Феликс Гойхман. Читательский обзор. Февраль-2019

Большой Литературный Клуб
Не знаю уж почему, но мне нравится момент зарождения традиции, при всем при том, что любая форма тенденциозности мне не по нутру. Похоже? – Да. Но не одно и то же, ибо традиция – форма свободы, а тенденция – форма беспредела. Что ж, дело обстояло так: администрация БЛК предложила мне побыть номинатором. Был такой момент где- то год назад. Я согласился, и колёсико завертелось. Однако фокус заключается в том, что с молодых ногтей в голове у меня застряла фраза из Экзюпери, не вполне непротиворечивая фраза: мы в ответе за тех, кого приручили. Разумеется, номинировав очередного поэта, я мог умыть руки, мог составить свой шорт и подвесить его в Народном голосовании, но мне показалось, что этого недостаточно. Я написал читательский обзор, и ещё, и ещё, обосновав не только выбор своих номинантов, но и выбор других стихотворений в своих шорт-листах. Нынче та же история. В янаваре я был хозяином Гостиной, в феврале номинировал в лонг своего претендента на 'победу', и вот вам мой читательский обзор.
Чем же, какими соображениями я руководствуюсь при выборе стихов для шорта? Их несколько, но главное, чтобы слова, используемые в конкретных стихах, что-то значили и как-то звучали. Кто-то пожмет плечами. Скажет, эка невидаль, открой толковый словарь, открой орфоэпический, и увидишь, что каждое слово имеет собственное толкование, что-то значит и как-то звучит. Все так, но в стихах, как заметил поэт, мертвые слова издают зловоние, поэтому задача поэта, по-моему, отличить мертвые слова от живых и сотворить из них стих.
И хватит об этом,
займемся предметом.
Это я к тому, что в поэзии недостаточно зарифмовать энное количество строк, главное, чтобы из текста дохнула жизнь. И об этом тоже неплохо сказал другой известный не так давно поэт. И последнее: конечно, на мой выбор повлияла прихоть, ведь прихоть – не системная ошибка, не ошибка машинного кода, а то, что делает нас людьми.

АННА КОРНЕТ «Аид»
http://www.stihi.ru/2016/08/07/888 номинатор Наташа Дубрау
Итак, Анна Корнет переписала главу из бывальщин Олимпа в стиле кантри, как будто олимпийцы – заскорузлые байкеры со своими чувихами. Мне нравится, ведь сказки Элады и впрямь полны сексизма и прочей ерунды, называемой жизнью, их там не меньше, если не больше, чем в балладах ZZ top.

ПЕЛЁВИН «Юность»
http://www.stihi.ru/2019/02/05/9793 номинатор Александр Крупинин
Поучительная история про пчелу-самоубийцу, о том, как она помешала закрыть забрало юного чела. Симпатичное стихотворение, взятое крупным планом в отдельно взятой стране. Признаюсь, подобная кибировщина – не мой конёк, но отдельно и крупным, почему нет?

АЛЁНА БЕЛАВЕЖСКАЯ «Практика лёгкой руки, тяжелого сердца»
http://stihi.ru/2018/05/06/6947 номинатор Марина Намис
Начну нелогично. Недавно я загулил Беловежскую пущу. Думал, там, как бывало, зубра можно встретить на извилистой охотничей тропе, но нет, музей и вольер, а охотничья тропа превратилась в туристкую. Таким образом люди из вольера побольше глазеют на зубров из вольера поменьше. Такой вот театр абсурда. Кто-то скажет, причем здесь жареные гвозди? Отвечу, при том, что Алёна Белавежская как никто умеет из недостатков извлекать достоинства. Способ прост и стар, как мир: любую мысль можно довести до абсурда. Спросите, кого из поэтов прошлого Алёна мне напоминает? Отвечу, Архимеда, ведь она тоже может сказать о себе: дайте мне точку опоры, и я переверну мир.

СВЕТА ХОХЛОМСКАЯ «Уголь»
http://www.stihi.ru/2018/08/01/99 отборочный тур для резидентов
На мой скромный вкус, очень длинное и запутанное, хоть и блестяще написанное стихотворение. И так бывает. Ну что ж, если Персефону окружали аграрии, то подругу ее юности, Артемиду взяли к себе пролетарии, то есть её "соперники номер один", шахтеры, которым нечего терять, кроме ворованного угля и собственного силикоза, и "кочегары-заразы", прихлебатели, которые "летят в поддувало гуртом". Не совсем понятно, как богиня охоты стала хозяйкой горы, что "тырит у них уголёк" для кочегаров, скорее ХГ следует ассоциировать с другой греческой богиней, Венерой, но поверю автору на слово. Непонятным ещё остается и то, для кого тырят уголек сами шахтеры, у которых 'в три буквы уложена суть'. Ведь если разобраться, стараются, гробят своё здоровье они для той же злыдни. Такие вот две хозяйки на одной горе. Но в отличие от реальных бытовых трагедий, когда брат шел на брата, у Светы Хохломской царит мир и гармония, кочегары замирились с шахтерами, поскольку две героини разной мифологии слились в одну. Женщины в который раз одолели мужчин.

ВАЛЕНТИНА ЯНКО «Я назову пароль»
http://www.stihi.ru/2018/10/02/8026 квота Феликса Гойхмана за ведение рубрики «В гостях у...»
Когда-то давно подумал, что поэт, сочиняя стихи, напоминает горнолыжника, снующего между флажками. Задача: при спуске не сбить ни одного флажка. И меня всегда немного удивляют некоторые стихотворцы, по преимуществу начинающие, которые умудряются сбить решительно все флажки на своем пути. Случается и такой талант. Конечно, значительно чаще бывает, что начинающий поэт идет путем наименьшего сопротивления и использует мертвые, расхожие слова и словосочетания. В результате, язык его стихов становится выхолощеным и утрачивает смысл. Думаю, это – еще хуже, посколько риск – благородное дело.
Стихотворение Валентины Янко – совсем другой случай. Ничего не могу поделать с собой. Люблю, когда стихи начинают говорить со мной стихами. Скажу по-другому, когда стихи отзываются во мне любимыми поэтическими строчками, не повторяют чужие лексические находки или образы, а как бы затевают с ними диалог, входят в зацепление. Так прочитав "Ключевые эти слова я тебе назову из «тогда»", я тут же вспомнил давнее: я назову тобой разлив реки..., О.Чухонцев, и дальше, "пусть даже ты уйдешь – я буду знать, что названная прибежишь опять". Иногда, впрочем, мне достаточно одного слова, точно, как позывной в стихотворении Валентины, и в памяти моей начинают распускаться цветы.
Осень, а клевер цветет –
Мелкий, неяркий, лиловый.
Скоро зима заметет
Этот цветок бестолковый (А. Жигулин).
А это у Валентины: Из юности бестолковой мой запоздалый поклон.
Скажете, пустяки: одно слово. Что оно меняет? По-моему, многое. Слово 'бестолковый' имеет четкую негативную окраску, и только поэт умудряется придать ему целый спектр эмоциональных коннотаций. Скажете, чем одно заимствование отличается от другого заимствования? Отличается. Поскольку Валентина ничего не заимствовала. Да, ей далеко еще до таких зубров, как Жигулин, Чухонцев и многие из присутствующих, но на своем пока еще простеньком маршруте она не сбила ни одного флажка, и мертвечиной не торгует.

ЕЛЕНА АЛБУЛ «Экскурсия»
http://www.stihi.ru/2019/01/31/8285 отборочный тур для резидентов
Мне очень нравятся стихи Елены Албул, и всё тут! Но странная вещь – сюжетные вывихи. Перед нами два персонажа, два скрипичных мастера. Один, высокий и красивый художник по совместительству, изготовитель пейзажей, "другой,
И молчалив, и грузен, и приземист,
Пейзажей не писал, но мог заставить
Любую табуретку петь, как скрипка..." А вывих заключается в том, что в классическом варианте оппозиции, высокому и красивому художнику противостоит приземистый торгаш. В этом и невольный комизм ситуации, торгаш способен убедить любого лоха, что табуретка звучит, как скрипка, "когда бы вдруг пришла ему охота
На табуретку струны натянуть".

ИРИНА ЧУДНОВА «чтобы начать говорить»
http://stihi.ru/2018/10/17/3613 номинатор Александр Перевозкин
По своим творческим установкам, я – последователь Эвклида, в том числе. Адепт его центральной аксиомы про кратчайший путь между двумя точками на плоскости. Полагаю, Ирина Чуднова – тоже.
чтобы начать говорить,
нужно <...>
распластаться по ветру.
Или так.
глаза зАреваны —
очи выклеваны случайным гением
От очей я бы отказался, и случайным вызывает у меня вопросы, но, в целом, все так и есть – кратчайшая прямая. И даже отдельные слова, некоторые из них Ирина тоже превращает в прямой отрезок, или, что точнее, в квадратуру круга.
ожи—
—дание,
не—
—тер—
—пением
Вспоминаются ещё слова Ролана Барта, о фашистской природе речи, которая не затыкает рот, но заставляет говорить. О да, Барт заметил это, когда руины городов еще не были до конца восстановлены, и запах гари и мертвичины еще не выветрился. Сейчас другое время, и Ирина в своем стихе говорит не о том, в железной каске и со свастикой на рукаве, а напротив, о состоянии, когда все человеческое существо превращается в крылья, и это крылья не валькирий.

ОЛЬГА ВИРЯЗОВА «В одной из Барселон...»
http://www.stihi.ru/2016/06/10/894 номинатор Диана Рыжакова
Если разобраться, стихотворение Ольги Вирязовой про сон, не сон разума, который рождает чудовищ, но напротив, про сон сердца, убаюканного Средиземным морем, не знающем кошмаров зимы. Скажу, что мне понравилось больше всего: обглоданная кость земли и то, с каким мастерством вводится в текст тема бродячей, не знающей поводка, собаки. Памяти нет, следы скрадываются, хотя обратный билет – в кармане, в кармане ничейного человека, уснувшего "под языком жемчужницы морской". Этот билет напомнил мне экзистенциальную коллизию, укрытую за немного китчевым, мелодраматическим флером в легендарной "Иронии судьбы".

АЛЁНА АСЕНЧИК «Вот же...»
http://www.stihi.ru/2018/11/22/199 номинатор Юрий Семецкий
Мне всегда было немного жаль, что академик Щерба оказался таким лаконичным, рассказывая столь душераздирающую историю. Хотелось подробностей и развития. Был близок к тому, чтобы заняться данным сюжетом. В общем, я очень рад, что Алёна избавила меня от этой необходимости. Теперь все стало на свои места.

ДМИТРИЙ МЕЛЬНИКОВ «Он ждал, но не дождался новостей»
http://www.stihi.ru/2017/02/01/7826 номинатор Диана Рыжакова.
Стихотворение Дмитрия Мельникова напомнило мне, в хорошем смысле, давнее стихотворение Арсения Тарковского, хоть у текстов этих есть только одна точка пересечения: воды, густой, как масло, но живой.
Душа моя затосковала ночью.
А я любил изорванную в клочья,
Исхлестанную ветром темноту
И звезды, брезжущие на лету
Над мокрыми сентябрьскими садами,
Как бабочки с незрячими глазами,
И на цыганской масляной реке
Шатучий мост, и женщину в платке,
Спадавшем с плеч над медленной водою,
И эти руки, как перед бедою...
Почему в хорошем смысле напомнило? Потому что совсем другими средствами Дмитрий породил в моём сердце сходные тревожные чувства, полные невыразимой печали.

По идее, моё pro следует закончить каким-нибудь contra, и не каким-нибудь, а строго определенным, следует обосновать свой отсев. Почему, по какой причине я не выбрал другие – более чем достойные – стихи? Но мне не хочется этого делать. Конечно, я мог бы сказать, что нынешний лонг, как и большинство других, слегка отдает мертвечиной. Случается такой сладковатый запах у не вполне первой свежести продуктов. Я мог бы заметить, что как-то неловко видеть в одном двустишии после первой хореической строки (какую бы взять для примера? Ну хотя бы эту: "От Москвы, до самых до окраин") строку анапеста. При этом слова в этом анапесте оказываются перекошенными. Или я мог бы посетовать, что в стихотворении практически мэтра использован заимствованный у других поэтов скелет, но я не буду этого делать. Сошлюсь на то, что всему виной была моя прихоть.