http://www.stihi.ru/2014/04/10/3836 номинатор Литосфера (журнал Тропы)

Вот здесь после прочтения опять возникает вопрос, почему? Номинатор из массы стихов выбрал именно «ночные» берёзы. Опять налицо подмешивание продуктов (см. начало обзора).
«Ночные берёзы» вынесены в название, в первую строку и финальную строку. Чем таким «ночные» деревья отличаются дневных? Вот «ночные» часовые – здесь понятно, люди уйдут работать ночью в отличие от дневных часовых (то есть это разные категории одного действия - дежурства).
Если далее по тексту ЛГ идёт во мраке, то, например, облетевшие/желтые березы  как помешали бы ЛГ идти в том же тёмном «мраке судьбы»? Никак не помешали бы. Не понятно про «ночные». Некая сомнительная красивость?
--- «Ночные берёзы в осеннем лесу – / Их ветер дождями оплакал… / Я сердце своё на ладонях несу, / Как животрепещущий факел.» – хорошо, с улыбкой вспомнили Данко, последователь идёт по его следам через сотню лет.
--- «Дорога во мраке – дорога судьбы, / Но сердце, зажжённое Богом (!!!), / Сумеет меня провести, может быть, / - слово «провести» здесь двусмысленно по своей семантике (второе значение - обмануть), нужно другое слово
--- «И может быть там, за пределами тьмы, / Где Светом стираются тени» - сложная строка, опять двусмысленность со словом «стираются» (не в смысле - стирать белье). По смыслу должно быть - исчезают  (может быть, «где свет поглощает тени).
--- «Я в сердце своё, как в алмазный сосуд, / Налью покаянные слёзы… / И вспомню в тот миг, что в осеннем лесу / Остались ночные берёзы» - Очень противоречивое заключение. Сердце ЛГ до этого, ранее – «горело» - хорошо, пусть - но сосудом оно не было. Почему  при покаянии вспоминаются березы? Обычно вспоминают прегрешения, или кого мы обидели.
А потому «ночные берёзы», что надо зафиналить финал (вспомнилось от Дмитрия Мурзина «Капиталить капитал» - вот уже на цитаты можно растаскивать!).
На страничке автора еще такие берёзы нашла - красивые строки с любовью, о нашем, русском:
Поседели берёзы в лесу –
Стали видимей жёлтые пряди,
Как у нищенок, что Христа ради
Свою немощь по миру несут.
Справедливости ради хочется отметить привычную в стихах «русскость» берёз. Дерево распространено в определённых  широтах: и канадских берёз полно, и даже в США их много, ну и поближе – в Европе, но прописку берёзке выдали в России. :)) Биологи считают берёзу относительно агрессивной из-за высокой степени воспроизводства, благодаря чему она вытесняет из лесов хвойные породы.
Номинатор выполнил функции транспорта?


12. АННА КОРНЕТ «Аид»
http://www.stihi.ru/2016/08/07/888 номинатор Наташа Дубрау

Хорошее, понравилось, популярность Харона давно обогнала конкурентов в виде международных Герд и Золушек и даже русских Деда Мазая и Золотую рыбку. У нас здесь два действующих лица/духа – влюблённый Аид и приятель Харон.
Здесь музыкальная составляющая, конечно, наш «Демон» А. Г. Рубинштейна.
Неточности, которые номинатор, наверное, увидел, но…
--- «Март неизбежен. Будут цветы, плоды,/гнёзда с птенцами, спелых колосьев косы –/лучшее время.» – Совокупность перечисленного говорит и о летней, и об осенней поре. Почему автор начал строку, сделав упор именно на март? Допускаю – начало весны/пробуждения. Все остальное – тоже неизбежно течению жизни. То есть этот образный ряд выстроен не совсем точно, утверждая, что именно март неизбежен (читала, что стих обсуждался ранее на БЛК), но мой взгляд, разумеется, ИМХО.
--- «Царь андеграунда стал сам себе смешон». - показательная по семантике, но корявая по фонетике строка.
Интересно преподнесена тема любви, боги как человеки: и грешат, и напитки дегустируют в свободное от работы время. Думаю, претендент в шорт, хотя тема лодок в царстве Аида даже в любовном соусе экспертам, возможно,  поднадоела.


13. ПЕЛЁВИН «Юность»
http://www.stihi.ru/2019/02/05/9793 номинатор Александр Крупинин

Смешное. Полагаю, автору и Номинатору сейчас известно, что пчела занимается делом на благо семьи и не тратит жало (а с ним и свою жизнь) направо-налево из-за «ненасытной прыти». Но в далёкую пору рыцарской юности кто из нас не заблуждался и не  тратил свою прыть понапрасну, как Ваша отчаянная пчела-камикадзе :)
Конкурентов у этого стиха даже из серии «шуточные» будет в этом туре много.


14. ЛИПА ЛИПОВАЯ (Виктория Смагина) «спят усталые»
http://www.stihi.ru/2018/12/14/5864 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

Получила большое удовольствие. Спасибо автору и Номинатору. Останется в памяти оригинальность, подбор образов, рифм. Обрабатывали каждое слово, как Папа Карло полено (может липу липовую :))). Очень понравилось уточнение «бескорое». Понравилась охота на «мамонтА» и «тираннозавра с приставкой рекс» - милые мелочи, но их же придумали , подобрали/совместили  и всё в струю :).
Что-то подсказывает, что прямая дорога игрушкам в шорт, там они и поспят. Музыкально:  безусловно, звучит всем известная мелодия на слова из названия.
Номинатор решил, что у надёжного автора результат гарантирован без рисков.  Но рискнул со своим вторым выбором.


15. ВИРЕЛЬ АНДЕЛ «Больная тема»
http://www.stihi.ru/2019/01/15/5648 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

Плавное, неспешная подача, но длинное. Стихи, все три, мне показались написанными в разное время, затем они объединены; идёт переливание из одной ёмкости в другую и перенасыщение образами при внешней красивости строк.
Стойкая музыкальная ассоциация с «Болеро» Равеля.
--- В первой строке – или пунктуация или речевая ошибка. (Номинатор – ау!):
«У нас дожди, и снег – больная тема, / Точней сказать – отсутствие его.» – при такой пунктуации возникает двойной смысл:  дожди и снег воспринимаются как перечисление, а далее – стоп! ед. число «его». Предложение можно разделить на два.
Далее следует длиннющая строфа-предложение аж на три катрена, которое создало переплетение образов. Они красивы, но не успеваешь понять, кто на кого падает? Чьё «вечернее крыло»?
Стих 1 и 2 начинаются дождями и заканчиваются ими, «дождя» реально много, он же переходит в стих №3.
--- «Научишься покорно привыкать / К бессоннице, сжимающей запястье, / Где нежный ток мучительного счастья – / Мы верили – не выстудят века. /» - только позавидовать, что страдает всего лишь запястье, обычно другие части тела, странная взаимосвязь двух последних строк. Странно и место нахождения «мучительного!!! счастья» и возможность «выстудить» «ток» - логичнее выстудить «тепло», пусть и в запястьях.
--- «Но грустный дождь сменяется на снег / В моём краю, как молодость, далёком,» - ЛГ живет в краю, где редко бывает снег, почему же этот край реального проживания, который рядом с ЛГ,  сравнивается с далёкой молодостью? Он – край – для ЛГ никак не далёк. Два образа могут быть по отдельности далеки: молодость – понятно, край – может быть «дальний» (семантика другая) по расположению для кого-то, но не так, как сейчас: «далёкий» и в паре с «молодостью».
Увлеченность автора темой помешала найти некоторые точные слова и сократить объем.
Что делал Номинатор? Свежим взглядом скользнул, не поскользнувшись?


16. ЕВГЕНИЯ ДЖЕН БАРАНОВА «Переводи»
http://stihi.ru/2019/02/18/5650 номинатор Марина Намис

Есть в этом стихе какая-то магия. Возможно, наполнение образами, способными совершать преображение, следуя набору слов, подобранных автором. Ещё работают разные значения слова «переводи».
Мне немного помешало два места: образ «Толстых». Семейство богато знаменитыми именами, а здесь образ считывается как рядовой, как рифма к слову «киты». Ещё: Так водят маленьких старух / за корвалолом. – «маленькие старухи» - обращает внимание, усиление от автора в приближении к малышам? Мне кажутся уместными иные определения для тщедушных бабушек.


17. АЛЁНА БЕЛАВЕЖСКАЯ «Практика лёгкой руки, тяжелого сердца»
http://stihi.ru/2018/05/06/6947 номинатор Марина Намис

Читая два стиха, отобранные Мариной Намис, и, сопоставляя с её предложениями по январю (а те работы мне понравились, в итоге «Птицу» отметили все три эксперта), я решила, что Марина с искренней симпатией к площадке тщательно подбирает стихи и  разнообразит тематику лонга, знакомя всех с новыми авторами.
Данный стих – житейско-философский. Каждый воспримет на свой лад, по-разному оценивая взаимосвязь образов. Такие стихи можно назвать многослойными, искать в них нестыковки или неточности – дело пустое. ЛГ у меня стойко ассоциируется с образом Марфы из оперы М.П.Мусоргского «Хованщина» - готова сгореть она за свое дело. Есть такие женщины на Руси.
По мелочи:
- «критику чистого разума, грязного тела / планета земля вертела и нам велела» - земля вертела, и вертит, и будет вертеть, автор зафиксировал так, как его воле захотелось.
- «я потому открыта к любому любовному косноязычию» - предлог «к» здесь лишний, либо я не поняла посыл.
- «слушай сюда или слушай отсюда: истина не во мне» - в этом утверждении сомнений ни у кого быть не может, зачем ЛГ об этом заявлять? и незыблемое слово «истина» вводить на это место? которое по сути должно занимать слово «правда» . А это финал.

У меня тоже финал.

С учётом ранее внесенных мною  предложений по огранизации работы БЛК делаю такой вывод: возможно (использую именно это «туманное» слово), что существование главного ответственного лица (с полномочиями вынесения вердикта) среди принимающих на резидентском отборе и главного лица от ГР на номинаторской «тихой подаче» поможет наполнению лонга хорошими стихами.
(Ещё тихо: хорошо бы дополнить ГР запасным «вторым составом» – людьми, возможно, уже не работающими и располагающими достаточным временем. В случае возникновения цейтнота у основных «игроков» спектакль состоится. И вовремя.)
В заключение хочу поблагодарить авторов, принимающих участие в голосовании: они тратят немалое время на прочтение и обсуждение, то есть не остаются равнодушными к происходящему на площадке.
Хочется призвать не уподобляться голосованию на  иных площадках с приторным привкусом междусобоя, где авторы тянут только своих, а эфемерная субстанция ПОЭЗИЯ остаётся затоптанной и оказывается на сайте поэзии мало кому нужной.
А какая она поэзия? Каждый понимает по-своему, но я задумалась, а какого цвета она могла бы быть?
Обратилась к цветоводству, знаю такие сорта. Возможно, экскурс вам будет интересен (таки 8 марта на носу).

1. Существует сорт розы Poesie – цветок чистый тёплый светло-розовый т с молочным оттенком, слабый аромат.  (Оригинатор фирма Jackson & Perkins. – самая известная в США и высоко оцениваемая во всем цветочном мире.)
Эта красивая роза пользуется популярностью, хорошо зимует и у нас.

2.  Оригинатор ирисов из Австралии - Barry Blyth, который всю жизнь посвятил их выведению, известный во всем мире мэтр (сейчас уже старый человек), видит поэзию в другой цветовой гамме. Его сорт ириса Poetess (перевод с англ. поэтесса) – имеет восхитительный аромат и богатый сложный цвет: сначала бруснично-розовый, потом бежево-розовый с наплывами лавандового, с переходами и изменением  цвета по мере раскрытия цветка.

И какого же цвета она – поэзия?