Сады и куклы Глава 6

Валерий Таиров
Глава 6  «Царицын сад»

Историческая справка «Екатерининский парк»

Екатерининский дворец, с окружающими его
Александровским и Екатерининским парком,
входит в состав Государственного музея-заповедника
"Царское село". На территории Екатерининского парка
расположились Старый сад и Английский парк. Его
строительство датируется двадцатыми годами XVIII века.
В начале XVIII века эту территорию занимала усадьба
с названием Сарская мыза. Позже, после завоевания
шведских земель, местность стали называть на русский
манер Царское село. Император Петр I отдал землю
во владения своему фавориту Александру Меншикову.
Позже они отошли императрице Екатерине I. По приказу
Екатерины I был построен летний двухэтажный дворец
и зверинец, чтобы императорская семья и её гости
могли здесь охотиться. Основная часть земель вокруг
дворца была расположена на склоне холма, поэтому
весь парк пришлось разбить на несколько уровней.
В итоге было построено 2 части: Верхний и Нижний
сад. Парк был полностью благоустроен для прогулок,
здесь были расставлены беседки и скульптуры,
выложены дорожки, высажены декоративные деревья.
В 1723 году на Большом пруду был построен остров,
на котором был возведён увеселительный павильон.
В эпоху правления императрицы Елизаветы Петровны
Екатерининский дворец и прилегающие к нему земли
приобрели помпезный и торжественный вид.
Парки были расширены, на их территории появились
павильоны "Эрмитаж", "Грот", "Зал на острову".
Всюду были расставлены статуи и посажены деревья.
Саженцы растений привозились из-за границы или
заимствовались у петербургских садов и парков.
Взошедшая на трон во второй половине XVIII века
императрица Екатерина II вкладывала в обустройство
парка огромные суммы. По её приказу были высажены
Липовые аллеи, поставлен Кагульский обелиск,
Чесменская колонна, Малая ростральная колонна,
а также Башня-руина, напоминающая останки турецкой
крепости. В парке появились Готические ворота,
Эрмитажная кухня и адмиралтейство. В семидесятые
годы XVIII века в архитектуре появился китайский стиль.
В связи с этим были построены Китайская и Скрипучая
беседки. Также в эти годы был возведен Большой
каприз — каменная арка, украшающая дорогу между
Екатерининским и Александровским парком.
В восьмидесятые годы на территории парка появились
постройки в стиле русского классицизма. К ним
относятся Верхняя и Нижняя ванны, Кухня-руина,
Орловские ворота и Мраморный мост.

6.1  Царское село  (О. Колесникова)

Дождь дожидался у дворца,
дремал в жасминовом дурмане.
Он был похож на мудреца
в ажурном радужном тюрбане.

Плотин игрушечная стать
в прудах заросших отражалась.
Здесь время может запоздать,
но встреча в парке состоялась.

Журчал кувшиновый фонтан,
светились бронзовые плечи…
Прелестница, и им, и нам
ты стала лучшего предтечей.

Мы отражались в зеркалах,
тонули в царской позолоте.
Здесь бала музыка была,
теперь всё воск – стена полотен.

Стремителен слепящий свет,
деревьев влажных совершенство.
Мы пережили дождь, иль нет,
среди душистого блаженства?

Средь камероновых камней,
холодных бань и бюстов важных
Карета катится, коней копыта цокают…
Бумажных

Посланий сложены листы
в истлевших корешках сафьяна.
Кто нынче я, и здесь ли ты,
какие главы из романа

Мы сочинили под дождём,
в июньский вист сыгравшим лихо.
Кто нам помог? Куда плывём?
Сияет белое… Всё тихо.

6.2  Тень  (О. Колесникова)

Анне Ахматовой

Я вспоминаю странный день,
я улетаю в тишину…
Тогда мою искали тень,
призвав в свидетели луну.

Вновь одинокие пловцы
в сирени сумрака плывут,
Мерцают миражи–дворцы
то там, то тут, то там, то тут.

И пропадают, как слова,
всё обращается в поток,
Немного кругом голова,
туман средь образов цветёт.

И что-то образует тень,
иль контур, может силуэт.
Исчезла я, возникла сень –
так здесь я или, всё же, нет?

Закрыли двери на засов,
и вдруг вверху в окошке свет…
О, возвращения часов –
так там я или, всё же, нет?

Давно уж время истекло,
но чётко виден силуэт,
Разбито хрупкое стекло,
как жаль, когда чего-то нет.

6.3  Поединок поэта  (О. Колесникова)

Всё время происходит поединок,
Жестокая игра – смертельный перепад.
Посредственность во всём могуча и едина,
Сарказмом исходя,  уже готовит яд.

Ещё светлы глаза и яростны порывы,
И музыка души неистовых пленит.
Но тени за углом огромны, молчаливы,
Уже назначен счёт количеству обид.

Свет истины в тебе, тебе удары страсти,
Попробуй превозмочь обыденности тлен.
В скрижали внесены уж беды и напасти,
Дуэльные бои – свидетели измен.

Но бьют колокола музыкой поднебесной,
Свет тоненьких свечей вдруг сердце опалит.
Что, разве жизнь прошла? Мгновением
чудесным,
Рифмованной строкой куда-то всё летит.

Единожды один и в этом нет пощады.
Созвездие судьбы мистически манит.
Разрушены мосты, нежданные преграды,
Коварство нелюбви не пулею сразит.

Всё кончено, но вновь, всё одолев,
воскреснешь.
Волшебное перо пророчески скрипит…
Нельзя, не пережив, создать из жизни песню,
Дав миру и всем нам божественный мотив!

6.4  Снежная королева  (О. Колесникова)

Виртуально сжимаю холодные,
длинные пальцы.
Замираю, ликую, шепчу
и не могу оторваться.

Посылаю в пространства
астральный привет неизменный.
Погибаю от счастья быть новой,
несносной, неверной.

Утопаю в потоках
из колкого лёгкого снега.
Замерзаю легко,
о, зачем эта нежная нега.

Я давно, предавно у порога
пурги на закланье.
Сочиняю посыл – в никуда,
он системен энергией знанья.

Никогда, никогда не посмотрим
в глаза мы друг другу…
Был случаен контакт
по смертельному счёту и кругу.

Белизна и покой той,
опаснейшей гибельной ночи,
Ты отвёл всё рукой,
не гадал, не желал, не пророчил.

Снова, снова одна –
отправляю сквозь бездны приветы.
У большого окна
концентрирую мысли–обеты.

Есть такая игра,
непонятная бдеющим людям.
Мы с тобой никогда,
никогда обрушения чувств не забудем.

Бесконечность внутри,
снова строфы вмерзают в пространство.
И зови, не зови –
не найдёшь на Земле постоянства.

6.5  Треугольник любви  (О. Колесникова)

Я улетаю, друг, не жди и не зови.
Я пропадаю в треугольнике любви.

Я выхожу туда, в орбиту, из широт,
Предвидя, чем окончится полёт.

Спешу на зов, с разгоном в холода.
Как трудно здесь дышать, а видно хоть куда.

Ах, треугольник, каждый угол мой,
Но чувствую опасность за спиной.

В безмолвии толпа, все ждут, когда конец
Полётам по волнам, где гребни, как венец.

Где искры сентября по январям плывут,
Где месяц и заря, обнявшись, утра ждут.

А горизонт – черта в серебряной пыли.
Направлен мой полёт всё дальше от земли.

Коварно коротка там лёгкость бытия.
Вернусь ли я опять туда, где вы, друзья?

6.6  Елене, Екатерине, Таисии  (О. Колесникова)
 
фото Е. Перовой

Три загадочные феи –
музыканты, лицедеи.
Побеждают бури пеньем,
сдержанностью и уменьем.

Нежные растят цветы,
необычной красоты.
Сочиняют песни, пьесы –
всё объёмно, интересно.

Ставят вехи в Интернете,
не зацикливаясь этим.
Есть леса, озёра, море –
хорошо всем на просторе.

Вена, Любек, Бремен, Прага –
фестивальная отвага.
Хельсинки, Берлин, Париж –
ты не нам теперь шумишь.

Турку, Новгород и Псков –
ваш маршрут извечно нов.
Выборг, Вологда, Стокгольм –
поиск новых фраз и форм.

Солнечное, Комарово –
вспоминаем снова, снова.
Репино, Зеленогорск –
парки, пляжи, клумбы роз.

Волны, бухточки залива
ждут всегда и терпеливо.
Ах, прогулки при луне
на Карельской стороне.

Там основа вдохновенья,
световые представленья.
Так держать мои Атланты –
фантазёры, музы, франты.

6.7  Компопарк  (О. Колесникова)

Геннадию Л., Степану К., Валерию М.

«Мне нравится …»
М. Цветаева

Мне нравится,
что этот компик свой,
Вы подарили кукле,
деве, даме.

Мне нравится,
что и винчестер мой,
Стрелял неразрешёнными
стихами.

Мне нравится,
все файлы на местах,
Причёсаны и
грамотно забиты.

А гардемариманы,
неспроста,
В тени всех
невозможных мегабитов.

Да, я не очень
в Гугликах сильна,
А также в Яндексах
и может в Инстаграммах.

Поэзы очень
странная страна
И ничего не весит
в килограммах.

Пусть расцветает
наш системный сад,
Там замыслам
не может быть преград.

И есть ещё
небесный виртуал,
А он для нас
ещё не всё сказал.

6.8  Звёзды погонь  (О. Колесникова)

Я – таинственный ребус,
магнитом влекущий тебя.
Ты – извечный кроссворд,
что неспешно пытаюсь решать.
Мы – миры, что невстречно
несутся по жизни, любя.
Пусть попробует кто-то,
хотя б ненадолго догнать.

Ты – весь яркость мелодий,
напевность и их глубина.
Я – возможность игры
или просто забытый мотив,
Что приходит внезапно
из странного светлого сна,
Там, где мы вне пространства
куда-то в бездонность летим.

Там, где ноты и строфы,
возникнув, важнее, чем быт.
Там, где вновь повторяется миг,
как опасный рефрен.
Это нежная мнимая
лёгкость пожатья руки
Средь невиданных парков,
беседок и каменных сцен.

Мы сыграем все роли
спектаклей, что нам зададут,
Не придумав для голоса
смеха, отчаянья, слёз.
Музыкальный момент,
этот действа последний редут,
Вдруг аккордом в запретную
память ворвётся всерьёз.

И останется там, в том
бескрайнем нигде, навсегда.
Всполох, вспышка – их блеск,
как нежданный холодный огонь.
Мы не знаем, куда и когда
вновь вернёмся, когда?
Всё проходит, мы грезим,
мы звёзды небесных погонь.

***

Стихотворения В. Таирова


6.9  Сонет одиннадцатый  (В. Таиров)

Про город мненья разные имеют поколенья:
Кому он – друг и брат, кому издревле свят,
Иным лишь ночи белые про город говорят,
И сеть гранитом ограниченных течений,

Мосты и фонари, фантастика – дворец,
Непостижимость, фантастичность… да не много ль?
Двойное бытие… Россия. Вот и Гоголь –
Творец Мистерии, нашёл в клубке конец:

Он видит призрачность на Невском на панели –
Тут в заколдованное место город врос,
В толпе обманов ходит ловкий Нос,
А рядом отбирают у простых шинели…

К принявшим жертвы – ласков, к жертвам же трагичен –
Как самобытен Петербург! И как столичен!

6.10  Сонет двенадцатый  (В. Таиров)

Как самобытен Петербург и как столичен…
Столичный город, правда, без престола.
Пётр – Фальконе. Лицо – Марии Колло.
Горд монумент! А горожанин обезличен:

Он, как и памятник, в легенду превращён –
В названья улиц, рек, садов, мостов,
Но после разных социальных катастроф
Что нам, потомкам, остаётся от былых имён? –

Не знаем смысла и названья слов
«Ульянка», «Котлин», «Охта», «Автово», «Нева»!
У Мифотворчества на Миф – свои права:
Есть в каждом перекрёстке улиц Пять Углов!

Игра в названия останется игрой…
А Петро – Ленин – Град – Герой!

Продолжение - Глава  см. http://www.stihi.ru/2019/02/28/9683