Начало автобиографии - шутка

Сергей Аркадьев-Долгих
(Наглядное пособие по орфографии, пунктуации, фразеологии,… и т.п. Для специалистов в данных областях)
          
          
           В году 1961, 22 января месяца, в воскресенье, в 00 часов и 15 минут,  (по сведениям уважаемой и любимой мамы), в роддоме города Краснокамска, Пермской области, моей старшей сестричке, чтобы не скучала, был "приобретен" брательник. Но, так как, ей, в то время, было не до брательника, - в возрасте двух лет (разница – 1 день к 720 д.!!!), знаете, и своих проблем хватает, - то обслуживать и пользоваться, этим "приобретением", стали все, кто имел доступ к его телу – мама, папа, бабушка, многочисленные тетки, дядьки, двоюродные сестры и братья (имеющие допуск по возрасту), соседи,… и прочие, многочисленные близкие, друзья, коллеги, знакомые его родителей (Кажется, всех припомнил). Так что, это время, нам, не интересно.

         Вот годам к трём-четырём, у сестренки, стало гораздо больше времени и возможностей заняться своим брательником. Да и братан, к тому времени, уже крепко стоял на ногах и был способен сам передвигаться в пространстве двора и его окрестностей. Так что, пользоваться им было, достаточно, просто – важно было, только, увлечь его чем-нибудь (игры, фантики, открытки, мячи, куклы, машинки, карандаши, пластилин, и т. п.), после чего, он требовал минимум внимания, так как  был достаточно автономен, - фантазии у него, видимо, хватало.

         Со временем, годам к пяти, когда его речевые функции набрали достаточный словарный запас и произношение стало походить на русский язык (правда, некоторые свистящие и шипящие звуки долго ему не давались, что несколько напрягало пользователей), он мог уже, почти вразумительно, принимать участие в некоторых интеллектуально-логических развлечениях сестры  (игры в слова, в "глухие телефоны", разгадывания шарад и прочие примитивно-логические, не требующие буквенно-азбучных знаний, игры), что, значительно, повышало вес сестринского авторитета в глазах ее, некоторых, подруг, не имеющих, на то время, подобных "приобретений".
 
         Дальнейшее повышение рейтинга сестры не заставило себя долго ждать, чему поспособствовало освоение, таки, азбучной грамотности брательником. К чему, (не в ущерб воспитателям яслей и детских садиков, которые он не посещал, по причине ультимативного заявления родной бабушки) сестра же и приложила свои, почерпнутые ею в школе, первый класс которой она, в то время, уже посещала, знания, усвояемые "приобретением" (т.е. братом), на удивление, достаточно легко. Правда, втайне от сеструхи, в ее отсутствие, по причине посещения ею вышеупомянутой школы, братан брал "дополнительные уроки по освоению азбуки" у, любимой им, бабушки, которая, будучи неграмотной, в совершенстве ею (азбукой) владела, на уровне символьного написания и транскрипциального произношения, чего, как не странно, оказалось достаточно для раскрытия, у него, способностей к синтезу, на бумажных носителях, простейших словарных конструкций из, составляющих их, букв ("мама", "папа", "киса", "Вася",…и т.п.). Все это, в сумме, привело к тому, что в пять, с небольшим "хвостиком", лет братан, уже сам, без помощи сеструхи и бабушки, "проглатывал фолианты" формата "Колобок", "Доктор Айболит", "Курочка Ряба",…и т.п. Что, в свою очередь, косвенным образом, и способствовало повышению авторитета  сеструхи, в глазах ее "безбрательниковых" подруг, так как открывало доступ, ее брательнику, к следующему уровню их интеллектуальных развлечений сестры и ее окружения – разгадыванию загаданных слов (кинофильмов, городов, имен  и прочих названий) по первым, написанным в клетках, буквам!

          Освоение, же, арабских цифр, позволило братану принимать участие в некоторых ролевых играх, имеющих огромный вес, среди подобных развлечений, где, вышеупомянутые, знания, просто, необходимы. Одной, из таковых, была игра в "магазин", где, подобная брательнику, участвующая единица была "не вес золота", потому что, в основном, все, допущенные к этому действу, были в ролях "продавцов", и, добровольно, быть "покупателем", ни кто, из них, не хотел – это было унизительно, для них, и, видимо, просто, не интересно. И вот здесь, авторитет сеструхи, как приоритетной пользовательницы братана, владеющего символьно-цифровой грамотностью, достаточной для уровня "покупатель", становился недосягаемым, и становился - предметом зависти и мечтаний ее "коллег", - "покупатель", у нее, был свой, постоянный, и, к тому же, - «грамотноторгующийся".

          Но, по-видимому, эта вершина ее авторитета, виновником которой был, выпестованный ею, с пролитием, не одного, ведра трудового (типа – в поте лица) пота, брательник, и явилась самой высочайшей вершиной, на то время.  Дальнейший рост, конечно, продолжался, но он был более плавный и, уже, не вызывал блеска зависти в глазах сеструхиных подруг – они привыкли к тому, что братан был всегда под рукой. Но, так как, в общем, основная, глубинная, задача, - достижение "приобретением" уровня сознательного, коммуникативного, автономно-безопасного объекта, - была выполнена, а интересы его, уже, выходили за рамки установленных, в этом кругу, правил – быть молчаливым исполнителем воли и желаний сеструхи и ее окружения – он, уже, хотел большего.

          Интересы, же,  сестры, и ее подруг, развивались, уже, в других направлениях - в оттачивании мастерства  прыгания со скакалками, в играх с мячом (с использованием стены дома и включением, в процессе отбивания мяча, элементов для развития координации и ловкости (хлопанье в ладошки, развороты, подскоки, и т.п.)), игре в "классики" и в прочих динамичных играх.  Периодически, братан принимал участие в этих развлечениях, но нерегулярность и, все-таки, возрастные возможности не позволяли ему достичь определенных успехов и уровня играющих, но, судя по придиркам при судействе и отсутствии поблажек, отношение к нему заметно посерьёзнело -  конкурента в нем, уже, чувствовали. Все это, в итоге, вело к усложнению правил игр и введению новых игровых элементов, что, в свою очередь, положительно сказывалось на общем физическом состоянии сестры и ее подруг и побуждало творчески подходить к этим вопросам, что также полезно для общего развития. Но игра – это не спорт, в игре, в отличие от спорта, рекорды менее значимы, - здесь более важна увлеченность процессом, привычность, удовольствие от легкости применения своих навыков, отключённость от внешнего мира – то есть, сам процесс игры. Появление, же, братана, теперь уже, вносило некий диссонанс в игры сестры и ее подруг, и он это ощущал. Резкого разрыва, конечно же, не было, но сферы интересов, у братана, все более определялись и они не были параллельны интересам сеструхи.  Дома же, в объеме коммунальной квартиры, сфера пересечения интересов была весьма и весьма значительна – от поисков припрятанных к празднику конфет (с коньяком! – 1 кг.), поисков бутылки шиповникового сиропа (из которой, по чайной ложке (жадюги), три раза в день (могли бы и почаще), после еды (типа - меньше влезет)), до организации, совместно с соседями (по коммуналке), кукольного театра и многого, многого другого.

          И братан стал, все чаще, выходить из-под контроля и влияния сеструхи. Не по причине неуважения ее, а потому, что разница в возрасте, на тот момент, уже была менее значительной ( 6 к 8  это вам не 3 к 5 , тем более 2 к 4, или о, Ужас!  1 к 3 , а то и ва-а-аще!!! - 1 к 720 !!! (в первый день ) ). А через полгода он был, уже совсем, самостоятельный мужик, и к тому же, технически вооруженный, - наличие самоката, взятого "на прокат" родителями на лето, значительно увеличивало его мобильность, и позволяло освоить пространства, не только соседних дворов, но и всего микрорайона! Подобные увлечения, естественно, привели к возникновению собственного круга общения, в котором мастерство управления транспортным средством, то есть самокатом, играло основную, если, даже, не главенствующую роль. А так как сеструхин братан не был обременен необходимостью посещать дошкольные воспитательные заведения (причины – см. выше) установленного образца (ясли,д.садики, и т.п.) и тратить драгоценное время на освоение грамоты (хотя это не являлось обязанностью), так как уже, достаточно, владел (как читатель и почитатель творчества К. Чуковского, А. Гайдара, А, Барто, и т.п.) ею, то наличие, практически, неограниченного лимита времени (с 08.00 до Обеда и от Обеда до "Серега, иди домой… быстро!") на саморазвитие, позволяло тратить его на оттачивание мастерства использования технического снаряда. Успехи, в этом деле, - были грандиозны! Один только "разворот на торможении" заставлял вспыхивать снопами искр глаза не только коллег по увлечению, но и случайных свидетелей этого трюка! И это было приятно – чувствовать, что ты - МОЖЕШЬ!  Это стало ведущим и основным фактором  в определении приоритетов в его жизни – колеса, и только колеса! Они позволяли расширить границы мира! В шесть, с небольшим, лет родной город уже не казался бесконечно огромным, - были изучены все асфальтовые дорожки, каждая горка, способная подарить ощущение полета, каждый уголок, в зоне досягаемости, исходя из скоростных динамических данных системы (братан + самокат). А Это – уже немало!
 
           Согласитесь, подобные выкладки, как-то объясняют взросшую самостоятельность братана. Новые друзья, новые интересы, масса времени – все это превалировало, над перспективой "париться" в, ставшем очень тесным, дворе. Сеструха, же, будучи ученицей, находящейся в заслуженном летнем каникулярном отпуске после успешного окончания первого класса средней школы, в то время, разрабатывала и осваивала новое увлечение – музыка. "Сольфеджио"- это слово стало, очень часто, произноситься в родной коммунальной квартире, - братан воспринимал его, как нечто мистическое, неподвластное его шестилетнему, с небольшим, возрасту. Это его ощущение усугублялось еще тем, что предмет, на котором, видимо, должна будет научиться играть его сестра – отсутствовал! То есть, все знали, что это будет - "фортепиано" (еще одно мистическое слово), но, видимо, в связи с отсутствием финансовых возможностей, приобретение сего инструмента, периодически, откладывалось на неопределенный срок (до следующей получки), что сестру не очень радовало (сколько слез пролито – неведомо, но много), так как заниматься этим "сольфеджио" ей приходилось виртуально – на бумажной полосе, в натуральную величину, были нарисованы черно-белые клавиши (звук, конечно, отсутствовал), и на этом "тренажёре" она, самоотверженно, "играла" гаммы. 

                (продолжение следует)

               
                2008 г.