Ефросинья Родная деревня 1934 год

Лора Аниканова
 Лето, в том далёком  году по всем признакам обещало быть жарким. В такие долгие, знойные дни, жизнь в деревне обычно замирала. В избах, на хозяйстве  оставляли стариков  да малых  детей, где каждый из них получал  своё задание, а остальные работали на колхозных полях.
Всё  оживало  только поздним вечером, когда прохлада опускалась на землю. В это время молодёжь устраивала для себя, своего рода музыкальные развлечения. Тогда тишина в деревне прерывалась переливами играющей гармони и пением девчат, ласкающими  слух.
  Чуть  позже   устраивались  танцы в одной из очередных изб. В качестве зрителей всегда собирались у окон  усталые, но любопытные односельчане.
    Жизнь  протекала по деревенским законам и шла своим чередом. В свободное от работы время ребятня бегала в лес, чтобы собрать и поесть вдоволь лесных ягод , а их было в изобилии, а ещё , чтобы отдохнуть в тени  листвы.
    В деревне было и  торфяное болото, в котором  селяне нарезали  торф, просушивали его, заготавливая  на зиму для топки печей.
По краям болота росла  ежевика, которая как  то однажды, была обнаружена    внимательной Ефросиньей, и впоследствии  ягоды стали любимыми. По болоту никто без надобности не ходил. Для Ефросиньи  в родной деревушке не существовало таких мест в округе остававшихся без её внимания. Всё было обследовано и по  решению самой
Ефросиньи – испробовано. Множество диких, неизвестных доселе растений с предполагаемыми съедобными частями и плодами, очень быстро становились   известными и на себе опробованными. В каждом  из этих растений  Ефросинья обнаруживала, ставшее  в дальнейшем  её открытием, неповторимую палитру  различных видов, радующих взор  и удивляющих своеобразием вкусов. Это позволяло дополнить и обогатить собственные  ощущения. В такие минуты Ефросинья отдыхала душой, тем самым  пополняла  свою жизненную энергию, на  некоторое время, забывая  о непосильной работе и о невозможности, что-либо изменить к лучшему.
 Несмотря ни на что, Ефросинья могла почувствовать и извлечь  радость из различных  моментов  соприкосновения с природой, что было свойственно её внутреннему миру, и потому  жизнь   никогда не теряла смысла. Не только лес, луга, болото пленяли девочку. Если Ефросиньи удавалось вырваться на речку, то это  сразу же  погружало в состоянии невообразимой и всеобъемлющей радости.
Она с удовольствием  плавала, ныряла, прыгала в воду
с « быка», грелась  в песке, и  казалось, что это объятия блаженства. Время для Ефросиньи, в те минуты, останавливалось,  и  счастью не было конца. В минуты уединения Ефросинья всегда, о чём-нибудь размышляла.
Вот и сейчас она вдруг вспомнила, как  подкарауливала маленьких баранчиков, подстерегая их у мостика, через
который они переправлялись. И как только баранчик оказывался рядом, Ефросинья бесстрашно и ловко запрыгивала на него, вцепившись в рожки, чтобы прокатиться, но это развлечение длилось не долго.
Баран, не желая такого наездника, так умело изворачивался, что удержаться было невозможно, и Ефросинья становилась  поверженной  мгновенно.
  Она часто рисковала, но имела хорошую реакцию.
   
     Вспоминала еще, как  скатывалась на лыжах с неизведанных  холмов, хоть и  падала, теряя лапти, но никогда не сдавалась. И еще, вспоминала Ефросинья, как они с подружкой пасли коров. За это время, в их обязанности  ещё входило, нарвать  по мешку травы. Это все  было безрадостно и грустно. Девочки не знали что такое весёлые развлечения, поэтому однажды отдыхая, после выполненных заданий, Ефросинья решила предложить подружке рассмеяться, а так как смеяться было не с чего, то она для начала просто хохотнула сама, что предложила сделать и подружке. И так по очереди они и хохотали, пока не рассмеялись от души. Насмеявшись вдоволь, девчонки тащили свои мешки наполненные травой и гнали коров домой с хорошим настроением.
     Все бы было ничего, но вот ладошки рук все время ныли, от появившихся новых порезов травой и это омрачало их радость. Как то, в очередной раз пребывания на речке, Ефросинья, зарывшись  в песок,  после долгого купания  припомнила недавнюю встречу с зайцем на картофельном огороде. В тот день мама была на прополке  и Ефросинья должна была отнести ей воду и помочь закончить работу. Тропинка до колхозного поля шла через картофельные огороды. Солнце припекало, стояла тишь, и только потревоженные кузнечики пугливо прыгали под ногами  в разные стороны. Ефросинья с водой шла по тропинке не спеша и вдруг услышала лай собаки, которая  как - то необычно  и загадочно  лаяла.  Девочка поняла, что собака за кем - то охотится, Ефросинья остановилась, прислушалась, осмотрелась вокруг, но никого не обнаружила и уже намеревалась продолжить путь. Каково же было удивление, когда рядом с собой  через картофельный ряд  увидела  большущего  серого зайца с длинными ушами, испуганно притаившегося в тени ботвы. Он смотрел прямо на Ефросинью. Некоторое время они просто смотрели друг на друга. После короткого оцепенения Ефросинье так захотелось потрогать зайца, что она не удержалась и попыталась прикоснуться к его уху.
    Реакция была молниеносной, заяц резко подпрыгнул , напугав Ефросинью и стремглав пустился наутёк. От этих воспоминаний греясь на берегу  в   песке,  Ефросинья улыбалась, потому что  была тогда рада за зайца, которому удалось убежать от собаки. Он был таким  красивым.
  Как же я люблю свою деревню, выбираясь из песка, думала Ефросинья с переполняющим её чувством  радости, как  вдруг неожиданно  наткнулась на длинную кость, похожую на палец, только с дырочкой в конце фаланга. Любознательная Ефросинья некоторое время  оставалась в раздумье, а затем приняла решение отнести находку в школу, в которую сама ещё не ходила, а так мечтала об этом.  В  то сложное , голодное время , детей отдавали в школу поздно, так как некому было работать в колхозе и дома.
  Уже на следующий день, утром, Ефросинья отправилась к учительнице, которая жила не далеко. Она очень волновалась, представляя себе эту встречу. Учительница встретила  девочку приветливо, выслушала и, осмотрев находку, поблагодарила, сказав, что Ефросинья очень правильно сделала, что нашла её. Потому что теперь об этом экспонате узнают и  учителя  города,  а также  дети , которым расскажут об удивительном древнем мире.
Затем учительница  предложила Ефросинье прийти  на один  из уроков в начале учебного года. Счастливая девчушка   стояла  и слушала, как завороженная.
Она не могла поверить в то, что разговаривает с самой учительницей.
    В её понятии, учитель это как что - то совершенно недосягаемое  и что это просто какое - то счастье  вдруг сошедшее на неё с небес. Радуясь такому удачному дню, Ефросинья поспешила домой, так как никогда не забывала маму и  свои обязанности. При воспоминании о доме, девочка  уже в который раз почувствовала, что очень хочет есть. «Может мама сегодня что-то сварит  в чугунке»,- с надеждой мечтала по дороге  Ефросинья. 
Одновременно  душа её, переполненная различного рода чувствами  прошедших событий, всё же  светилась от радости.