Осенний блюз...

Рита Сондж
(Отрывок из повести)

       ...Осень снова тихо пришла в город, незаметно, как будто - в одночасье. Вчера ещё было так тепло и солнечно, беззаботно и радостно, надев лёгкие брюки и футболку, кататься на роликах, кружиться на карусели, лакомиться мороженным. А ночью сменился ветер, закапал дождь и утром, выйдя на улицу, Марьяна встретила осень. Деревья украшало золото листвы, ещё пока частично, но наряд все же был осенний, небо тихо плакало мелким дождём. Воробьи и голуби попрятались под крыши домов от ветра, дождя и от осенней грусти.
        В наступившие выходные дни, многие решили остаться дома, и переждать столь неожиданное похолодание, настроится на осенний лад. Но Марьяна ехала в свой любимый пригород, ничуть не боясь той погоды, которая для многих была сродни грусти.
        Осень всегда была для Марьяны - временем подведения итогов прошедшего года. Вот и сейчас, сидя в электричке, она смотрела в окно и думала обо всём. Жизнь её текла своим чередом, наверное, так, как предначертано. Вокруг было много людей, разных более понимающих, и совсем чужих. Некоторые из них называли себя близкими ей людьми. Но всё это было не более, чем иллюзия, потому что близкий человек в понимании Марьяны – это тот, кто помогает справиться тебе с немочами и страхами, слабостями и одиночеством. А вот таких людей в жизни, Марьяны пока, к сожалению, не было. Не было именно того человека, который бы волновался как начался её день, как он прошёл, тем, что её тревожит, который бы не ждал, просьб, а по собственному желанию, по зову сердца одарил бы её своим каждодневным вниманием просто потому, что ему важно, чтобы она жила и здравствовала. А значит, близкого человека не было - ни одного. Это было некомфортно, но удивляться этому не приходилось, жизнь в стране поменялась во всём и мораль изменилась, а вернее в представлении многих почти перестала существовать. Бытие, как и прежде, определяло сознание многих. И это уже была норма поведения, когда люди лукавили друг с другом, даже не очень это пряча, это стало реалиями жизни. Хорошо это понимая, и по необходимости принимая такой ход вещей на работе и в других общественных местах, как факт известный всем вокруг, как игру взрослых под названием "Один как-бы кается, другой как-бы верит", Марьяна не принимала это в семье, с друзьями, родными и близкими людьми. Вот тут у Марьяны происходил "сбой в программе". И она просто не могла принять лукавства среди родных, она категорически не желала этого делать, считая что театр за пределами личного пространства это не более чем - " театр жизни", лукавство же среди близких превращало общение с ними в "театр абсурда".
         
         Марьяна была Женщина-Осень! Родившись в сентябрьский день, она, должно быть, полюбила осень с первого вздоха, и потому, наверное, всегда было так - сколько раз в её жизни к ней приходила любовь, вот столько раз она была - с первого взгляда, и лучшего состояния души она не знала. В сердце Марьяны, не взирая на отсутствие любимого мужчины, и сейчас жила любовь. Тихо, красиво, нежно-восприимчиво она звучала в её душе осенним блюзом.

        Марьяна знала, что того мужчины, который зажёг в её сердце этот тёплый огонёк уже не будет рядом с ней. Но когда любовь из любящего сердца уходила вместе с любимым человеком? И разве отсутствие мужчины могло наложить запрет на любовь? Да, выбор сделал он. Несмотря на нежность чувств, взаимопонимание и искренность многолетнего общения, мужчина входить с ней в зрелый возраст и последующую старость не решился. В прощальном письме он написал Марьяне какие-то, совершенно на её взгляд, странные и неожиданные слова-объяснения, которые душа Марьяны не принимала: "Я думаю, что мы всегда останемся друзьями. Начать новую совместную жизнь, скажу честно, я уже не смогу. На это мне не хватит ни душевных, ни физических сил. Это трудно и тяжело, в первую очередь, морально… Прости меня."  Может быть он верил, что это по-мужски и достойно, что он пожалел и уберёг Марьяну от больших трудностей? Но Марьяна думала по-другому, и восприятие того, что он написал, складывалось у неё в одну строчку: "Я не буду с тобой рядом, Марьяна, потому что не люблю тебя."
Написанные им слова «Я думаю, что мы всегда останемся друзьями.» - были, по отношению к прошлому, словами, лишёнными для Марьяны всякого смысла, сказанные мужчиной не более, чем для красного словца, своего рода его попытка «сохранить своё лицо». И слова эти оказались настолько лишними и неуместными. Он предлагал ей дружбу без искренности, без честности, дружбу с мужчиной, который не счёл нужным сказать при встрече, что он не будет рядом с Марьяной, написав ей это через много месяцев. Дружбу с тем, кто, сначала - «подарив навсегда», через несколько лет передумал и забрал у неё обратно себя, своих детей и внуков, оставив только ощущение опустошённости. Нет, Марьяне не нужны были эти отношения, похожие на театр абсурда, лицемерия и лжи. Да и человек, которому не было до неё дела, Марьяне в её непростой жизни тоже был не нужен. Перерыдав его предательство, пусть намного позже, чем это было необходимо, наконец-то поняла, что по-другому и быть не могло. Чужой – он всегда чужой. Его решение расстаться насовсем било наотмашь с такой силой, что лишало сил, но не лишало раненое сердце любви. Что бы не происходило в её жизни, она никогда не прогоняла любовь ни из души, ни из сердца, давая ей время и возможность, уйти самой, не торопясь, и не оставляя ничего, что заставило бы её вернуться. Это была музыка грустных переживаний, уныния и порой даже тоски. Марьяна отпустила мужчину сразу и больше не беспокоила его ничем – ни письмом, ни телефонным звонком, не унижая себя, и не обременяя его. Она ничего про него не знала, да и не стремилась узнать, решив для себя, что незачем. О нём было кому позаботиться, он был не один, рядом с ним была другая женщина.  Марьяна оставила его жить той жизнью и по тем правилам, по которым он привык жить: беречь себя, думать о себе, жалеть только себя, зная, что при наличии жены и детей, с которыми он в хороших отношениях, он одинок, как старый волк. Помоги ему Господи!
Да, любовь в сердце Марьяны жила, но совсем не к нему, просто для любви - её сердце было лучшим домом. В её душе тихо звучала мелодия осеннего блюза, не вступая в диссонанс с картиной за окном. Марьяна, найдя себе интересные дела и новые увлечения, жила под эту мелодию, не думая больше о нём.
        И нелюбимого мужчину, уговаривающего Марьяну стать его женой, она тоже отпустила. Пять лет она помогала ему в трудные для него моменты, иногда в чём-то он помогал ей. Но Марьяна не могла дать ему любовь, жить с ним вместе, потому что были они очень разные и невозможно им было понять друг друга душой, да и принять тоже, а без этого вместе очень непросто. Да и зачем? И тем не менее, Марьяна ему была очень благодарна за то, что он на протяжении пяти прошедших лет, каждый день звонил ей, чтобы услышать её голос, узнать, как начался у Марьяны день, и сказать, что он её любит. У них было разное понимание любви: у Марьяны согреть и согреться, у него – согреться, получить заботу и жить только его интересами, приняв их как свои. Но это ничуть не умоляло того внимания, которое он ей оказывал. И Марьяна была ему благодарна, каждый ведь любит, как умеет. Она желала ему счастья с той, которая его полюбит и с которой он проживёт так как ему хочется всю свою жизнь. И Слава Богу мужчина, по прошествии пяти лет, привёз из деревни, в которой провёл лето, женщину для дальнейшей совместной жизни. Благослови его Господи! - думала Марьяна, отпуская его навсегда.
        Марьяна не грустила об этих потерях, точно зная, что всему своё время, что планы Бога лучше, чем её, а значит всё, что даётся или забирается - ко времени и ей во благо. Электричка подъезжала к станции, и мысли Марьяны изменили своё направление. За окном, разогнав тучи, снова был хороший осенний субботний день, на голубом небе светило яркое солнце, прохладный ветер, кружил в танце золото листвы. Марьяна, выйдя из электрички не стала садиться в автобус, а пошла пешком знакомой тропинкой, радуясь лесу, хорошему дню, тишине вокруг – Мир, подаренный Творцом, был всё также красив, постоянен и близок душе. Природа дарила ощущение умиротворения и веры в завтрашний день. Осень вступила в свои права. Ничего не умирает вокруг - думала Марьяна - просто жизнь ненадолго замедлила своё течение, не нарушая правильный ход вещей, давая время и природе, и людям на раздумье и отдых, время для возможности собраться с силами, для нового доброго и так ожидаемого витка жизни. Никому невозможно остановить время, да и незачем.
        Жизнь продолжалась и, не взирая ни на что, она была прекрасна!


Фото из свободного доступа интернета, спасибо неизвестному мне автору.