Город Троицы. Открытый авторский урок

Наталья Мартишина
Культурологическая карта нашего края: открытие для души

Урок-импровизация, интегрированный урок (МХК + ДКП)

Цели урока: активизировать учащихся в плане научного поиска, привить навыки научной работы: постановка вопроса, поиск информации, анализ.

Задачи урока:  привить любовь к родному краю, воспитать восприимчивость к красоте, дать учащимся возможность проявить себя как активных, любознательных людей.

Оборудование: культурологическая карта города ( печатное издание), презентация ученицы "Люди веры", картины живописца для анализа картин.

Для создания творческой непринужденной атмосферы предлагаем учащимся разместиться за партами на выбранных ими самими местах.


 Учитель. Удивительна история нашего края! Сколько бы мы ни изучали её, всегда найдем нечто новое, что навсегда остается в наших сердцах как яркие, незабываемые впечатления. И сегодня мы постараемся открыть несколько страниц духовной культуры Сергиева Посада. Наш город дарит вдохновение и поэтам, и художникам, и историкам, и всем тем, чья душа открыта возвышенным впечатлениям. И мы знаем, почему это происходит.

Ученик читает стихотворение.

В этом городе вера в добро горяча,
Даже сердце ликует невольно:
Отовсюду видна золотая свеча - 
Золотая свеча колокольни.

Город, будто и вправду- пасхальный кулич,
Тут гора Маковец над рекою,
И пейзаж, будто яркой глазурью облит - 
Вдохновенною, доброй рукою.

Стены белые Лавры под солнцем блестят,
И украшены церкви украсно,
Это Сергиев город, наш славный Посад - 
Всей России он видится ясно.

Видит мир то, что вера в добро горяча,
Слышит мир колокольные волны.
Каждый день в православных пасхальных лучах  
Негасима свеча колокольни.


Наверное, нет человека, кто не восхитился бы городом Троицы. Вот и наши краеведы изали культурологическую карту.

Сегодня на уроке  она перед вами.

Посмотрите - здесь и перечень живописцев, и поэтов, и ученых, живших в нашем городе.И несомненно, город влиял на них, дарил вдохновение и открытия.

Сегодня мы попытаемся сделать свои открытия. И карта нам поможет. На уроке она будет с вами, рассмотрите ее. Мы раздадим вам чистые листы бумаги. Почувствуйте себя ученым, краеведом, поэтом, перед которым чистый лист бумаги. Он ждет открытий, как вы ждете новых знаний. Попробуйте сделать на листе за урок заметки, а может, и рисунки, отметьте то, что для вас было интересным, новым, важным. Потом мы обсудим ваши ответы, это будет на следующем уроке.

Итак, находим на карте факты, которые нас удивляют, которые вызывают интерес, и делимся ими.

Вот я вижу имя Лермонтова - он посетил наш город в 1830 году. А как это стало известно?

Стихотворение "НИЩИЙ"


Нищий
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!

Сколько лет было поэту в том году? - он родился 15 октября 1814 года. 16 лет!
Удивительно ли, что он не заметил красоты обители - ведь в паломническом походе была та, в которую он влюблён?


Но вот человек солидный,глубоко верующий, писатель Иван Шмелев записывает свое воспоминание:

 из книги «Богомолье»: «И отовсюду видно розовую колокольню-Троицу: то за садом покажется, то из-за крыши смотрит — гуляет с нами. Взглянешь — и сразу весело — всегда тут праздник».

Как вы считаете, верно ли это?

Ученик — Да, отовсюду в городе видно лаврскую колокольню.

 Вот что еще писал Шмелев в книге «Богомолье»: «Закрываю глаза — и вижу: золотой крест стоит над борами, в небе розовое я вижу, в золоте, - великую розовую свечу пасхальную. Стоит над борами в небе, солнце над ней горит, я так ясно ее вижу! Она живая, светится крестом-огнём. Впервые тогда почувствовал я веру, что есть защита необоримая...»

Учитель.


Живописец Анатолий Власов принес нам свои работы.

Посмотрите, на картине Анатолия Власова колокольня голубая.
Но ведь Шмелев писал о розовой колокольне, и она напоминала ему о пасхальной свече, говорила о пасхальной радости.

Учитель.

Верно.
Такой колокольня и была раньше . Посмотрим на картину Юона.
Константин Юон посещал наш город в конце 19 века, он был одним из первых известных живописцев, кто прославил красоту Лавры на холстах. Всем известна его картина «Купола и ласточки». Надо сказать, что наш город по-своему прославил художника Юона.

Всеволод

Сама фамилия Юона похожа на песню весенней капели, так услышал поэт Владимир Сосин, наш земляк.

Всеволод прочтет стихотворение Сосина, где отразился взгляд Юона.



Сверкают купола и капли,
и неба синева – в глазах.
Мы вновь на солнечном спектакле,
что сочинили в облаках.
Вновь в ветре, в творческой отваге,
весны мелькают два крыла.
Посад, журчат твои овраги,
звонят твои колокола.

II

Посад, для живописцев разных
ты был отрадой и судьбой.
Ты – красок пир, ты – красок праздник
янтарно-ало-голубой.
Тебя воспели, как сумели,
художники былых времён.
И в звонком шёпоте капели
Мне слышится: «Ю-он!.. Ю-он!..»
Юон – любил он город мой
Писать весенним и весёлым,
Как бы над миром вознесённым
В поток сиянья неземной.

III

В заветном круге Лаврских стен
цифири часовой не верьте.
Она для мелких перемен,
а здесь - величие бессмертья.
Забыв угары ссор и споров,
кто сердцем всё воспринимал:
и свет икон, и мощь соборов,-
тот дух бессмертия познал.
Я говорю, обычный смертный,
привязанный к родной земле:
«Посад, люблю твой облик светлый
с пречистой Лаврой на холме.
Люблю в час звёзд неугасимых,
когда ликует тишина,
шептать, как имена любимых,
церквей заветных имена.
И во вселенском океане
на всплесках Млечного пути
мне не найти земли желанней,
звезды прекрасней не найти!»


Учитель.

Превосходное стихотворение. В нем столько любви к городу, и радость поистине пасхальная, весенняя.
Когда же колокольня стала голубой?
Если вы посетите краеведческий музей нашего города, вы увидите множество фотографий начала  ХХ века, где колокольня розовая. Но вы увидите и несколько работ Николая Барченкова военного периода, и даже послевоенного периода, где колокольня - розовая, а стены и башни монастыря - красные.



Ученик

Мы знаем историю строительства колоколни. Пятиярусная лаврская колокольня, построенная в 1741—1770 годах (Дмитрий Ухтомский), считается одним из лучших памятников русской архитектуры XVIII века. Колокольню украшают изящные белые колонны, белокаменные картуши сложного рисунка во фронтонах первого яруса, а также навершие в виде причудливой золотой чаши. Первоначальный проект, созданный придворным архитектором Иоганном Шумахером, предполагал сооружение трёхъярусной колокольни, проект был передан архитектору Дмитрию Ухтомскому. Ухтомский полностью переработал проект и решил сделать колокольню пятиярусной. Во фронтонах первого яруса архитектор предлагал разместить портреты русских царей, а у парапета — 32 скульптуры, прославляющие человеческие добродетели («Разум», «Верность», «Любовь к Отечеству» "Мужество", "щедрость" и др.). Эту часть проекта реализовать не удалось, вместо скульптур на парапете были поставлены вазы. По окончании строительства колокольня стала одним из высочайших сооружений России своего времени (так, высота её вместе с крестом — 87,33 м — на 6 м превышает высоту колокольни Ивана Великого в Москве)



Учитель.

Как удивительно — мы могли бы увидеть 32 скульптуры, образы добродетелей. Сможем ли мы насчитать столько добродетелей? Вы сказали — Разум, Верность, Любовь к Отечеству. Попробуем продолжить?

Ученики

Называют Самоотверженность, Доброта, Честность, Отвага, Смирение, Забота и т. д. До 32 наименований.

Учитель.

На сайте Лавры дается оценка современного духовенства:"Постановка ваз вместо статуй безусловно обеднила силуэт сооружения, а также значительно ослабила его идейную выразительность и триумфальность." Вы только представьте - ведь со статуями колокольня была бы образом идеального человека, и не случайно число добродетелей было - 32.  Например, число храмов в городе Переславле до революции тоже было 32. А число храмов в городе Кашине - до революции было 33, и располагались они в виде креста по городу. Что же в этой символике?

Ученик

33 - число земных лет Христа. 32 - столько ступенек-лет Спаситель прошел до наступления 33 года, прошел в облике Сына человеческого. В этих цифрах - тоска по гармонии, напоминание всем о вере.

Учитель


И напоминание всем о жизни Христа, о пасхальной радости.

ФИЗКУЛЬТМИНТКА

А все же — когда колокольня поменяла цвет?

Ученик

Вот что мы можем прочитать на сайте Лавры в статье "Лаврская красавица колокольня"
Исключительно стройная и изящная, пятиярусная колокольня Троице-Сергиевой Лавры заслуженно считается красивейшей на Руси. Она почти полностью сохранила свой первоначальный вид.
 В середине XIX века в числе других зданий монастыря колокольня изменила свою окраску: вместо зеленовато-бирюзового тона ее стены получили красный цвет.


Учитель

Колокольня стала красной в середине  девятнадцатого века. И тогда же была построена железная дорога из Москвы к станции Сергиево, в наш город. Большое количество паломников теперь могло легче добраться до Лавры и окрестных монастырей. Краеведческий музей нам предоставил цифры: на 13 тысяч жителей города в год приходилось полмиллиона паломников. Мы можем сделать вывод, что Россия была очень религиозна, стремление паломников почувствовать пасхальную радость, радость веры, было очень велико. Видимо, чтобы полнее отвечать образу пасхальной свечи, и была перекрашена колокольня. Сам же ансамбль монастыря напоминал красочный пасхальный стол, в храмах, как в цветных подарках, и этот вид, несомненно, зажигал в сердцах восторг.

Ученик

Вот что написано дальше: "Колокольня Троице-Сергиевой Лавры — один из высокопоэтичных памятников национального зодчества, в котором вековое представление русского человека о красоте нашло яркое и полное отражение.
В 1964 году колокольне был восстановлен первоначальный зелено-бирюзовый цвет."


Учитель.

В советское, богоборческое время было не до пасхальной радости. Исчез образ колокольни-пасхальной горящей свечи, но сама пасхальная радость не исчезла.Она оставалась в сердцах.




Учитель.

 Мы просто обязаны изучать тот период на рубеже веков, когда в наш город устремлялись реки паломников, город украшался и расцветал, и отражался в произведениях писателей, на холстах живописцев. Мы должны яснее представлять, как жил наш город тогда. Ведь и в наш уголок города приезжало множество известных людей, и это было неспроста. Удивительный Черниговский скит манил паломников, в монастырской гостинице здесь неоднократно жил Михаил Нестеров, здесь он работал над "Видением отроку Варфоломею", и на полотне мы узнаем родные окрестности.
Нестеров написал картины "Пустынник", "Философы" - и там тот же радонежский пейзаж.

Ученик

А в прошлом году на Дне науки в нашей школе зачитывался доклад о том, что знаменитый Алексей Саврасов писал нашу Киновию - ту самую, которую мы видим, если будем идти в Черниговский скит. 38 автобус проезжает мимо места, с которого Саврасов и писал картину "У врат монастыря". Оказывается, это было красивейшим местом, с широкой чистой рекой, с большой ровной поляной - пологим берегом, где отдыхали паломники в летние дни. Другой же берег был крутым, и за мостом и лестницей высились белые ворота Киновии, и она сама услаждала взор.


Учитель.

 Это потом там долгое время работала матрасная фабрика, и никто бы не узнал пейзажа с картины. Кладбище монахов около Киновии было разрушено, памятники разбиты на мощение дороги, а могилы ради смеха раскапывали местные хулиганы. На месте кладбища осталось лишь несколько высоких сосен.

Но и Черниговский скит сильно пострадал в то время. Купола были жалким зрелищем, это были остовы куполов, в храме была сначала колония малолетних преступников, потом - склад матрасов с соседней фабрики. Теперь монахи скита могут показать вам икону Богородицы со следами от пуль - так развлекалась охрана колонии, такие у них были мишени. От закрытия скита до его восстановления прошел долгий век...
А век назад многие паломники ехали в Черниговский скит не только насладиться красотой, не только молиться у святынь, но и за советом необыкновенного мудрого старца. Вы знаете имя этого старца?


Ученик.

Это Варнава Гефсиманский. За его благословением шли паломники из многих уголков России.  Всех приходящих мужчин он называл "Мои сынки", а женщин "Мои дочки".  Люди его называли "Мудрый простец"!

Учитель

А как понять слова "мудрый простец"? Почему его так называли?

Ученик отвечает.

Учитель. Да, это был истинный подвижник, смиренный монах, которому было открыто многое.

Среди "сынков" старца Варнавы был и сам последний Российский император Николай Второй Романов.

В январе  1905 года, буквально за год до смерти старца Варнавы в скит приехал император Николай Второй. Император навестил известного старца. Старец Варнава принял императора Николая в своей  кельи.
Конечно,остаётся неизвестным, о чём говорил святой-царь страстотерпец Николай со святым преподобным старцем. Станет только известно, что старец предсказал царю мученическую кончину и  благословил царя на этот мученический подвиг .

Учитель.
На стене черниговского скита теперь большая фреска-икона , рассказывающая об этом посещении.
 
Проанализируем картины. Вспомним, как мы проводили АНАЛИЗ КАРТИН

Учитель

Россия действительно сильна, и огромные духовные силы скрыты в ней. И в нашем городе тоже. А может быть, и особенно в нашем городе. Не зря же чувствовал это писатель Михаил Пришвин. Он жил в нашем городе как раз в богоборческое время, он оставил нам фотохронику того, как сбрасывали Лаврские колокола. И он записывал такие строки:

"Скоро поезд приносит меня в Загорск... Здесь так сильна весна света..."

Весна света - это же и есть пасхальная радость! Ее невозможно убрать из души, скинуть с колокольни, разрушить...

Разве не об этой удивительной радости писал Иван Шмелев в книге "Богомолье"?


А теперь сосредоточьтесь на вашей лабораторной работе, заполните листы.


На следующем уроке мы посмотрим, что у вас получилось.  (заслушаем ваши рассказы)

Вывод

Общий вывод: историю духовной культуры мы пишем сами.