Ушедшему поэту

Валентина Паевская
       Эдуарду Петренко

Читаю в гулкой тишине
Стихи ушедшего поэта...
Сегодня вдруг открылась мне
Душа, исполненная света -

Душа, умевшая любить,
С неправдой дерзостно бороться,
И честно жить, и твёрдой быть,
Местечка не ища под солнцем.

Железным принципам верна,
Не шла на гнущихся коленях.
Жила в ней Родина, страна
Судьба вмещалась поколений.

Тугой звенела тетивой
И чувством нежным трепетала...
И стал мне ближе голос твой,
И как-то вдруг надёжней стало.

Звучат сегодня, как набат,
Стихи твои из поднебесья.
Душевных стоила затрат
Тобою сложенная песня!

Ты каждым словом дорожил:
Строка и слово - воедино.
И в напряженье сил и жил -
Поэта дух непобедимый!


К сожалению, мне не довелось познакомиться лично и пообщаться с Эдуардом Петровичем Петренко при его жизни, но знакомство с его творчеством, представленным в книге "Но вернусь из далей поднебесных..." помогло  понять главное, как мне кажется, и составить довольно полное представление о нём как о поэте, публицисте, ЧЕЛОВЕКЕ.

Григорий Блехман в своём предисловие пишет о том, что "стихотворение - это рентген души поэта". Соглашусь с ним полностью, но хотелось бы привести слова самого Эдуарда Петровича из его очерка "О чём звонят колокола?" :  "... И на всём лежит отпечаток образа мыслей хозяина" - в данном случае, писателя, поэта. Известно, что человек не может создать художественное произведение, "перепрыгнув", образно выражаясь, через собственную голову. И в окружающих он не может заметить более того, что  сродни ему, его мироощущению. Поэтому те высокие слова, которые он адресует будь то известному поэту, или начинающему автору, вольно или невольно отражают его собственный душевный и духовный настрой, его образ мыслей, высоту его устремлений.

В книге чень ценно, на мой взгляд, то, что в ней представлены три раздела: стихи поэта, его публицистика и переписка с Григорием Блехманом - явно не рассчитанная на публикацию и именно поэтому раскрывающая в полной мере суть его творческой натуры и личности.
И понимаешь, какой это был цельный и прямой человек, глубокий и неравнодушный, болеющий всем сердцем за страну, её прошлое и настоящее.
Можно не во всём соглашаться с его мнением относительно тех или иных взглядов на историю и современность,  на общественные и социальные проблемы - но невольно возникает чувство глубокого уважения к его гражданской позиции, прямоте и принципиальности.
В очерке, посвящённом 75-летию со дня рождения Александра Проханова, Эдуард Петрович приводит слова французского художника  Гюстава Курбе: "Я уважаю себя до тех пор, пока остаюсь верным своим жизненным принципам" - и из всей переписки, из всех произведений автора становится ясно, насколько эти слова близки ему лично и соответствуют его жизненным установкам.

Совершенно очевидно, что Эдуард Петренко не подстраивался ни под чьё мнение, иногда идя вразрез с общепринятыми суждениями, - об этом свидетельствуют и его размышления, и непростые отношения, сложившиеся с определенными людьми.
Но в этом и суть его неуспокоенной, ищущей, даже, я бы сказала, бунтарской натуры и позиция поэта и гражданина, стремящегося "как бы взорвать окружающее нас болото "бытийных стереотипов и штампов" - именно так формулирует  он роль и назначение поэта в очерке "Зачем нужны неудобные люди?"
Но при этом он не поднимал пустую бурю в стакане воды, не было бунта ради бунта - он старался тщательно разобраться в исторических  и социальных событиях и проблемах, и при этом сформулировал свою позицию так: "... К многострадальному прошлому нужно всегда относиться вдумчиво и уважительно, как к своим родителям, которые никогда не заслуживают нашего осуждения".

О многом говорит и его фраза: "Можно быть поэтом умным, великодушным и добрым, но самое трудное - быть поэтом... СОВЕСТЛИВЫМ" (стр. 103,  выделено мною).


Чем подкупил лично меня он чисто по-человечески? - скажу прямо, своим отношением к похвале: недоверчивым, настороженным: об этом он неоднократно пишет на своих страницах, и даже предал её анафеме в своём  одноимённом стихотворении (стр. 42, 108). Публикуясь на сайте "Стихи. ру", я на собственном опыте убедилась, как трудно получить действительно стОящую - глубокую, вдумчивую, профессиональную рецензию, пусть и не всегда одобрительную: как неоднократно сетовал Эдуард Петрович, у нас гораздо чаще наблюдается такая картина, когда "кукушка хвалит петуха за то,  что хвалит он кукушку".
Эдуард Петренко формулирует для себя критерии настоящей прозы и поэзии, которые мне, например, кажутся глубоко осмысленными и задают высокую планку при написании собственных стихов (стр. 79-80 и др.)
Подкупает его искренность и честность в оценке произведений - как собственных, так и именитых авторов, в том числе того же Григория Блехмана, в личной переписке с которым он открыто и прямо, рискуя быть непонятым, высказывал свое порой критическое мнение о тех или иных произведениях - как, например, в письме от 23 января 2015 года по поводу повести  Блехмана "Женька"...

Очень трогательны  для меня и, я думаю, для многих читателей, его образные стихи, посвящённые природе
- чего стоят только вот эти строки:
"А дождь, как ткач, прозрачной нитью
С землёй сшивает прочно небеса..."
(стр. 43)

Ничто человеческое Эдуарду Петровичу  было не  чуждо: он умел любить и слагать о своей любви  выстраданные, исполненные нежности, пронзительные и "упругие", как назвал их Блехман, строчки.
В его поэзии нашли отражение глубокие философские размышления  о Родине, о смысле жизни, о человеческих взаимоотношениях, о дружбе, о себе.
При этом всегда поражает его  предельная искренность,
прямота и, повторюсь, цельность натуры : как думал - о том и писал, так и жил...
В стихотворении, посвящённом Александру Вампилову, пишет он об исповедальности своего тчорчества и всей своей жизни:
" Иду, как он, напористо,  упрямо,
Одним с ним воздухом дышу,
И вместе с ним я жизненную драму,
Как исповедь, мучительно пишу" (стр. 53)

Не случайны поэтому слова другого его стихотворения:
"И так рождаются стихи
ДУЭТОМ МЫСЛИ И СТРОКИ"
(стр. 5, выделено мной )

И всегда он оставался верен себе, своим принципам и убеждениям.
Хочется сделать девизом собственной жизни слова поэта, сказанные в трудную минуту : "Так что сжав зубы, надо оставаться человеком" (стр. 104)