Прорастающий поэтический легион нового века

Кешет Голдберг
Александр Сергеевич Кочетков (1900-1953 гг) – русский советский поэт, драматург, переводчик. К сожалению, его творчество не было широко известно при жизни. Даже не было информации о причине его смерти и только в 2013 г. было обнаружено место его захоронения: колумбарий на Донском кладбище.

Александр Кочетков, с детства мечтавший стать путешественником, начал писать стихи с 14 лет. После окончания Лосиноостровской гимназии поступил на филфак Московского университета, потом служба в Красной Армии... Среди современников был более известен как переводчик. Произведения, которые он переводил с западных и восточных языков, широко издавались уже в двадцатых годах прошлого столетия. Однако первая публикация собственных стихов включала всего три его стихотворения в альманахе «Золотая зурна» (1926 г., Владикавказ), а в 1966 г. в сборнике «День поэзии» появилась «Баллада о прокуренном вагоне». Надо сказать, что у данного стихотворения, написанного в 1932 г., странная судьба. Популярность к "Балладе..." пришла в 40-х - ещё во время войны и после неё слова стихотворения переписывали и заучивали наизусть. 

По-особому зазвучала «Баллада...» в фильме Эльдара Рязанова "Ирония судьбы, или С легким паром!" (1975 г.) Наверное, сейчас всем знакомы слова из «Баллады...»:

...С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них,-
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
Когда уходите на миг!

Возможно, слава поэта А.С. Кочеткова задержалась в связи с тем, что он действительно принимал участие в Гражданской войне на стороне белогвардейцев. Об этом писал З.Е. Гердт (книга «Рыцарь совести», 2010 г.). Однако в официальных версиях об этом факте не упоминается и даже есть сведения о службе Кочеткова в Красной Армии до 1919 г. Но очень хочется привести небольшую цитату из книги Гердта о поэте:
«...Перепутать его лицо с лицом человека какой-то другой профессии было невозможно. Он — поэт. Это было написано на его челе. У него был не лоб, а чело. И не глаза, а очи. Светлые-светлые, голубые, выцветшие очи, очень красивые.
Когда я его увидел, мне показалось, что это был ангел...»

Лев Адольфович Озеров, благодаря которому впервые была опубликована "Баллада...", Об Александре Кочеткове:
"Поэт был скромен, талантлив, бескорыстен, дерзок в замыслах и очень застенчив. Перечисляю качества, которые все ценят, высоко уважают, приходят от них в восторг. Но, увы, не они решают судьбу поэта..."




Как-то раньше я не обращал внимания на слово "прорастайте" в стихотворении Александра Сергеевича. Оно хорошо вписалось в сюжет и было уместно. Даже не помню, встречал ли это слово в других стихах. А тут вдруг увидел в инете, как часто оно употребляется поэтами и... порой даже как-то странно. Меня удивило частое употребление слова в современных инетных версиях стихов на различных сайтах. Не думал, что его можно использовать так, мягко говоря, оригинально. Сложно сказать, заимствовано ли это слово именно из «Баллады...», но оно точно помогло многим авторам «прорастать» на поэтическом поприще разнопланово. Иногда великолепно, иногда странно и не совсем поэтично. 

Если верить инету, уже миллионы «прорастающих» чем-то, на чём-то и во что-то: в предметы, в камни и на камнях, в стихи, в небо... цепко, травой, восторженностью, взглядом, молчаньем, деревьями, волей, сердцем, дыханьем, нутром, корнями, корневищем... даже «благовестом высоких небес» или «между строк». Создавались не только коротенькие стишки, а даже «страшные», «эротические», «драматические» или «полукриминальные» поэтические истории... Поразила одна вампирическая страшилка: «...Пробираемся в душу, пускаем корни и растём, питаемые мыслями, чувствами и эмоциями...» Кое-кому стихи «забивали гортань» и «в легких... прорОстали как герань».

Похоже, никто не задаётся вопросом: а зачем вообще надо прорастать такими изощрёнными способами? Особенно выделяются образы «прорастающих и проросших друг в друга», а судя по датам, давно обретшие статус штампов. Это не мешало некоторым авторам после подобного «прорастания» усиливать эффект стиша и другими штампованными фразами. Многим, захотелось повторять чужие находки - чтобы «нож блеснул», или «чувство каната» рвалось нитью, или попытаться «разделить мир на фрагменты». Кстати, наблюдательный поэт даже заметил, что в мире «все фрагменты одной картины». Так что об индивидуальности и поэтическом шарме и речи нет. Кое-кто даже попытался обратить внимание на проблему с прорастанием, чтобы не «прирастали... стихами чужими».   

Тем не менее, можно с избитыми штампами слагать нечто особое. У Тимати есть песня о «канатах» и «тонкой нити» со словами: «канаты рвутся, а между нами и вовсе тонкая нить. О нас с тобою не снимут фильма...» Вот тут я и подумал: не будут же снимать фильмы о поэтах-рейтингистах. Не будут снимать и о тех, кто с одними и теми же стихами пребывает на нескольких сайтах или на очень многих. Не поможет подобная многоцелевая реклама себя любимого прославить. Ну а сама Слава слишком избирательная дама... Собственно, она настолько разнообразна и может в таком облике посетить, что лучше бы остаться в тени.


Фото взято из инета: Александр Сергеевич Кочетков