5 марта - память мученицы Ольги Кошелевой

Галина Николаевна Николаева
     Дни памяти Ольги, новомученицы Российской:
     6 марта (переходящая) – в невисокосный год / или 5 марта (21 февраля) в високосный год;
     9 февраля (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

     Духовный подвиг святой Ольги велик, несмотря на, казалось бы, незначительность самого поступка. Она не предала веру и Христа под давлением карательных органов.

     О жизни Ольги Семеновны Кошелевой известно не так много. Она родилась 2 июля 1874 г. в селе Нижний Белоомут (Зарайский уезд Рязанской губернии) в крестьянской семье. Родители воспитали ее в православной вере, учили необходимым для мирской и духовной жизни навыкам.
     Ольга Семеновна стала женой рабочего кожевенной фабрики Андрея Кошелева. Их брак можно было назвать счастливым – у четы родилось несколько детей. Вскоре они переехали жить в Москву.
     Духовный подвиг святой Ольги был напрямую связан с храмом Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах. В течение многих лет она была прихожанкой этого храма, изо дня в день ходила молиться, несмотря на все невзгоды и страх смерти.
     В стране тем временем менялась власть, началась и окончилась Гражданская война, вводились программы колхозов и индустриализации, шло гонение на веру. Все это разворачивалось на глазах прихожан, которые нередко молились в те дни за мир в родном Отечестве.

     В 1938 г. сталинский указ о массовых репрессиях перестал действовать, но это не радовало сотрудников НКВД. Никто не отменял план и премии. К тому же чекисты обзавелись множеством осведомителей и информаторов, дававшим «почву для размышлений». В общем, работа Наркомата продолжалась по инерции; аресты по ложным донесениям не прекращались.
     Один из таких секретных осведомителей донес на Ольгу Семеновну. В качестве существенного аргумента в пользу ареста для НКВД явилась ее характеристика как активной церковницы.
     Ольга Семеновна была арестована 27 октября 1938 года и заключена в Таганскую тюрьму.
     – Вы обвиняетесь в контрреволюционной деятельности. Следствие требует от вас правдивых показаний по этому вопросу! – заявил следователь.
     – Никакой контрреволюционной деятельностью я не занималась, – ответила Ольга Семеновна.
     – О том, что советская власть безвинно арестовывает духовенство, закрывает церкви без согласия на то верующих, вы говорили?
     – Да, я это говорила; и сейчас, видя, как безвинно арестовали меня, еще раз
говорю, что советская власть безвинно арестовывает духовенство и верующих.
Церкви без согласия на то верующих закрываются, что является гонением на
религию и духовенство.
     – По какой причине вы говорили против проводимых мероприятий партии и
советской власти?
     – По своим религиозным убеждениям советская власть ведет борьбу с религией, что и приводило к неоднократным высказываниям мною против мероприятий партии и советской власти.
     – Следствию известно, что в личных беседах со своими знакомыми вы высказывали террористические настроения по отношению к руководителям партии и советской власти. Следствие предлагает вам дать правдивые показания по этому вопросу.
     – Никогда никому никаких террористических настроений я не высказывала.

     Были вызваны свидетели, в частности председатель церковного совета
Успенской церкви, но они подтвердили только то, что Ольга Семеновна в присутствии прихожан говорила: «Господи, что только делается на белом свете, всюду церкви закрываются без согласия верующих, а духовенство и верующих безвинно арестовывают и высылают в отдаленные места. Это не жизнь, а одно мучение...». Однако никто из свидетелей не обвинил Ольгу Семеновну в высказывании террористических настроений, а вызывать в качестве свидетеля осведомителя следователь не захотел.
     Прокурор, которому из НКВД было отдано дело для получения разрешения
на передачу его в суд, счел преступление доказанным, однако исключительно лишь на основании агентурных донесений секретного осведомителя. Но поскольку НКВД не пожелал раскрыть его имя, прокурор распорядился направить дело для внесудебного рассмотрения в Особое Совещание при НКВД.
     Вердикт «Отбывание заключения в Таганской тюрьме» привели в исполнение немедленно.
     Ольга Семеновна скончалась 6 марта 1939 г. Ее тело было погребено в неизвестной могиле на территории застенка.

     За свою неизменность православной вере и Господу Иисусу Христу, а также за смиренную жизнь, безвинное осуждение и перенесенные лишения указом Святейшего Синода Ольга Кошелева канонизирована в сонме Новомучеников.

     Тропарь мученице Российской ХХ века, глас 4
     Благочестно в законе Господни поживши, веру Православную сохранила еси и, терпением гонители Церкве Русския посрамивши, смерть за Христа прияла еси,
мученице славная Ольго, престолу Божию предстоящи, моли спастися душам нашым.

     Кондак, глас 5
     Яко агница кроткая, воспитанная на пажитех Церкве Русския страстотерпице Христова Ольго, посреде лютых мучителей тепле молилася еси: Господи, прости им, не ведят бо, что творят.

     Величание
     Величаем тя, святая новомученице Ольго, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпела еси.

     СВЯТАЯ НОВОМУЧЕНИЦА ОЛЬГО, МОЛИ БОГА О НАС.



Источник: «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века.
Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Февраль».
Тверь. 2005. С. 346-347
http://www.fond.ru/userfiles/person/253/1293477533.pdf
https://drevo-info.ru/articles/24640.html