Предисловие

Анна Евтух
     Почему я решила написать роман? Не слишком ли высоко замахнулась? Может быть, для начала, следовало написать что-нибудь проще? Например - статью. Статья, как гласит словарь – научное, публицистическое, научно-популярное сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете. Признаюсь, у меня был небольшой опыт написания статей, которые публиковались в городской газете. Статьи были по поводу одного конкретного события.

    Мысль о том, что могу сочинять, как зернышко, в благодатную почву, заронила учитель русского языка и литературы Кюрегян Надежда Васильевна. Мы, студенты-первокурсники Камского автомеханического техникума города Набережные Челны, только что окончившие восьмилетку, были настроены постигать «технические» знания, считали, что уроки русского языка и литературы так же не обязательны, как география, астрономия и биология, которые нам не преподавали в техникуме. Ан нет! Надежда Васильевна «поставила дело» так, что ее уроки на первом и втором курсах были чуть ли не основными. Именно она выбрала мое сочинение и прочитала его перед всей группой, как достойное внимания. А «почву» подготовила учитель русского языка и литературы в седьмом и восьмом классах.

    Надо еще отметить, что в первом и втором классах я училась с двойки на тройку. Не сказать, что я не хотела учиться. Я очень старалась. Старалась выводить буквы в прописях, обмакивая перо в чернильницу (шариковая ручка появилась позже). Старалась, высунув язык, но у меня получалось плохо. Меня не хвалили.  И читать я толком не умела…

    До сих пор помню, как однажды мама сидела вместе со мной за круглым столом в горнице (в Магнитогорске, в доме дедушки и бабушки – приемных родителей моего отца, в котором мы с мамой оставались жить и после того, как отец ушел от нас). Над столом висела тусклая лампочка под шелковым оранжевым абажуром с кистями. Мама писала контрольную, чтобы потом отправить ее в институт. Она училась заочно. Я сидела напротив и старательно выводила палочки и крючочки. Ах, как же это было здорово: мы с мамой вместе делаем уроки!  В какой-то момент мама заглянула в мою тетрадь и начала ругать за то, что я все сделала плохо. Она придвинулась ко мне и стала контролировать мои старания. Испугавшись ее недовольства, я уже неуверенно водила ручкой по бумаге. «Куда повела?» - закричала мама, отвесив мне подзатыльник. В голове зазвенело. Я расплакалась от боли, неожиданности и непонимания… А ведь я так старалась! Мне так хотелось, чтобы мама меня похвалила хоть разочек, хоть за что-нибудь… Она похвалила меня…один раз…когда мне исполнилось тридцать пять…

    Мне очень хотелось, чтобы меня похвалила учительница, как она хвалила других девочек. Но на меня не обращали внимания. Первую похвалу от учительницы я заслужила в третьем классе – за усидчивость. Тогда я уже училась в другой школе. В четвертом классе – в трех разных школах. Потом, каждый год – новая школа. Мы переезжали, и менялась школа. И только половину шестого, седьмой и восьмой классы я училась в одной и той же школе. Именно здесь в восьмом классе учительница и обратила внимание на мое сочинение. Она прочитала его перед всем классом, чему я была удивлена и смущена. Сочинение было на свободную тему, а «литературный материал» я знала слабо потому, что мало и медленно читала. Я и до сих пор стесняюсь читать вслух…
    Во время учебы в техникуме Надежда Васильевна стала давать мне книги из своей библиотеки. Я открыла для себя Тургенева. А вот «Графа Монтекристо» читала уже в Северодвинске. Я садилась в кресло около окна. На одной руке – грудной первенец, которому сделали прививку, и он никак не мог заснуть в кроватке, в другой руке – книга. А за окном – белая ночь…
    Может быть, я переоцениваю свои возможности? Может быть, все же стоило попробовать менее масштабный  формат сочинения? Например – очерк. Очерк, как гласит словарь – небольшое повествовательное произведение, содержащее краткое описание реальных фактов, лиц. Признаюсь, что серия очерков лежит у меня «в столе».

    Но теперь - то я задумала ввести в повествование элементы фэнтези… Может быть, фантастический рассказ? Рассказ – небольшое повествовательное художественное произведение в прозе. Повесть? Повесть – повествовательное произведение с сюжетом не менее сложном, чем в романе, но меньше по объему. И все же – роман! Роман – литературный жанр, чаще прозаический, зародившийся в средние века у романских народов как рассказ на народном языке и ныне превратившийся в самый распространенный вид эпической литературы, изображающий жизнь человека с её волнующими страстями, борьбой, социальными противоречиями и стремлениями к идеалу. Будучи развернутым повествованием о жизни и развитии личности главного героя(героев) в кризисный, нестандартный период его жизни, отличается от повести объёмом, сложностью содержания и более широким захватом описываемых явлений.
О чем же мой роман? Мой роман о том, как женщина, раздавленная горем, похоронившая внезапно умершего мужа, с которым прожито тридцать лет, пытается вернуться к жизни. Не все однозначно было и в ее прошлой семейной жизни, не все просто было и в ее юности, в детстве. Теперь, оставшись, практически, одна, она пытается найти саму себя, истинную.

    Сюжет, как гласит словарь – совокупность последовательно развивающихся событий, составляющих основное содержание художественного произведения; тема, предмет изображения в произведении. Свой сюжет я задумала, как косу – из трех прядей. Одна – история жизни женщины (моя жизнь). Другая – правила стихосложения. Третья – фантастические перемещения главной героини в историческое прошлое.
Сочинение, как вид письменной работы, представляющий собой изложение своих мыслей, знаний на заданную тему, строится, как известно,  по определенным правилам. Прежде всего – завязка – событие, которое является началом действия. Она или обнаруживает уже имеющиеся противоречия, или сама создает конфликт. Затем – основная часть повествования с кульминацией, как моментом наивысшего напряжения в развитии литературного произведения. И развязка – исход событий, решение противоречий сюжета.

    Какова цель моего романа? Прежде всего, уж извините за махровый эгоизм, мне нужно отпустить боль в  чистое поле листа, чтобы она не раздирала меня изнутри ежедневно, чтобы жить дальше. Раньше я выплескивала эмоции в попытках писать стихи. Стихи – как зарифмованные чувства. Последние – наполнены болью, отчаянием и тоской. «Хватит лить слезы и мотать сопли на кулак. Пиши радостные, веселые стихи!» - осадил меня доброжелатель. Но, видно, в кувшине души осталось слишком много горького вина. Все отдавало горечью. Из кувшина можно налить только то, чем он наполнен. И прежде, чем налить в кувшин сладкое вино, надо из него вылить горькое.

    Мой роман – лекарство, которое я прописала сама себе. Возможно, это будет интересно и пригодится еще кому-то?

Рисунок-мой, в обработке Александра Поленова