Часть 5. Асмодей, дьявол блуда,... Вяземский

Владимир Конюков
Часть 5. Асмодей, дьявол блуда,… Вяземский.



     В письме Пушкин Вяземскому, «Судьба… Представь себе ее огромной обезьяной, которой дана полная воля».  Он о чём?
Психика поэта на взводе. Думы на возможные обвинения властей, о наличии огромного количества его стихов у восставших «декабристов» и реальность быть сосланным в Сибирь на каторгу…
Александра Сергеевича раздумья постоянно возвращали назад в Одессу, в 1924 год. Как объяснить правительству причины, что было, как было и поэтому он находится в деревне – имение Михайловское, тысячи вёрст расстояния до столицы.
Почему там находится? Потому что князь Вяземский его хотел «сплавить» в иноземье. В иностранщину навсегда, посадив на пароход и к берегу турецкому, чтобы никогда не возвратился…

     Поэт видел подозрительные старания семьи Вяземских, восхваление западных ценностей, внушение ему прелестей зарубежной жизни. Князь «строил» себя независимым западником, он его звал, «… милый Европеец», с большой буквы.
«Побег» – выдавливание соперника на звание Первого поэта империи, провалился.
Княжна, Вера Фёдоровна, непосредственный исполнитель, устраивавшая «бегство» поэту, ублажала того и собой. Чарами влюблённой под плеск морской волны…
Нормы каменщицы, идеология масонов – свободная любовь, позволяли. Писала письмо – отчёт мужу, в Одессе «… я у него была единственной…».
Расчищала поэтический путь своему Петеньке – Петру Вяземскому к Олимпу поэзии своим грешным телом легко, «полезное с приятным». … Наверное, рассуждали - благое для них дело, с её, с князем предприятие, а средства? Быть любовницей,… любые способы  хороши…
 
    … Князь подставил Пушкина под следствие, суд, приговор. Ссылка, печаль - злодейка судьба. Посадили на цепь в деревне, возмущение, отповедь,… месть…
Если бы получилось у Вяземского, Пушкина заклеймили определением изменщика, прокляли. Совершил побег из отечества, предал родину…
Изощрённость князя в придумках, поэтому Пушкин ему выговаривает, ты, «… обезьяной, которой дана полная воля. Кто посадит ее на цепь?» Его он посадил, а кто князя образумит?
Причина бед поэта, душевных мук - поступки князя Вяземского Пётра Андреевича, масонского куратора поэта.

     Энциклопедическое в сокращении. «Арзамасское общество безвестных людей», или просто «Арзамас», 1815-1818 - закрытое дружеское общество и литературный кружок, объединявший сторонников нового «карамзинского» направления в литературе. «Арзамас» поставил себе задачей борьбу с архаическими литературными вкусами и традициями, защитники которых состояли в обществе «Беседы любителей русского слова», основанном А. С. Шишковым. Членами «Арзамаса» были как литераторы (среди прочих В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, А. С. Пушкин), так и политические и общественные деятели (С. С. Уваров, Д. Н. Блудов, Д. В. Дашков и другие).

В противовес торжественной официальности собраний «Беседы» заседания «Арзамаса» имели характер весёлых дружеских встреч. Название «Арзамас» было взято из памфлета Блудова, а все члены «Арзамаса» наделялись шутливыми прозвищами, заимствованными из баллад Жуковского. Так, сам Жуковский стал Светланой, Вяземский — Асмодеем, Пушкин — Сверчком и т. п. Внутри кружка было множество различных традиций, пародирующих устои «Беседы» и Российской академии, масонов и православную церковь. На заседаниях арзамасцы читали эпиграммы, шутливые протоколы и критически разбирали собственные сочинения. Символом общества стал гусь арзамасской породы, которого подавали к столу.

После вступления в общество будущих декабристов и закрытия «Беседы» арзамасцы попытались сделать работу кружка более серьёзной и задумали издание собственного журнала. Однако дальше составления плана дело не пошло. В 1818 году «Арзамас» распался. Внешней причиной был разъезд многих его членов из Санкт-Петербурга. Фактически же арзамасцы не сошлись в своих социально-политических взглядах».
 
     «Арзамас» - литературный кружок, типичное начальное масонское в литературе, искусстве. Революция в литературе, «мягкая», не радикальная. Даже прозвища, что у масонов были обрядовым обязательным явлением. Но, члены кружка пародировали устои науки, масонство, православную церковь! Противоречивое, не организованное, так называемое, «дикое» российское масонство…
«Арзамас» распался, растащили членов кружка более влиятельные клубы с разными приоритетами и в литературе.
Немаловажно, российское масонство ставило дело на коммерческую основу, отсев. Бедных участников побоку, «приличных» граждан привечать. Взносы были немалые, пожертвования существенные. Благотворительность масонская продуманная – и за собственный же патриотизм надо было платить.

     «Сверчок» в «Арзамасе», прозвище талантливого парня Пушкина. Говорливость, сыпет стишатами, на каждое событие – оригинальная рифма.
Сверчок насекомое, беспрерывно трещит. Сравнение характерное, оптимизм, весёлость, жизнерадостность молодого Пушкина.
Но главное. «Сверчок домовый, или сверчок домашний… - вид, родиной которого является Северная Африка…».  И… родина предков Александра Сергеевича Пушкина она же!
Баллады В.А. Жуковского и он сам, принявший «кличку», абсолютно точно дали определение юному дарованию, прозвище, которое осталось навечно в наследии поэта.

     Князь Вяземский по социальному статусу в кружке «Арзамас», отдельная «белая кость»…
Он – князь, не ровня мелким дворянам, даже «графьёв» не замечает и он среди толпы литераторов. Княжеское нивелировано к стремлению вольного сочинительства, называться писателем? Получается так, ещё и журналист, проще в общении.
Мечтатель – поэт, взойти на вершину поэзии целой империи. Для этого и учился, как слагать, составлять строки строф, у того же Жуковского. К тому времени Василий Андреевич, был учителем русского языка царского семейства, родственников императора. Известным, нашумевшим, не только в отечественных литературных кругах, поэтом.

     Василий Андреевич Жуковский наделил Вяземского кличкой, прозвищем, «Асмодей».
Мистическое – величественное и жуткое загадочное название образа…
Из энциклопедий в сокращении.
«Асмодей… Один из самых могущественных и знатных демонов. Дьявол вожделения, блуда, ревности и одновременно мести, ненависти и разрушения. Князь инкубата и суккубата ("Молот ведьм"). Князь четвертого чина демонов: «карателей злодеяний», «злобных, мстительных дьяволов» (Р.Бёртон). Начальник всех игорных домов в Аду (И.Виер). Пятый из десяти архидемонов в каббале. Оккультисты относят его к демонам Луны. 
Персам он был известен по меньшей мере три тысячи лет назад…».

     Энциклопедист, знаток мировой литературы, оккультных наук, писатель российской империи Жуковский, прилюдно в кружке, поздними отголосками наследия, на века всем народам, определил и наделил таким прозвищем князя Вяземского!
Страшная характеристика «большого» «огромного» демона.
И слова Пушкина в письме 1826 года,
«Судьба… Представь себе ее огромной обезьяной…». Судьба, как огромная обезьяна.
Что имел ввиду поэт и князь прекрасно знал, о чём написал Пушкин. Царская цензура знала, следователи по делу «декабристов» знали.
 
     Обращение подтекстом к шефу жандармов Бенкендорфу, и генерал  знал прекрасно прозвище Вяземского…
Род Вяземских, наследных европейских масонов англицкого толка, как не знать ему, бдящему за порядком своих и соседних империй.
… Огромная обезьяна, это князь Вяземский! Почему, отчего?

     Его отец, Андрей Иванович, богатейший человек российской империи.
Организатор российского масонства, координатор с европейским, хранитель и распорядитель огромных денег масонов. Хозяин банков, движения финансов масонской империи, вливания в российскую экономику денег, чтобы выкачивать ещё больше.
Потомок переселенцев древнего рода с великобританских земель периода средневековья, бушующих войн, эпидемий в своём краю. Оказавшийся через польские «европейские ворота», путь на восток,  в массе шкотских переселенцев островных народов, на бесконечных российских просторах.
Род обжился, организовал своё дело, создал свою фамилию классических переселенцев по географическому принципу, «мы будем вяземские, мы - вяземские». От древнего города Вязьма и реки, историческая составная фамилия, как паспорт - Вяземский. Место проживания теперешнее и откуда семья – суффикс «ск», от шкот(ск)их переселенцев. «Ский», «ская» - мужчина или женщина.

     Мать Петра Андреевича Вяземского.
Ирландка древнего католического гербового рода, сложной судьбы, но романтической насыщенной жизни, привезена отцом с Европы. Отбита у прежнего мужа, выкуплена, организовал развод. В России приняла православие.
Впечатляющей внешности, яркая, огненно – рыжая, броская дама. Европейка – иностранка на русских землях, духом к духу своего мужа.

     Сам, Пётр Андреевич, период существования кружка «Арзамас», имел возраст 23-26 лет. Парень, наследник состояния, суммы которого и не знал, оно было столь огромным. Отец умер в 1807 году, опекуном был историк писатель Н.М. Карамзин.
Юный возраст и поведение повесы. Огромные деньги, вседозволенность до распущенности. Критерии поведения «переходного» возраста к взрослости. В каждом веке свои стиляги. Мода.
Мать его наградила лицом, точная копия её. Бабье (женское), нежное, привлекательное. При жизни, отец его считал маменькиным сынком, не мужик растёт…, неженка. От этого воспитанием не занимался, медлительный увалень, пухлый краснощёкий румянцем, не мужицкого вида.

     За двадцать с лишним лет. вырос в стилягу своего века. Необычные образцы одежды, французские гувернёры учили и наряжали французской моды вычурными выкидонами.
Причёска была «а - ля, оранг», значит орангутанг. Жаргонное в сокращении «оран» или «оранг».
Читаем справку.
«Орангутаны (малайск. orang utan — «лесной человек», лат. Pongo) — род древесных человекообразных обезьян, один из наиболее близких к человеку по гомологии ДНК. В разговорном русском языке равнозначным является вариант названия «орангутанг», но в зоологии употребляется только первый вариант…
По некоторым данным, орангутан считается самым умным животным после человека».

     Петя, парень в «Арзамасе», к распаду кружка, имел 26 лет  возраста, Пушкин 19 лет. Уже признанный поэт империи, в 19 лет видел Вяземского огромной обезьяной. Видел и позже. В письме и написал явно оскорбительно, но имел право, по вине князя он в «михайловском» деревенском глухом заточении,  вместо моря, волн, театра, одесских радостей бытия.
«Судьба… Представь себе ее огромной обезьяной…».

     Молодой князь Вяземский, по современному определению приличных взрослых, был обыкновенным оболтусом (вежливо, повеса). Образ жизни, табунок -  «молодняк» девок с ним или «ходок» к ним, «Дьявол вожделения, блуда…».
Не стриженный, патлатый, как «оран». В мать, рыжая шевелюра огненно красно – рыжих волос. Длинная яркая копна волос на голове, светло – рыжих молодых орангутангов, взгляд ленивых флегматичных глаз из – за них.
Поэт насмехался в письме над ним, «… Баратынский… род теплой шапки с ушами. Голова вся в нее уходит. Ты, может быть, исключение».
Тонкость подвоха, голова одна или одна рыжая его шевелюра в шапке помещается, намёк на то,…что ум не помещается.
 
      Прозвище «Асмодей», понятно объяснением и внешнего вида Вяземского, богатый лохматый, рыжий, как «оран» или демон оранжевый... Определение черт характера, поведение,  «Дьявол вожделения, блуда, ревности и одновременно мести, ненависти и разрушения».
Энциклопедист литератор, поэт Жуковский, умный поэт Пушкин, вместе об одном и том же,
«… орангутан считается самым умным животным после человека», с советом поэта князю, «… Представь себя огромной обезьяной…»…, орангутангом.
Пушкин и написал письмо Вяземскому в 1826 году, ему было 34 года, на которое ответа не было… Оскорбился князь, всё помнил, как его дразнили и… сделал вид, что не получал пушкинскую «язву», или, что он ничего не понял...

     Расчёт Пушкина для оправдания был точен,  цензура поняла, донесла документ куда надо… И смысл письма нам, через столетия.


Продолжение следует.